Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).
Возникла как еще одна теоретическая оппозиция теории Т. Парсонса и структурному функционализму, конституировавшая себя вокруг неспособности этих подходов к объяснению социальных явлений. Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре), отношениях между системами привела к потере проблемы человека и его поведения.
ДЖОРДЖ ХОМАНС. Американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов теории социального обмена. Книги: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В этих трудах автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за непригодность с его точки зрения конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. Основой задачей для Хомaнса, при разрабoтке теории, было «возвращении человека в социологию». Исходная единица социологического анализа у Хомaнса – это «элементарное социальное поведение», а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена. Представители концепций обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Дж. Хоманс намеревался построить общую социологическую теорию, объяснить человеческое поведение, добраться до его корней. При этом его не интересовала субъективная мотивация поведения, он был нацелен на объективистскую социологию. Дж. Хоманса часто обвиняли в том, что он некритически перенес положения психологического бихевиоризма в социологию. Однако так кажется только на первый взгляд. Ученый интересовался именно социальным поведением, учитывая всю сложность человеческих действий. Ключевые работы: «Сущность социальных наук», «Социальное поведение: элементарные формы».
Понятия «роль», «статус», «власть» и др., следует объяснять с точки зрения социальных отношений, которые порождают их.
Сущность теории обмена: исследование взаимодействий в терминах «обмена действиями» между «актором» – действующим субъектом и «другим», когда каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизировать собственные затраты. К числу важнейших возможных выгод относится «социальное одобрение». Возникающее в процессе обмена действиями взаимное вознаграждение становится регулярно повторяющимся и постепенно перерастает в отношения, основанные на взаимных ожиданиях участников. Нарушения таких отношений вызывают разочарование и агрессию, которая, таким образом, тоже становится своеобразной формой выгоды.
Корни теории обмена лежат в бихевиоризме (поведение по схеме «стимул — реакция»).
Взаимодействие между людьми - обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в конкретный момент обусловлено тем, вознаграждались ли, и как именно его поступки в прошлом.
Деятельность – факты поведения, имеющие целью вознаграждение; единица явного поведения.
Вознаграждение – объект обмена, считающийся ценным. Ценность–степень усилия или способности, удовлетворяющей потребности деятельности индивида(группы).
Взаимодействие – факты обращения деятельности друг на друга с целью извлечь вознаграждение и избежать наказания.
Нормы – утверждения, посредством которых люди устанавливают, какой тип деятельности выбрать в данной ситуации.
Основные пололжения теории обмена:
1.Успех: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера.
2. Стимул: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.
3. Ценность: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).
4. Депривация—пресыщение: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.
5. Агрессия — одобрение: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.
6. Рациональность: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.
Объяснение стратификации:
Принцип дистрибутивной справедливости - любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Социальное неравенство естественно и справедливо, поскольку отражает пропорции личных вкладов индивидов в общественное целое.
ПИТЕР БЛАУ: Американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, президент социологической ассоциации (1973-1974). Главными работами Блaу являются: «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), в которых он предпринял попытку объединения ряда положений функционализма, интеркционизмa и школы социального конфликта. Блaу ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен, Бцaу определяет как специфический тип ассоциации включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Блaу пошел нетрадиционным путем в попытке формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации. П. Блау продолжил дело Хоманса, попытавшись проанализировать взаимодействие между макросистемами. Кроме того, Блау обогатил теорию социального обмена, включив перспективы разных социологических теорий: структурного функционализма, символического интеракционизма, конфликтологических концепций. Таким образом, теория обмена не противопоставляет себя парсоновской теории, а использует ее достижения в объяснении институционального поведения.
Ключевая работа «Обмен и власть в социальной жизни»
Социальный обмен лежит в основе взаимодействия и возникновения различий статуса и власти в случае неэквивалентного (несимметричного) обмена. Дифференциация статуса и власти ведет к возникновению социальной организации и ее легитимации – признанию всеми участниками обмена, основанному на культурных ценностях. Обмен не лежит в основе ценностей, а, следовательно, и не объясняет феномен власти целиком. Легитимация и организация усугубляют неравенство, создавая структурные предпосылки социального изменения.
Не придает решающего значения индивидуальным действиям и вообще индивиду. Его больше интересуют социальные группы и организации и так называемые эмерджентные свойства социальных структур – социальные факты (способы действия, мышления, оказывающие принуждающее воздействие на человека, которые следует изучать методом сравнения), по Э. Дюркгейму.
Элементарные свойства социальных структур рассматриваются как результат обменных процессов и как уровни социальной структуры.
Обменная деятельность –поведение, которое ориентировано на достижение целей, вознаграждений и подразумевает выбор линии действия из набора возможных. Начинается с социального притяжения - ощущения индивидами возможности извлечения выгоды или получения вознаграждения.
Особенности модели обмена Блау:
· Люди редко преследуют одну цель;
· Люди непоследовательны в выборе;
· У них нет полной информации о выборе;
· Они не свободны от обязательств, их ограничивающих;
· Ценности в представлении людей часто расплывчаты.
Типа ценностей.
· Партикуляристские:основа интеграции и солидарности в социальных группах, объединяющие людей на основе одинаково важных для каждого из них понятий (репутация того или иного института/учреждения, патриотизм, долг и пр.), распространяя личные чувства на коллективные отношения.
· Универсальные ценности: выполняют функции оценки объектов обмена, а также определяют ценность индивидуального вклада и вознаграждение за него (наделение полномочиями, повышение социального статуса).
· «Легитимный авторитет»: исполняет функцию социального контроля над распределением властных полномочий. Система ценностей, которая позволяет одним людям иметь больше власти, чем другим (так появляются начальники – от директора небольшого учреждения до президента страны).
· Оппозиционные: узаконивают оппозицию, позволяют объяснить сущность социальных конфликтов, являются основой социального развития. Проявляются в социальных группах, не нашедших признания в легитимных институтах. Функция - изменение социальной структуры общества (проявление социализма в капиталистическом обществе).
Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена (Р.Эмерсон, Дж.Коулмен).