Феноменология и жизненный мир
Основатель феноменологической философии Эдмунд Гуссерль незадолго до своей смерти назвал ее философией, которая «возвратилась к познающему субъекту как средоточию всех объективных смыслов и значений бытия».2 Гуссерль утверждал, что
Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 73
—~\ объект с необходимостью относится к субъекту. Это 1
означает, что справедливо и обратное утверждение ' о том, что не существует чистого сознания, а сознание всегда есть лишь сознание чего-либо. Поэтому важным предметом феноменологии является тот мир, с которым человек вступает в отношение в своем сознании. Опыт человека в мире есть часть его опыта жизни в мире совместно с другими людьми. Мир, который кажется нам несомненным, основан на доверии к нему. Этот само собой разумеющийся мир смыслового опыта Гуссерль называет жизненным миром. Он «является пространственно-временным миром вещей, каким мы его воспринимаем до и вне всякой науки».1 Этот мир просто существует, он сам себя утверждает и не требует никаких дополнительных обоснований. По отношению нему мы обладаем естественной установкой, которая удивительно непроблематична. По словам Шюца, именно эта мысль больше всего заинтересовала его в феноменологии Гуссерля.2 Естественная установка является нерефлексируемой и постоянно подтверждает себя через рутину повседневного повторения одного и того же. Жизненный мир есть несомненная реальность.
Шюц соединяет концепцию жизненного мира Гуссерля с понимающей социологией Макса Вебе-ра. Он пишет: «Науки об истолковании и объяснении человеческого действия и мышления должны начать с описания базовых структур донаучного знания которое является само собой разумеющей-
1 Письмо Парсонса от 2 февраля 1941 г.
2 Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie / Husserliana. Gesammelte Werke, Bd. VI. Den Haag, 1976. S. 102.
1 Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie / Husserliana. Gesammelte Werke, Bd. VI. Den Haag, 1976. S. 141.
2 Baeyer A., uon. Einleitung. S. 10.
74 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
ся реальностью для людей с естественной установкой. Эта реальность представляет собой повседневный жизненный мир».1 Человек принимает в этом мире постоянное и неизбежное участие. Это тот мир, к которому человек постоянно ощущает свою принадлежность, и одновременно это тот мир, в котором он постоянно живет вместе с другими людьми. Как это возможно, будет показано в дальнейшем, а сейчас нам необходимо выяснить, как человек находит свой путь к такой реальности. В этой связи следует воспользоваться несколько иным определением понятия жизненного мира: «Под повседневным жизненным миром понимается та область реальности, которая свойственна в качестве простой данности нормальному бодрствующему взрослому человеку в здравом рассудке. Простой данностью мы называем все, что переживаем как несомненное, то есть любое положение дел, которое до поры до времени является для нас непроблематичным».2 В этом определении жизненный мир предстает как «не подлежащая сомнению основа естественного /мировоззрения». Каким образом человек приходит к своему естественному мировоззрению? В этом заключается основной вопрос феноменологии.
Феноменология изучает путь человека к социальной реальности, в которой он живет. Единственная возможность найти путь к ней — это сознание, однако эта реальность далеко не единственная. Для меня такой реальностью является одно (родительский дом, о котором я сохраняю добрую память),
1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. Neuwied, 1975. S. 23.
2 Ibid.
Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 75
для других — другое (например неудачная попытка начать беседу). Одни части окружающей действительности кажутся нам раз и навсегда данными и неизменными (например местоположение города, климат), другие мы можем менять по своей воле (плохие соседи или старый автомобиль). Доступ к этим частям реальности возможен лишь посредством сознания. Сознание всегда направлено на нечто, существующее вне его самого. Отныне феноменология не претендует на знание о вещах в себе, а ограничивается лишь тем, чтобы показать отражение вещей в сознании, направленном на них.