ЛЕКЦИЯ № 8. Социология преступности и криминального поведения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра общегуманитарных дисциплин
ЛЕКЦИЯ № 8
по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»
Тема: «Социология преступности и криминального поведения»
Донецк 2015
ЛЕКЦИЯ № 8. Социология преступности и криминального поведения
План:
Правовое сознание и правовое поведение: особенности исследования в социологии .
Проблема личности в теории и практике права.
Концептуальные подходы к социологии преступности.
Право является неотъемлемой частью жизни общества и поэтому, естественно, в обществе, в составляющих его социальных группах, индивидах, возникает реакция на право, его формы, проявления, которая воплощается в правосознании и поведении членов общества. Она может быть разной, поскольку люди могут воспринимать право как важнейшую часть их взаимодействия, но могут относиться к праву пренебрежительно. Право может иметь разные отражения в сознании членов общества, отливаться в разные образы, но оно не может существовать вне правосознания конкретных индивидов, социальных групп. Все члены общества, каждый по-своему, усваивают право. Рост числа преступников с неумолимой закономерностью сопровождает историю развития человеческой цивилизации. С этим злом пытаются бороться, преступников судят, наказывают, при этом проблема причин преступности, понимание особенностей криминальной личности была и остается актуальной.
Современный взгляд на антисоциальную, криминальную личность
Весь эмпирический материал, все догадки, гипотезы, выводы, теории, накопленные наукой за последнее столетие, свидетельствуют, что при оценке личности правонарушителя следует исходить минимум из двух основных посылок:
1) из биологических особенностей индивида, которые заложены в человеческой природе генами, являются врожденными и оказывают большое влияние на систему потребностей, склонностей, устремлений личности;
2) из социальных особенностей личности, которые проявляются в его ориентациях и ценностях.
Следует сказать, что проблема соотношения количественных показателей между социальным и биологическим еще не разработана в достаточной мере, тут еще много вопросов. И эти вопросы ждут своего ответа. Здесь нужна своя методика, свои критерии, которые способствовали бы определению количественного вклада двух факторов в систему ценностных ориентации личности, в формирование ее направленности к "добру или злу".
Нам представляется, что существует баланс двух начал. В принципе их соотношение равное, одинаковое. Все зависит от конкретного этапа жизненного пути личности. На первых стадиях доминирует инстинктоподобная природа потребностей, импульсов, позывов. То есть на начальных этапах в поступках человека больше биологического, врожденного, унаследованного. Затем баланс склоняется в сторону социального, культурного влияния. Эта динамика количественного соотношения между унаследованным и приобретенным является, как мы считаем, общей тенденцией, своеобразным динамическим законом.
Что касается природы внутреннего мира антиобщественных индивидов, то она характеризуется тем, что процесс развития как бы застревает на определенной стадии нравственной и эмоциональной незрелости. Конкретная личность остается на низших уровнях мотивационной жизни, где поведение все еще определяется инстинктоподобными позывами, импульсами. Таких индивидов в основном занимает получение непосредственных положительных эмоций, удовольствий из первичного ряда, первичного круга витальных, биологических потребностей.
На основании всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что узловым вопросом в понимании личности является осознание того, что ее поступки детерминируются двумя основными началами: одно – биологическое, другое – социальное. Между этими началам существует динамический, подвижный баланс.
Материальные потребности
– это второй вид первичного круга потребностей. В отличие от описания предыдущего вида здесь мы не будем отдельно останавливаться на конкретных рядах потребностей, а дадим общую характеристику всех материальных потребностей.
Этот вид потребностей своими корнями уходит в витальные, биологические потребности. Он сформировался на базе такого ряда потребностей, как потребность в утолении жажды и голода, потребность в тепле, жилище и т. д.
Человечество давно не живет по биологическим законам. Инстинктивные потребности в элементарном удовлетворении голода и жажды, потребности в тепле, прикрытии своего тела грубыми одеждами из шкур по мере развития цивилизации совершенствовались, трансформировались, поднимались на более высокий уровень.
Мы живем не только в мире людей, но и в мире вещей.
Стремление к материальному благу, стремление "хорошо жить" – это естественное стремление. Оно универсально, оно всеобще, т. е. присуще всем. Материальные блага имеют в жизни каждой личности огромную силу. Каждый стремится повысить свой материальный статус.
И в то же время стремление к материальному благу толкает некоторых на преступный путь, коль скоро конкретный индивид не в состоянии удовлетворить эту потребность законным, морально одобренным путем.
Социальные потребности
– это группа потребностей, которая сформировалась за длительный период развития человеческой цивилизации в процессе общественных связей, отношений, социального взаимодействия людей.
Жизнь отдельного индивида – это своеобразная фабрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне. Несмотря на то, что высшие потребности поднимают людей над витальными, биологическими потребностями, они тоже обусловливают преступные побуждения. И это происходит тогда, когда существует дефицит удовлетворения данного вида потребностей.
Остановимся на ряде социальных потребностей и покажем, как они порой становятся побудительной причиной антисоциального, противоправного действия.
1. Потребность в идентификации. Это потребность в чувстве единения с себе подобными, ощущении общности с другими. Потребность принадлежать к определенной социальной группе, стать ее частью, занимать в ней то или иное место, ощущать свою значимость для других, добиться социального признания, завоевать уважение.
2. Потребность в самореализации. Это потребность в самовыражении, самоутверждении, потребность проявить себя, показать себя. Самореализация проявляется в решении узловых проблем личной жизни: в образовании, профессии, работе, материальном и социальном статусе, семье, воспитании детей и т. д.
3. Потребность в более высоком социальном статусе. Это потребность в престиже, в уважении, в социальной значимости, успехе, авторитете, чувстве превосходства.
4. Потребность быть лидером, быть первым. Это так называемая "воля к власти". Она проявляется в борьбе, соперничестве, конкуренции, состязательности
Духовные потребности – это высший вид потребностей. Число духовных потребностей весьма велико, причем не только в смысловой информации, но и в эмоциональном, в эстетическом освоении мира. Это потребность в осмыслении реальности, себя как личности, потребность в системе социальных ориентации и ценностей.
Потребность в стимуляции, взбадривании – это потребность в алкоголе, наркотиках, курении и т. д. Удовлетворение этой потребности с неумолимой закономерностью приводит к совершению правонарушений и даже преступлений.
***
Представленная система потребностей – витальные, материальные, социальные, духовные и стимулирующие – позволяет видеть, что между нереализованными потребностями и антисоциальным поведением личности существует взаимосвязь, что неудовлетворенные потребности являются первоосновой отклоняющегося и даже преступного поведения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра общегуманитарных дисциплин
ЛЕКЦИЯ № 8
по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»
Тема: «Социология преступности и криминального поведения»
Донецк 2015
ЛЕКЦИЯ № 8. Социология преступности и криминального поведения
План: