Психологический подход к анализу антисоциальной личности
Зигмунд Фрейд, заложивший фундамент общей теории человеческой мотивации как системы инстинктивных стремлений, немало внимания уделял и проблеме деликвентного поведения. Стремясь понять механизм, предпосылки преступного поведения, он пришел к выводу, что у его истоков лежит инстинкт агрессии. Инстинкт разрушения является основой поведения отдельных личностей. Он неодолим, он непременно проявляется не просто в агрессивных, но и в преступных действиях.
Фрейд считал, что в отношениях между людьми лежит изначальная враждебность друг к другу. Возможно, это эхо далеких времен, когда в борьбе за выживание агрессия была важным фактором выживания. Конечно, сегодня человек не обладает животными инстинктами, у него обнаруживаются лишь рудименты инстинктов.
Стремясь раскрыть и объяснить истоки зарождения преступных действий, ученик Зигмунда Фрейда Альфред Адлер несколько видоизменил учение своего учителя. Вместо "инстинкта агрессии" как определяющей внутренней силы криминального поведения Адлер на первое место поставил "комплекс превосходства". Краеугольным, базовым положением теории Адлера является его учение о комплексе неполноценности, которое он сам впервые ввел в научный оборот и подробно описал его. Комплекс неполноценности - это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов: "…комплекс неполноценности - результат преувеличенного чувства неполноценности".
Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что на начальных этапах своей жизни та личность плохо адаптируется, социально неприспособлена, неуверена в себе, в своих действиях, склонна винить в своих неудачах других. Касаясь антисоциальных индивидов, Адлер утверждает: "преступники, например, всегда винят других и при этом оправдывают себя".
Парадоксальность этого феномена заключается в том, что "комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства…" Резкое, почти противоестественное превращение одного комплекса в другой особенно характерно для людей с порочными наклонностями, такими как жесткость, злоба, агрессивность
Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности, от своего зависимого положения со стороны окружающих: родителей, старших наставников, начальства и т. д. - все это толкает некоторых индивидов на антисоциальные поступки и преступления. А. Адлер отмечает, что в ходе этого процесса "установки и цели, бывшие социальными, превращаются в антисоцильные". Механизм превращения таков, что социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться. Инстинкт превосходства, стремление возвыситься над другими становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства Адлер трактовал как своеобразную компенсацию того чувства неполноценности, которое у индивида было подавляющим в его детские годы. И чем глубже было это ощущение неполноценности в прошлом, чем больше он был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.
Если сравнить идеи Фрейда и Адлера об истоках человеческого поведения, которые нередко толкают людей к правонарушениям, то видно, что "отцы психоанализа" расходились в понимании первопричины поведения. Фрейд считал, что это - влечение к противоположному полу, обладание им, а Адлер полагал, что это - жажда власти.
Большой вклад в понимание внутренних механизмов поведения личности внес американский психолог Джон Доллард. Он, как и Фрейд, считал, что агрессивное состояние личности толкает ее на антисоциальные поступки, а порой и на преступления. Но в отличие от Фрейда, Доллард считал, что агрессия возникает не только на базе природного инстинкта самосохранения, но и (причем чаще всего) на основе такого эмоционального состояния, которое возникает в процессе межличностного общения и которое он назвал фрустрация. Фрустрация - это то внутреннее психологическое напряжение, которое складывается при неудачной попытке реализовать свои желания, стремления. Фрустрацию принято определять как невозможность удовлетворить свое желание, как барьер, возникающий на пути удовлетворения этого желания.
Состояние фрустрации обычно возникает тогда, когда силы и энергия человека направлены на удовлетворение какой-то конкретной цели, потребности, но внешние обстоятельства блокируют внутренние устремления человека, мешают ему осуществить свое желание. Диапазон фрустрации весьма велик: она возникает тогда, когда, скажем, у ребенка отнимают любимую игрушку, и тогда, когда человек обнаруживает противоречие между идеалом и реальной действительностью К тому же мы можем говорить о разной силе фрустрации. Фрустрация - это реакция человека на невозможность реализовать свою цель, свое желание. Фрустрация - это неудовлетворенность желаний. Это своеобразное крушение надежд, психологический стресс, психологический срыв. Результатом фрустрации может быть чувство злобы, аккумуляция предельной напряженности и агрессивности (иногда это состояние сравнивают с "паровым котлом"). Это эмоциональное состояние может вылиться в преступные действия. Кстати, эмоции бывают тем сильнее, чем ближе цель, но чем меньше вероятность добиться своего желания.
Разрядка фрустрационной напряженности может быть перенесена на случайных лиц, которые к конфликтной ситуации никакого отношения не имеют. Этими лицами могут быть случайные прохожие, соседи, супруг и т. д. Так, после ссоры в доме разъяренный человек, схватив со стены свое ружье и выскочив на улицу, может застрелить первого попавшегося прохожего. Это один из примеров бессмысленного, безмотивного преступления.
Результатом фрустрации может быть не только злость и агрессивность, но и депрессия, ощущение безысходности, упадка сил, уход в мир грез и фантазий. Итогом такой ситуации может стать злоупотребление алкоголем, наркотиками или такое психологическое состояние, которое характеризуется "зауженным сознанием", которое может довести человека до самоубийства.
В заключение следует сказать, что как антропологический, так и психологический подходы к анализу криминальной личности имеют свою "ограниченность". Их "недостаток" заключается в том, что они слабо соотносят внутренние побудительные мотивы действий криминальной личности с социальными факторами, с самым широким кругом потребностей и ориентацией личности.
Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности
Сущность социологического анализа заключается в том, что ученые этого направления не ограничиваются исследованием лишь биологических и психологических механизмов преступной личности, а соотносят ее действия с социальными факторами.
История социологического подхода к анализу личности уходит своими корнями к философскому пониманию человеческой природы и социальной среды, внешних обстоятельств в жизни личности.
Социологическое направление в анализе этой острейшей социальной проблемы стало развиваться в конце XIX в. У его истоков стояли такие ученые, как А. Кетле - франко-бельгийский математик, основатель социальной статистики. А также французский социолог и криминалист Г. Тард. Эти ученые основную причину преступного поведения видели в социальных, общественных факторах, в условиях жизни людей.
Из современных мыслителей следует назвать Эриха Фромма. Э. Фромм в своей работе "Душа человека. Ее способность к добру и злу" (1964) как бы продолжает анализировать узловую проблему философии о природной сущности человека.
Взгляды Фромма характеризуются гуманистической оценкой природы человека, хотя он и признает, что "человек обладает потенциалом разрушающего насилия".
Для юристов эта работа интересна тем, что в ней дается четкая классификация типов человеческого насилия:
а) реактивное насилие;
б) фрустрация как тип реактивного насилия;
в) зависть и ревность;
г) насилие из мести;
д) компенсаторное насилие;
е) садизм;
ж) архаическая жажда крови.
Фромм считает, что каждая конкретная форма насилия проявляется как результат установок, направленности личности, той социальной "программы", которая определяет внутренний, духовный мир конкретной личности. А сама направленность является следствием социализации этой личности, следствием сложных жизненных обстоятельств, выпавших на долю этой личности. Образно говоря, в зависимости от этих жизненных обстоятельств в каждом человеке "природа" всходит либо "злаками", либо "сорной травой".
Остановимся на некоторых из указанных типах насилия против личности, чтобы показать взаимосвязь личного, индивидуального фактора и внешних обстоятельств в преступном поведении того или иного индивида.
1. Реактивное насилие. Характеризуя этот тип насилия, Фромм пишет: "Под ним я понимаю насилие, которое проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. Оно коренится в страхе… этот страх может быть реальным или надуманным, осознанным или бессознательным". И далее: "Данный тип насилия стоит на службе жизни, а не смерти; его целью является сохранение, а не разрушение".
Этот тип насилия Э. Фромм назвал "реактивным", т. к. оно проявляется рефлекторно, инстинктивно, из чувства самосохранения, ибо: "люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты".
2. Насилие из мести. Обычно в уголовном праве рассматривается проблема кровной мести, которая в России исторически, традиционно характерна для некоторых народов Кавказа. Помимо этой традиционной формы насилия Фромм анализирует насилие из мести, как частный случай преступного поведения.
Фромм указывает, что потребность мстить обычно обнаруживается у примитивных, ущербных людей, для которых месть является единственно возможным средством для компенсации оскорбленного чувства собственного достоинства или какой-либо потери.
Ситуация усугубляется, если обида или потеря нанесены глубоко ущербной личности. Фромм замечает: "Слабак или калека не имеет другой возможности восстановить разрушенное самоуважение, кроме как отомстить". И далее: "…зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести".
3. Компенсаторное насилие. Анализируя механизм формирования этого типа насилия, Фромм исходит из того, что природа наделила человека базовой потребностью тратиться свои физические и эмоциональные силы. Но в силу различных причин: некоммуникабельности, плохой адаптации, робости, комплекса неполноценности некоторые индивиды не в состоянии действовать, проявлять себя, самореализоваться. Они страдают от пустоты своей жизни. У них происходит деформация ценностных ориентацией. Крайней формой деформации внутреннего мира является формирование установки "мстить жизни за то, что она его обидела".
Озлобленность порой материализуется в делинквентное поведение. Э. Фромм говорит: "Компенсаторное насилие является результатом непрожитой, искалеченной жизни"3. Конечно, как частный случай подобные факты случаются в жизни, но трудно согласиться, что компенсаторное насилие типично.
Нам нет необходимости останавливаться на всех типах насилия, которые представлены в работе "Душа человека". Наша задача увидеть, что истоки и мотивы делинквентного поведения детерминируются единством социального и личностного, индивидуального. Понять, что преступное поведение порождается не самой личностью, не самими внешними обстоятельствами, а их взаимодействием.
Что здесь главное: личность или обстоятельства? Вероятно, так ставить вопрос нельзя. Хотя существует мнение, абсолютизирующее не только жизненные обстоятельства преступника, но даже конкретную ситуацию, которая нередко провоцирует действия человека. Некоторые считают, что конкретная ситуация определяет 70% делинквентного, преступного поведения. Конечно, ситуационный фактор имеет реальное значение. Например, при хулиганских действиях, при изнасиловании. Но с другой стороны – направленность личности, ее установки, ценностные ориентации играют громадную роль в преступных действиях человека.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что социологическое исследование истоков и мотивов преступности характеризуется анализом одновременно двух факторов: личностного, т. е. индивидуального, и социального, ситуационного.
Определяющим в индивидуальном факторе являются установки, направленность личности, ее ценностные ориентации. Фромм говорил: "Каждый человек движется в определенном, избранном направлении… к добру или злу".
Эта "направленность" личности зависит от:
а) происхождения личности;
б) воспитания личности;
в) окружающей среды;
г) уровня образования;
д) профессии;
е) возраста, пола, физических свойств.
Если конкретизировать те социальные условия, которые не позволяют нормальным, законным путем реализовать свои потребности, то можно указать на такие факторы:
а) низкое социальное положение;
б) низкий уровень жизни;
в) безработица;
г) плохие жилищные условия;
д) миграция;
е) урбанизация;
ж) потребление алкоголя;
з) проституция.
Помимо двух основных факторов – личностного (индивидуального) и социального, выделяется еще третья группа факторов, которые влияют на преступность. Это так называемые физические факторы:
а) климат, температура;
б) время года.
Классик современной американской социологии Роберт Мертон разработал теорию о типах личности, которая дает нам четкое понимание процессов адаптации людей в обществе, понимание линии поведения индивидов, раскрывает истоки конфликтов личности с обществом, истоки преступного поведения. В своей книге "Социальная теория и социальная структура" Мертон выделяет пять типов поведенческой реакции, когда индивид осваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается к системе социальных ценностей и норм поведения.
Социализация идет по двум основным направлениям: по отношению к господствующим нормам, культурным ценностям, целям и стандартам и по отношению к средствам, способам, методам достижения социальных целей.
Адаптация, социализация – это процесс восприятия индивидом социальных установок, это процесс освоения социальной роли. Образно говоря, человек учится играть определенную социальную роль: или роль законопослушного индивида, или роль антисоциальную.
Р. Мертон выделяет 5 типов приспособления в зависимости от того, что конкретный индивид "принимает" и что "отвергает" из двух социальных координат. Кратко охарактеризуем эти типы.
Первый тип. Конформистская личность (от англ, conform – согласовывать). Этот тип, приспосабливаясь адаптируясь в обществе, принимает безоговорочно:
образцы духовных, культурных целей, норм, стандартов,
средства достижения господствующих целей.
Здесь мы можем говорить о так называемом "адаптированном" человеке.
У нас существует двойственное отношение к этому типу личности. С одной стороны, мы отвергаем безоговорочное и даже бессознательное принятие социальных стандартов, когда теряется неповторимость, своеобразие каждого индивида. Но с другой стороны, такой тип приспособления одобряется. Р. Мертон говорит: "Чем больше степень стабильности общества, тем шире распространен этот тип приспособления…"
Второй тип. Инновационная личность (от лат. innovatio – обновление, нововведение).
Этот тип, адаптируясь в обществе, принимает господствующие цели (личный успех, престиж, богатство, власть), но "отвергает", отрицает традиционные пути и средства достижения целей. Такой индивид готов рисковать, нарушать сложившиеся устои, общественный порядок ради своих целей. Мертон пишет: "…такой человек… приобретает крупное состояние посредством бесчестных и отвратительных средств…"2 Эти слова американского социолога подходят к аттестации поступков "новых русских" в нашей стране.
Третий тип. Ритуалистская личность (от лат. ritualis – обрядовый).
Ритуалисты отвергают господствующие цели. Но они стараются соблюдать нормы поведения, установленные обычаи, церемонии, этикет, т. е. формально они соблюдают господствующие линии поведения, "правила игры". В качестве примера можно привести глубоко верующих людей: они, как правило, не стремятся к личному успеху, к земным благам, ибо их цель иная – "небесное благо". Но они не противопоставляют свое поведение той линии поведения, которая господствует в обществе.
Четвертый тип. Ретретистская личность. Изолированный тип (от лат. retratio – уходить, уединяться). Это наиболее редко встречающийся тип личности. Он отвергает господствующие цели и господствующие средства достижения общепринятых целей. Это апатичная личность, которая уходит из общепринятого в жизненном укладе: и от целей, и от средств их достижения. В качестве примера можно указать на линию поведения наркоманов, хронических алкоголиков. Такой "уход" может вести и к самоубийству.
В прошлом к изолированным типам относились юродивые. Это были не просто блаженные, больные, а вполне здоровые люди, площадные глашатаи.
Пятый тип. Мятежная, бунтарская личность. Такая личность обычно отрицает цели, отрицает и средства, способы, методы достижения социальных целей. Вместо старых, традиционных целей и средств она выдвигает новые цели и новые способы достижения целей. Мятежная личность стремится заменить господствующие ценности новыми. Р. Мертон пишет: "Мятеж… характеризуется полной переоценкой ценностей"1.
Такие личности обычно и составляют популяцию антисоциальных индивидов. Выводы Р. Мертона о так называемом мятежном типе, который очень часто оказывается криминальным, о его завышенных запросах при ограниченных возможностях, о конфликте между такой личностью и обществом весьма важны для нас.