Смысловое строение социального мира
Единственная книга, которую Шюц опубликовал при жизни, называется «Смысловое строение социального мира». Она вышла в 1932 году и имеет подзаголовок «Введение в понимающую социологию». Она представляет собой нечто большее, чем просто введение, и является попыткой философского обоснования социологии Макса Вебера ради развития «понимающей» методологии.
В начале предисловия Шюц поясняет мотивы написания книги. Он пишет: «Предлагаемая книга восходит к многолетним интенсивным исследованиям теоретико-методологических сочинений Макса Вебера. В ходе длительной работы над ними я все больше укрепился в убеждении в том, что подход Макса Вебера хотя и представляет собой исходное положение всякой подлинной теории в социальных науках, однако его анализ еще не доведен до той глубины, на которой только и могут быть решены многие важнейшие вопросы, возникающие в самой методологии социальных наук. Необходимо, прежде всего, глубоко осмыслить центральное понятие социологии Макса Вебера — понятие субъективного смысла, что, однако, является лишь частью других важнейших проблем социологии, которые Вебер вообще не анализировал, хотя они и не были чужды ему».1
1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt.
S. 9.
70 X Абельс Интеракция, идентичность презентация
По мнению Шюца, Вебер недостаточно ясно сформулировал основную проблематику социальных наук и «понимающую» методологию, так как недостаточно глубоко изучил «прафеномены общественного бытия». Шюц намеревался устранить эти научные пробелы и предпринял попытку «найти истоки социально-научной проблематики в фундаментальных фактах деятельности сознания».1
Шюц исходит из знаменитого теоретического положения Макса Вебера, согласно которому социальным мы называем «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (или действующими лицами) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».2 Возникает вопрос: что такое смысл социального действия? Макс Вебер просто постулирует его наличие и отождествляет его с целью социального действия. Шюц критикует в этой связи Макса Вебера, поскольку он лишь «с трудом и с видимыми противоречиями... приближается к теоретическим основам свой науки». Это замечание касается как веберовской теории науки, так и его теории познания: «Вебер является видным представителем методологии, взгляды которого на проблему образования понятий в социальных науках считаются бесспорными. Тем более удивительно, что философское чутье не обеспечило ему корректную критическую теоретико-познавательную позицию. Он недостаточно подкрепил свои теоретико-познавательные результаты надежными философскими основаниями и недостаточно прояс-
1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 9.
2 Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.
Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 71
нил глубинные основы предложенных им основных социологических понятий».1 Сказанное относится прежде всего к понятию смысла. По мнению Шюца, Вебер слишком рано завершает анализ социального мира и не ставит вопрос о конституировании смысла в пассивных процессах памятй7~в"ходе которых мы накапливаем результаты социальных действий и посредством работы сознания превращаем их в свой социальный опыт, на основе которого и конструируем затем социальную реальность.
В свое время книга Шюца, вышедшая в 1932 году, была известна лишь узкому кругу философов. Фундаментальный вопрос, адресованный Шюцем социологии, вообще не дошел до адресата, что отчасти объясняется иной направленностью немецкой социологии в 30-е годы. Однако и в других общественных условиях социологическая проблематика, сформулированная Шюцем, не вызвала понимания. Это видно хотя бы из письма, которое Т. Парсонс написал Шюцу в начале 1941 года. В этом письме, как и в предыдущих, он пишет Шюцу, что не понял его, но еще раз подытоживает всю полемику и полагает, что по сути дела они даже не обменялись критическими замечаниями, так как фактически имеют в виду разные предметы науки. В целях примирения научных позиций Парсонс делает в письме неожиданное заключение и пишет: «У нас есть еще одна последняя возможность: Ваши аргументы могли бы быть использованы в тех сферах, которыми я не занимался, но которые, не знаю почему, все-таки расшатывают основы моей теоретиче-
1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Frankfurt am Mam, 1974. S. 15.
72 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
ской системы. Научная добросовестность требует от меня считаться с ними. Однако все, что я могу сказать по этому поводу, сводится к тому, что я не верю в эти аргументы, и самое лучшее, что могу сделать с ними — это попытаться понять каждый Ваш новый аргумент».1 Получается, что даже такой глубокий мыслитель, как Парсонс, испытывает некоторые затруднения в понимании теории Шюца.
Тем не менее если попытаться выразить значение сложных теоретических рассуждений Альфреда Шюца для современной социологии в одном высказывании (о чем уже шла речь в начале главы), то можно сформулировать следующее положение: в феноменологии А. Шюца содержатся ответы на принципиальные вопросы социологии об обращении людей с социальной действительностью, в которой они живут вместе с другими. Рассмотрим, в чем конкретно заключается вклад феноменологической социологии в решение этих вопросов.