Зачем нам феноменологический подход? Что он нам дает?
Мы, как исследователи, можем наблюдать лишь внешние проявления-маркеры феноменов – симптомы. И здесь важно помнить, что они не отражают всю суть феномена. Для того, чтобы получить более целостное представление о проблеме клиента, нам нужно иметь доступ так же к внутренним феноменам. Для этого в психотерапии используется эмпатия и идентификация, вчувствование, погружение во внутренний мир другого.
Мы внимательно знакомимся с симптомом, обращаясь к его восприятию -переживанию клиентом. Здесь уместны любые способы «знакомства» – от вербальных – «Расскажи, опиши», до невербальных – «Нарисуй, слепи, изобрази свой симптом». Для более полного и глубокого восприятия клиентом своего симптома можно прибегать к технике идентификации клиента со своим симптомом – «Побудь своим симптомом», «Составь рассказ от лица своего симптома: Кто он? Зачем? Что он хочет? От кого? и т.д.
Внимательное обращение терапевта к описанию-переживанию клиентом своих субъективных симптомов позволяет «превращать» их в феномены, создавать более целостную картину его проблемы.
Объективный, симптоматический подход позволяет видеть лишь поверхностный уровень феномена, без его содержания (феноменологического переживательного наполнения) и смысла. Феноменологический же подход позволяет более целостно исследовать феномен, его не только внешние, но и внутренние, переживательные аспекты.
Однако лишь феноменологического принципа в диагностике проблемы клиента, на мой взгляд, недостаточно. Феноменологический принцип в диагностике необходимо дополнять принципом системным.
Зачем нам системный принцип?
Феноменологический принцип позволяет терапевту создать сложное, целостное, индивидуальное представление проявления-переживания проблемы клиента, понять ее субъективный смысл, но не позволяет увидеть ее суть. Для этого нам необходимо выйти за пределы субъективного восприятия клиентом феномена.
Если феноменологический принцип дает нам возможность глубже понять суть феномена, то системный позволяет расширить его контекст, рассматривать проблему клиента не как изолированный симптом, либо даже феномен, а как часть чего-то большего, включенного в систему более высокого уровня увидеть его не как отдельный, самостоятельный элемент, а его место в той системе, к которой он принадлежит, как он живет в этой системе, зачем он ей?
Системный взгляд на симптом позволяет перейти от «хирургической установки» на суть симптома («симптом, как нечто чуждое, ненужное для системы и, следовательно, от него необходимо избавиться») к целостному холистическому взгляду на его роль, функции и суть, его внешне невидимую и неосознаваемую нужность системе. Он позволяет ответить не только на вопрос «Почему он возник?», но так же и «Для чего? Зачем он нужен этой системе в данный момент жизни?», «Какую системную нагрузку он несет», «Какую функцию выполняет?»
Возможности использования системного и феноменологического принципов
Последовательное использование в работе с симптомом феноменологического и системного принципов дает возможность смотреть на симптом с разных перспектив – вблизи и вдали, то погружаясь в него, то занимая метапозицию. Благодаря феноменологии мы можем рассмотреть субъективную составляющую симптома, то личное, индивидуальное что вносит в симптом каждый человек. Системный же взгляд позволяет увидеть симптом не как отдельный феномен, а как включенный в системные связи, его место и функцию в той системе, частью которой он является.
Таким образом, в работе с клиентом нам необходимо использовать и феноменологический и системный принципы. Использование этих принципов в работе позволяет идти как в глубину, так и видеть то, что стоит за симптомом. Здесь, на мой взгляд, будет уместна метафора с расследованием: Симптом – это улика. Следовательно, убирая симптом, мы убираем улики. Наша же задач не убрать симптом-улику, а понять суть симптома-улики, обнаружить и прочитать его послание.
Как это работает?
Сначала мы опираемся на феноменологический принцип. Мы, как исследователи, подробно изучаем все проявления феномена-проблемы, его внешние и внутренние признаки-симптомы. Для этого мы задаем клиенту много уточняющих вопросов: «Как ты это чувствуешь?», «В каком месте?», «На что это похоже?», «Какое послание несет симптом?», «Что он сказал бы, если мог говорить?», «О чем он молчит?» и т.д.
Далее, мы пытаемся понять-определить принадлежность симптома к какой-либо системе, элементом какой системы он является, потребности какой из них он удовлетворяет? Симптом может быть рассмотрен как элемент системы личность, семейной системы, родовой системы (об этом позже). Здесь мы задаем себе и клиенту следующие вопросы: «Зачем нужен симптом этой системе? Какую системную функцию он выполняет? Какая системная потребность удовлетворяется посредством симптома? Каково его позитивное значение для этой системы?»
Потом у нас возникает некоторая гипотеза, объясняющая суть наблюдаемого феномена, его роль и функцию для той системы, в границах которой он живет. Это уже системный этап. А дальше мы совершаем челноки: от системного к феноменологическому и обратно, проверяя и уточняя гипотезу.
В диагностике проблемы клиента мы идем в такой последовательности СИМПТОМ – ФЕНОМЕН – ПРОБЛЕМА.
Ниже предлагаю некоторые из техник, применимые в работе с симптомом на выделенных в статье этапах:
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
О чем молчит ваш симптом?
***
Просим клиента сосредоточиться на симптоме
, болезненном ощущении, страхе и т.д., в зависимости от проблемы. Задаём вопросы, позволяющие представить симптом в качестве какого-либо конкретного образа. Например:
– Где он ощущается внутри вас? Где именно в теле симптом локализован?
– Какого цвета? Какой формы? Какой фактуры? Какой температуры?
Добиваемся того, чтобы симптом можно было представить в виде конкретного образа.
Просим клиента представить, что
симптом вышел из тела и стал отдельным объектом
.
Предлагаем поместить его на стул перед собой и для закрепления просим описать его по всем модальностям, задавая вопросы из предыдущего шага, за исключением уточнений по телесной локализации.
Начинаем исследовать послание симптома, задавая следующие уточняющие вопросы.
О чём Вам хочет сказать симптом?
О чём молчит симптом?
В чём он нуждается?
Что ему не хватает?
От чего предостерегает?
***
Нарисуйте свой симптом.
Идентифицируйтесь с ним.
Придумайте рассказ от его имени:
Кто он?
Какой он?
Как его зовут?
Если бы он умел говорить, то о чем бы рассказал?
Для чего он?
В чем его польза?
Какие чувства он выражает?
К кому?
СИСТЕМНЫЙ ЭТАП