Почему Аудитория обращается к СМК
Зарубежные эмпирические исследования отношения Аудитории к просмотру телевизионных информационных программ говорят, что
50________________Часть I Деятельность СМК функциональный подход
мотивация обращения к ним полифункциональна. На вопрос, зачем люди смотрят телевизионные новости, были получены следующие ответы (в оценке по пятибалльной шкале, где 5 баллов означает, что данное мнение разделяется полностью, а 1 балл, что данное мнение совсем не разделяется):
* чтобы быть в курсе злободневных фактов и событий — 4,46 балла;
* поскольку это помогает мне сформировать отношение к важнейшим событиям дня — 3,38;
* для отдыха и развлечения — 2,84;
* чтобы потом было о чем поговорить с друзьями и знакомыми — 2,62;
* потому, что комментаторы и репортеры придают факту личностное отношение — 1,34'.
Одно из самых ранних исследований радио, предпринятое П. Ла-зарсфельдом, зафиксировало следующие ответы на вопрос о целях обращения Аудитории к этому источнику информации:
1)я могу слушать новости по радио, но прежде всего я слушаю его для развлечения — 46%;
2) помимо новостей и развлекательных программ, мне иногда нравится слушать серьезные или образовательные передачи — 46 %;
3)я слушаю серьезные или образовательные программы и хочу, чтобы их было больше — 6 %2.
Стремясь получить более детализированные сведения, к респондентам обращались с вопросом: «Помимо новостей, в каких областях расширяет радио ваши познания?». Ответы на него представлены в табл. 1.
В проекте «Общественное мнение» (Таганрог, 1968 г.) были выявлены функции местных газет, радио и телевидения, какими они виделись журналистам. Результаты приведены в табл. 2.
Анализ функций СМК предполагает осознанное, мотивированное обращение индивида к информации. Однако существуют точки зрения, что это обращение может быть и немотивированным. Об этом говорит Л. Богарт: «Использование СМК — это по преимуществу способ проведения досуга, нежели целенаправленная деятельность, сплошь и рядом
Таблица 1
Тематическое разнообразие радио для Аудитории (в % к числу опрошенных)
Общие знания | |
в т. ч. поли гика, текущие события, история | |
разнообразные знания в викторинах | |
религия | |
наука и медицина | |
география | |
искусство и литература | |
знание языка, речи | |
разное, знания вообще | |
Практическая информация | |
ведение домашнего хозяйства, кухня, покупки | 22. |
ведение сельского хозяйства | |
Развлекательная или культурная информация | |
музыка | |
драма | |
спорт | |
Не слушают радио или слушают только для развлечения |
продиктованная случайностью, а не психологически обоснованными мотивами и потребностями»1.
Таблица 2 Функции местных газет, радио и телевидения (в % к числу опрошенных)
Воспитывать, формировать у населения взгляды, отвечающие нормам и требованиям советского общества | |
Информировать общественность о состоянии дел в той или иной сфере жизни | |
Комментировать события, помогать населению правильно разбираться в происходящем | |
Информировать советские, партийные, хозяйственные органы о состоянии дел в той или иной сфере жизни | |
Предоставлять материалы для отдыха, развлечения | |
Выражать мнение населения по актуальным проблемам |
По-видимому, такой взгляд на взаимодействие СМК и индивида может быть поставлен в один ряд с рассуждениями Ю. Левады о природе игрового действия: «Игровое действие... означает, что его нормативные рамки и целевые ориентации (как внешние, так и внутренние, психологические), соответствующие мотивы и интересы ничем, кроме самой игры, не определяются. Оно лишено какой-либо внешней полезности, ориентации на внешнюю цель». «Система массовой коммуникации превращает свою аудиторию в "сопереживающих" участников событий, в которых она не может принимать реального и квалифицированного участия; с другой стороны, она превращает в зрелище (в предмет зрительской игры) едва ли не любое событие социального или стихийного порядка»1.
Имеет ли индивид, подключаясь к процессу коммуникации, осознанные ожидания определенного содержания? По-видимому, ответ состоит в том, что следует отличать включенность индивида в массовую коммуникацию как процесс и механизмы оперирования единичным актом такой коммуникации, т. е. собственно содержанием единичного сообщения в рамках коммуникации.
Глава 3. Функции и роли СМК____________________________53
За годы развития социологии СМК накоплены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что ситуация выбора определенного средства для удовлетворения своей потребности для аудитории существует. Множество исследователей специально занимались вопросом, например, в какой мере сопоставимо пользование телевидением с культурной активностью, состоящей в чтении книг или посещении театра, в какой мере оно способствует или мешает таким формам культуры, равноправно ли с ними. Как выяснилось, тут обнаруживается очевидная зависимость от уровня образования людей, но в не меньшей степени — от уровня их объективного потенциального доступа к другим способам проведения досуга, к другим способам приобщения к культуре.