Социальное в обществе. Точки зрения на социальное.
Некоторые категории социологии.
Общественные отношения.
Общественные отношения (социальные отношения) - различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
-между людьми как частью социальной группы;
-между группами людей;
-между отдельными людьми и группами людей.
Проблемы определения
Несмотря на то, что термин "социальные отношения" является широко употребляемым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:
-Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
-Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Общественные отношения. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Классификация
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:
-Классовые отношения
-Национальные отношения
-Этнические отношения
-Групповые отношения
-Межличностные отношения
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
Социальные отношения.
В социологической науке существует мнение, что социальные взаимодействия являются фундаментом для складывания новых социальных отношений. Социальные отношения можно определить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
В основе социальных отношений лежит неравенство распределения в обществе непреходящих социальных ценностей. Именно эта неравномерность и определяет первоначальный характер социальных связей. Именно таков характер таких социальных отношений, как власть и подчинение, экономические отношения, дружба, любовь и т. д. Уровень и характер распределения ценностей в группе обозначается в социологии термином «ценностный образец группы». Измерение этого показателя осуществляется с помощью распределительного индекса. Данный индекс указывает, какова дисперсия той или иной ценности среди группы. При этом между распределительным индексом и распределенностью ценности существует обратная пропорциональная связь, т. е. чем выше индекс, тем менее распределена данная ценность среди членов группы. На индивидуальном уровне ценностная распределенность определяется социологами термином «ценностная позиция».
Активность индивидов в процессе складывания социальных отношений обуславливается двумя показателями:
1) уровнем экспектации, т. е. ожидания, который показывает, насколько тот или иной ценностный образец удален от индивида;
2) уровнем требований, т. е. место, которое индивид стремится занять при осуществлении распределения ценностей.
В результате анализа указанных показателей можно определить ценностный потенциал личности.
Ценностный потенциал– это возможность достижения той или иной позиции в процессе распределения ценностей. При этом в социологических теориях была выработана определенная градация ценностей. Согласно этой градации человек в первую очередь стремится к достижению ценностей благосостояния. Ценности благосостояния – это те ценности, которые считаются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность. Благополучие – это здоровье и безопасность; богатство – обеспеченность материальными благами; мастерство – приобретенные профессиональные качества; просвещенность – это знание и информированность, а также культурная связь индивида.
Прочие ценности выражаются в действиях. Среди них наиболее предпочтительными для индивида являются власть, движение, моральные ценности, аффективность. Под аффективностью в данном случае подразумеваются такие ценности, как любовь и дружба.
Необходимыми условиями возникновения социальных отношений являются следующие факторы:
1) циклически повторяющиеся социальные взаимодействия;
2) существование осознанной потребности в приобретении ценности;
3) наличие ресурсов для достижения желаемой ценности.
Содержание и смысл социальных отношений определяются характером соединения во взаимодействиях у личности потребности в ценности и владение ценностями.
Социальное общество.
Понятие «общество» можно определить по – разному.
Обществом является человечество, т.е. все люди, проживающие на нашей планете. Под обществом также подразумевают группу людей, объединенную общими интересами, целями. Например, «общ-во рыболовов», «общество автомобилистов», какой-либо класс учеников. Употребляя понятие «общество», мы имеем в виду исторический этап в развитии об-ва (рабовладельческое, первобытное, капиталистическое). Страна, город, область проживания тоже считается обществом. Но в широком смысле, социум – это часть материального мира, которая обособилась от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, представляющая собой совокупность индивидов и включающая в себя формы объединения способы взаимодействия. Общ-во – это очень сложная система, все элементы которой взаимодействуют между собой. Поэтому социум всегда находится в развитии.
Общ-во включает в себя четыре сферы: экономическая, политическая, социальная и духовная.
Понятие «социальное общество» напрямую связано с социальной сферой. Эта сфера включает в себя социальные институты, которые удовлетворяют потребности людей в семье, в безопасности и социальном порядке, в средствах существования, получения знаний, в решение духовных проблем. Приведем пример. Ученики, пришедшие в школу, хотят получить знания, чтобы поступить в среднеспециальные или высшие учебные заведения и затем устроиться на работу. Значит, социальное общ-во – это такое общ-во, в котором основные потребности удовлетворяются полностью и на высоком уровне. Людям комфортно жить в таком общ-во, потому что общ-во устойчиво и поведение людей более предсказуемо. Но социальное общ-во может существовать, только опираясь на государство. Содержание социальных учреждений требует больших материальных затрат, необходимых для осуществления какой-либо деятельности: выплата пенсий, пособий, затраты на содержание самих социальных институтов. Также все работники заняты в социальной сфере удовлетворяют социальные потребности. А при высоком развитии это сфера, в ней будет занято много людей, которые будут получать достойную зарплату.
Итак, социальное общество – это высокоорганизованная устойчивая и динамичная система.
Социальное в обществе. Точки зрения на социальное.
При определении понятия «социального» российские социологи подчеркивают отличие от других наук, изучающих общество: экономики, политологии и т.д. Так, например, в учебнике изданном под редакцией Г.В. Осипова учебнике «Социология» высказывается мнение о том, что предмет социологии - это совокупность социальных (в узком смысле) связей и отношений в обществе. Так как само «социальное» возникает при взаимодействиях людей, то о нем можно говорить только применительно к различным общностям, а содержательное отношение социального - это отношение равенства и неравенства людей в различных сферах общественной жизни.
О социальном можно говорить применительно лишь к общности. Общности могут возникнуть только тогда, когда у людей появляется потребность и установка к объединению, а установка к объединению с другими людьми есть качество социальное. Значит, социальная установка личности выступает как предпосылка объединения людей в общность и этим качеством обладает каждая отдельная личность, вступающая в нее. Поэтому личность в такой же мере социальна, как группа, общность и общество. Об этом говорят и различные определения личности. Например, в словаре С.И. Ожегова личность определяется как человек - носитель определенных социальных свойств. Следовательно, социальное есть качество присущее как личности, так и общности, при этом его проявления у личности, в отличие от проявлений в общности, имеют конкретно наблюдаемые эмпирические индикаторы. Такими индикаторами могут быть нормы ролевого поведения человека.
При объединении людей в общность социальные качества личностей создают новый, более высокий (групповой или социетальный) уровень социального, в котором индивидуальная социальность предстает как выражение социальных интересов, норм поведения, идеологий и т. д. группы, общности пли общества. В этом процессе, несомненно, утрачиваются некоторые личностные проявления социального (нормы поведения, ценности и т.п.), так как иначе общность не примет человека в свою организацию, но возникают и новые социальные черты, которые помогают идентификации и самоидентификации людей, принадлежащих именно к данной социальной группе или обществу.
Впервые в истории социологии понятие «социальное» как производное от общества появилось в западноевропейской и американской социологических школах при анализе узко эмпирических проблем человека и социальных групп.
В качестве объекта социологии признавались только те социальные явления и процессы, которые были доступны непосредственному наблюдению ученого. В «Толковом словаре живаго Великорусскаго языка» В. Даля социальность определяется как «общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданского быта, жизни», т.е. так же, как конкретно эмпирическое, проявляющееся в поведении людей и их взаимодействиях. В этом определении социальное присуще и личности - через гражданственность позиции, и общности - через социальные отношения.
В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса различаются понятия «социальное» и «общественное». Первое они использовали при анализе отношений, когда речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом и соответственно говорили о «социальных отношениях». Второе применялось при анализе общественных отношений на уровне общества в целом, взаимодействия его сторон: политической, экономической, идеологической.
В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним понятием связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.) и общества в целом.
Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное», постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».
Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества (society), традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т.д.).
В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Во-первых, социальное - это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.
Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.
В-третьих, социальное есть результат взаимодействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.
Такой подход к понятию «социальное» позволяет социологам разграничить уровни его проявления: индивидуальный, групповой, общесоциальный (или социетальный), а также сферы, например социально-экономическая, социально-политическая и т.д. Это разграничение имеет большое методическое значение при эмпирическом анализе проблем (т.е. конкретном изучении реального мира, реальных человеческих отношений). Например, зная о характере социальных норм на уровне общества, мы можем определить их соотношение с групповыми и межличностными вариантами их функционирования. И наоборот, изучая личностные и групповые ценности, - выйти на общесоциальный уровень.
Наконец, социальное может иметь и внеличностную форму бытия. Например, духовные и материальные ценности общества, групп, личности, произведения искусства и литературы и многое другое, в чем отражена социальная идея человека как их духовного творца.