Билет 15. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
В конце прошлого века развитие социологического знания пошло по пути создания ряда несовместимых парадигм. Некоторые из них имели интегральный характер, но ни одна из них не могла объединить эффективно работающий теоретико-методологический инструментарий классических и современных парадигм. Эту попытку предпринял и активно продолжает Ю. Хабермас. Сам ученый рассматривает такую попытку создания метапарадигмы как «неоконченный проект», вкладывая в эту фразу и свое твердое убеждение в том, что представления о современности, типах ее рациональности не исчерпали себя. Соответственно нельзя отказываться от парадигм, интерпретирующих современные социальные реалии, в пользу теорий постмодерна, к которым социолог относится крайне критически. По его мнению, эпоха постмодерна еще не наступила, о ней говорить пока преждевременно, и потому наиболее перспективным направлением приращения социологического знания при принципиальном сохранении его единства является создание рефлексивной метапарадигмы на базе критического переосмысления и развития классических и современных парадигм, а также их интеграции, предполагающую синтез методологий и социального номинализма (М. Вебер) и социального реализма (Э. Дюркгейм). В итоге Хабермас предлагает метапарадигмальную теорию коммуникативного действия, основанную на анализе человеческой коммуникации, кооперации и дискурса. Через ее призму он анализирует демократию, мораль, право позднего капитализма.
Реконструкция исторического материализма
По замыслу Хабермаса, его теория должна быть способна
· анализировать социокультурные реалии современных обществ как на микро -, так и на макро- уровнях
· учитывать рефлексивность отдельно взятых индивидов и социальных структур, а также тенденции рационализации и иррационализации общественной жизни
Чтобы выполнить эту задачу, ему потребовалось критически проанализировать практически все социологические парадигмы, выдержавшие испытание временем, осуществив при этом, по его словам, их реконструкцию. Ю. Хабермас, предлагая и развивая теорию коммуникативного действия, прежде всего критически переосмысливает марксизм и постмарксистские теории, включая положения критической теории, созданные представителями Франкфуртской школы первого поколения. Моя цель, заявляет Хабермас, – «разработка теоретической программы, которую я понимаю, как реконструкцию исторического материализма». Ему особенно импонирует созданная Марксом концепция отчуждения. Однако, по мнению Хабермаса, у Маркса отчуждение трактуется несколько односторонне – в контексте производственных отношений, оставляя в стороне социальное взаимодействие, коммуникативные действия людей. Марксом не были исследованы собственно человеческие коммуникации, искаженные насилием, отчуждающим вмешательством экономических и политических структур капиталистического общества. Это же, как считает Хабермас, более широкая и важная проблема, касающаяся всего общества, чем противоречия и отчуждения в одной – экономической – сфере общества. В связи с этим социолог проводит различие значимости труда и коммуникации. Если для Маркса труд представляет «непреходящую естественную необходимость человеческой жизни», то по Хабермасу, коммуникация самое важное социокультурное явление, выражающее сущность человека.
Так же как Маркс изучал противоречия в производственных отношениях на разных этапах человеческой истории с акцентом на то, как возникающие экономические и политические структуры привносили отчуждение в сферу труда, так и Хабермас подходит к анализу человеческой коммуникации, т.е. с позиций исторического материализма. По его мнению, на определенном этапе человеческой истории существовала подлинная, естественная коммуникация. Аутентичное взаимопонимание достигалось благодаря непосредственным общениям, что позволяло сохранять идентичных смысловых образов и социальных реалий. Однако возникшие затем экономические, политические, информационные структуры независимо от сознания и воли людей стали навязывать им извне свои смыслы, отчуждая людей от естественных коммуникаций и тем самым от самих себя. Нетрудно при этом видеть определенные параллели в решении главных социальных проблем современного общества. Если Маркс путь к свободе, преодолению отчуждений видел в упразднении капитала как частной собственности, то Хабермас – в устранении барьеров на пути к естественной, подлинной коммуникации.