Современная семья: специфика, тенденции
Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения. Какого рода изменения произошли в семье на протяжении последних десятилетий? Очевидно, что перемены столь масштабны и многочисленны, что мы в силу ограниченности своих возможностей не можем дать им соответствующую оценку. Ограничимся характеристикой основных тенденций в данной сфере, которые позволят понять специфику и причины происходящих перемен.
В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.
1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества. Произошел переход от родственно-семейного принципа организации жизни, в том числе и экономической, и ценности родства и родственного коллектива к экономическим интересам, которые реализуются индивидами за пределами семьи и не в кругу родственников. В связи с урбанизацией и миграцией населения происходит процесс «сжатия семьи», так называемый закон «контракции» (сжатия), т. е. уменьшается количество ее членов. Этот процесс назван нуклеаризацией, переходом от расширенной, большой семьи к простой, малой, нуклеарной.
2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу. Позднейшее вовлечение женщин во внесемейную производственную деятельность не сказалось на их семейной занятости, которая не уменьшилась. Этот феномен именуется «двойной занятостью» женщин: одна за деньги, другая неоплачиваемая на себя и семью.
3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. Потребность в ограничении рождаемости в развитых странах объясняется комплексом факторов, как объективных, так и субъективных (экономических, экологических, медицинских проблем, а также изменением структуры жизненных ценностей у женщин и мужчин). Большая независимость и автономизация личности явились логическим и неизбежным следствием соревновательности в системе рыночных отношений; ребенок (дети) как смысл жизнедеятельности семьи стал конкурировать с ценностями социального статуса, свободного выбора образа жизни, профессиональной и личной самоидентификации. Появляется термин «планирование семьи», т. е. супруги решают, когда и сколько иметь детей.
Функция деторождения обособляется от сексуальной функции. Последняя имеет сегодня самостоятельное значение, и ее осуществление не связано с осуществлением репродукции.
4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.
5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм. Возросшая экономическая независимость женщин и повышение их образовательного уровня делает более высокими и их требования к брачно-семейным отношениям. Поэтому, когда брачные отношения перестают их удовлетворять, они инициируют развод. Сегодня работающие женщины делают это чаще, чем мужчины, несмотря на то, что многие последствия развода, как свидетельствуют эмпирические исследования, для женщины более неблагоприятны, чем для мужчины. Самая низкая готовность к разводу отмечается у жителей аграрных районов; у женщин, которые находятся на иждивении мужа или имеют низкие заработки.
6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны. Среди них повторные браки, которые становятся уже обычным явлением; фактичес-кие сожительства (браки без юридической регистрации); пробные браки (сожительства до официальной регистрации); открытые браки (с взаимного согласия партнеров допускающие супружескую измену); свингерство (обмен супружеских пар своими партнерами, способ проведения совместного сексуального досуга двумя или несколькими сложившимися парами); синергамный брак (sinergamous marriage – близкий к двоеженству и двоемужеству); браки-посещения (visiting marriage, или гостевые браки); гомосексуальные браки и т. д.
Традиционные и новые формы брака и семьи существуют не изолированно, а находятся во взаимосвязи. Например, родители живут в «обычной» семье, а взрослые дети «опробывают» что-то новое. Р. Зидер оценивает эту ситуацию как исторически новую конкуренцию жизненных моделей.
7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).
Становится больше приемных семей, а также неполных (в которых есть только один из родителей) и др. Распространение неполных семей связано с большим количеством разводов, увеличением овдовевших и деторождений вне зарегистрированного брака.
8. Процессы демократизации жизни в обществе, ориентация на необходимость защиты прав каждого человека обусловливают и изменение брачно-семейных отношений, которые все чаще становятся равноправными, учитывают интересы женщин и мужчин, взрослых и детей. Семья в индустриальном обществе рассматривается не как организация для воспроизводства рабочей силы, а как общность, в которой люди могут самореализоваться, раскрыться как личности.
Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.
По своей сущности процесс изменения семьи двояк: с одной стороны, он адаптивен для индивида, создающего неформальную семью, а с другой стороны, неадаптивен для самой семьи и общества, в котором она функционирует. В современном обществе каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя нормы, границы прав и обязанностей.
Социум в этом процессе как посредник не участвует. Это обстоятельство и эти условия обеспечивают возрастание престижа семьи как малой социальной группы, которая сохраняется в качестве важнейшей жизненной ценности человека.
Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье. Разрушение традиционных форм семейных отношений повлекло за собой трансформацию семейных ролей, однако эти новые позиции пока не нашли социальной легитимизации и культурного символического закрепления.