Вклад социально-драматургического подхода Гоффмана в формирование предметной области социологии повседневности.

Ирвинг Гофман (1922-1982)

Драматургический подход состоит в описании приемов управления впечатлениями, выработанными в данном социальном образовании, основных проблем управления впечатлениями в нем, критериев идентификации отдельных исполнительских команд, действующих в пределах такого образования и взаимоотношений между ними.

Объект социального анализа. Гофмана привлекала как объект исследования именно повседневная, обыденная, даже рутинная жизнь. В этом выразилось увлечение Гофмана идеями социальной феноменологии, призывами изучать первичный человеческий социальный опыт.

Содержание драматургического подхода. Подход, развиваемый в данной работе, - это подход театрального представления, а следующие из него принципы суть принципы драматургические

«Я» и роль

Драматургической социологию Гофмана называют еще и потому, что он указывал на драматический характер переживаний людьми своей раздвоенности: своего «Я», некоего подлинного начала каждого из нас, и своей роли-маски, которую мы должны носить в обществе, на людях.

Гофман рассматривает человека в двух ипостасях: как исполнителя, загнанного жизнью и втянутого «в общечеловеческую задачу сценической постановки своего исполнения»; «и как сценический персонаж-характер…, дух, жизненную силу и другие качества которого исполнение этого индивида целенаправленно вызывает из небытия».

В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями.

В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями».

Под исполнением роли, Гофман понимает поведение, которое человек демонстрирует перед другими, представляя себя, и которое влияет на других людей, причем, по замыслу ролеисполнителя, характер этого влияния должен соответствовать его индивидуальным интересам. Исполняемое «Я» рассматривается Гофманом как некоторый образ, обычно похвально-положительный, который сценически, в соответствующем персонаже-характере успешно пытается возбудить и закрепить в сознании других действующий индивид в отношении себя. Гофман отмечал, что бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли ни в цинизм.

«Фасад» и «кулисы» в социальных взаимодействиях.

Гофман называет исполнением роли все поведение на людях. Ту часть исполняемой роли, которая «постоянно служит для определения ситуации участниками представления», Гофман называет «фасадом» (front). Сюда относятся, во-первых, «сценические декорации», то есть оформление пространства для выступления, например, квартира, автомобиль или любимое кафе. Во-вторых, «личный фасад», к которому относятся статусные символы, одежда, пол, внешность и манера речи. Наконец, бывает еще и «социальный фасад», под которым понимаются социальные ожидания, связанные с социальной ролью. Например, устойчивые представления о нормах поведения в данном обществе в роли врача или матери. (Изложено по Х.Абельсу).

Всякое социальное образование представляет собой какое-нибудь пространство, окруженное более или менее закрепленными барьерами, препятствующими чужому влиянию. Там обнаружится разделение на закулисную зону, где ролеисполнители подготавливают исполнение повседневной рутины и своих профессиональных обязанностей, и переднюю зону, где это исполнение представляют другим. В закулисной зоне проявляются скрываемые на переднем плане факты или различного рода неформальные действия. Под закулисьем можно понимать частную жизнь человека, скрываемую от посторонних глаз.

Также под закулисьем можно понимать и ту часть личности человека, которая богата такими качествами характера, которые он сам считает нужным скрывать, чтобы его не считали слабым и не использовали в чужих интересах, - добротой, ранимостью, наивностью, доверчивостью.

Рамочный анализ.

Согласно Гофману ситуации, складывающиеся в каждый конкретный момент человеческой жизни, обычно включают нескольких индивидов и не ограничиваются взаимно контролируемой ареной межличностного общения. Оказываясь в какой бы то ни было ситуации, люди всегда задаются вопросом: «Что здесь происходит?». Этот вопрос служит делу определения ситуации. Гофман предполагал, «что определения ситуации создаются в соответствие с теми принципами, которые управляют событиями – по меньшей мере, событиями социальными и нашей субъективной вовлеченности в них; рамка – это слово, которое я употребляю для обозначения этих основополагающих элементов. Моя фраза «рамочный анализ» является девизом для обозначения исследования, проводимого в этих терминах организации опыта». Рамкой, или фреймом (frame – англ.) у Гофмана можно считать «схемы интерпретации», позволяющие индивидам «размещать, воспринимать, опознавать и обозначать» события в их жизненном мире и в мире социальном в целом. Фреймы придают событиям или происшествиям значения (соответствующие), организуют наш личный опыт и руководят нашими действиями.

Стигма.

Стигма — греческое слово, обозначающее метку, тавро. В социологии под стигмой понимают очевидные социальные признаки, при наличии которых люди исключаются из числа нормальных. Наряду с этим значением Гофман использовал понятие стигмы для характеристики разрыва между тем, чем или кем человек должен быть, например, в соответствие с его профессиональной ролью, и требованиями к ней, и тем, что он на самом деле из себя представляет.

Стигма может быть явной, то есть известной другим людям. Человек, о котором всем известно, что он болен СПИДОМ, гомосексуалист, не скрывающий своей ориентации, человек, совершивший убийство по неосторожности (машинист метропоезда, допустивший наезд на самоубийцу, бросившегося на рельсы перед поездом, который этот машинист управлял). Поскольку стигматизация обычно приводит к напряженным отношениям этого человека с другими людьми, он должен привыкнуть жить со стигмой как получится.

Часто стигматизированные люди стремятся положить конец своей дискриминации. Для этого они применяют различные техники поведения. Можно скрывать свою инвалидность, но можно и выставлять ее напоказ, так что она становится нормальным условием нормального поведения.

Моральная карьера девианта.

Касаясь вопроса об участии общества в формирования человеческого «Я», Гофман подчеркивал, что наше «Я» не является собственностью лица, которому его приписывают. Скорее, оно обитает в образце социального контроля, который осуществляется в связи с этим человеком им самим и теми, кто его окружает. Этот особый вид институциональной аранжировки не столько поддерживает Я, сколько его конструирует. Согласно Гофману, «каждое Я – складывается в границах институциональной системы, будь это социальное учреждение, такое, как психиатрическая больница, или комплекс личных и институциональных отношений. Я, следовательно, можно рассматривать как нечто, обитающее в тех упорядочениях, которые существуют в социальной системе для ее членов. Я в этом смысле не является собственностью лица, которому его приписывают».

Например, подростка, совершившего серьезный проступок, объявляют преступником и обращаются с ним, например, в школе или в милиции, более сурово, чем он заслуживает. Получив стигму преступника, молодой человек может привыкнуть к такому облику и смириться с тем, что другого от него и не ждут. Так начнется его путь к жизни профессионального преступника. Такое патологическое развитие личности Гофман назвал моральной карьерой девианта.

Наши рекомендации