Виды качественных исследований

❖ кейс-стади (case-study)

❖ монографическое

❖ этнографические исследования

❖ устная история

❖ история жизни

❖ история семьи

❖ фокус-группа

v феноменологическое исследование

v интервью

Кейс-стади— традиционное поле изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом, прежде всего, мб замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами: "дно" общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты, а также и производственные коллективы. В последнем случае исследователи на протяжении длительного времени становятся участниками повседневной жизни предприятия, изучают систему взаимоотношений, значимость определенных событий в жизни коллектива или изучают особенности развития рабочих движений протеста. Длительное (в течение нескольких месяцев, а иногда и лет) "погружение" в исследовательское поле дает возможность всесторонне рассмотреть "случай" в единстве его взаимосвязей и динамике развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений. Обычно объектом анализа является один случай. При сравнении его с другими их число не должно превышать трех - четырех случаев. В дневнике наблюдений детально регистрируются как обычные (повседневные) так и экстремальные ситуации в жизнедеятельности объекта наблюдения по временным единицам (часы, дни, недели). Все факты, комментарии, идеи обсуждаются в группе исследователей. Источниками информации служат в основном включенные наблюдения, фотографии, фокус-интервью или экспертные интервью, производственные характеристики, а в последнее время и видеоматериалы. Предметом изучения в кейс-стади мб и соц-псих особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как "клинический" случай.

Монографическое исследование. Ориентировано на углублённый анализ проблематики объекта; носит теоретический характер. Метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном соц. объекте ("случае"), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.

Этнографические исследования, как правило, имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. Источниками информации в ЭИ могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.

Исторические исследования обычно описывают субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Интерес социолога мб направлен на изучение локальных или общезначимых исторических событий. Историческое исследование особенно ценно, если отсутствует достаточная документальная информация о событии общесоциального масштаба. Например, сведения о раскулачивании крестьян в 20-30- е гг., о сталинских репрессиях, о жизни кубанского казачества, эпизодах Великой Отечественной Войны. Особенность данного направления — отношение к информанту как очевидцу исторических событий. Поэтому с точки зрения методики здесь на первом плане — проблемы его правдивости, адекватности воспоминаний, возможности его памяти. Для этого необходим — глубокий анализ социально - исторического контекста. Обычные источники информации: мемуары, дневники, письма, интервью и, конечно, имеющиеся официальные исторические свидетельства.

История семьи. Это направление изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее "непрерывности" как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи "культурного капитала" или трансформации ценностей. Источниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы.

История жизни, человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из самых распространенных направлений в качественной социологии. Метод получения информации — биографическое интервью представляет собой жизненное повествование о себе и своей жизни. Интерес исследователя мб направлен на сам способ построения рассказа о жизни, путь "конструирования" биографии для выявления социальной идентификации респондента. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов "проживания" жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально - исторической ситуации. Истории жизни позволяет изучить особенности мужских и женских моделей поведения в определенных социальных общностях. Источники информации в этом случае — совокупность биографических интервью (как основная база), а также официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, данные опросов общественного мнения, описывающие социальный контекст коллективной практики.

Фокус-группы — способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т. п. Дискуссию ведет модератор, он предлагает тему и стимулирует участников к спору, высказыванию своих мнений, отличных от уже предложенных. Дискуссия записывается на аудиопленку, но часто — на видеокассету.

Феноменологическое исследование. Изучается жизненный опыт/смыслы, связанные с отдельным индивидом. Результат – выведение некоторого общего значения для всех остальных индивидов, которые имеют такой же (аналогичный) опыт. Смыслы/опыт исследуются как определённые соц. явления (феномены) в контексте деятельности других людей. Основная направленность – теория. Выстраивание типологий, классификаций, конструирование образцов поведения на основе относительно небольшого количества наблюдений (20-25 человек). Методы: документальные источники (официальные и неофициальные, истории, архивы), результаты количественных исследований.

Интервью— разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Интервью обычно применяется:

v во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы;

v во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе;

v в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

1. Нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Здесь преобладает раскованная беседа в русле поставленной проблемы.

2. Стандартизированное интервью. Оно предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы.

3. Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью. В таких интервью предусматривается менее жесткая структура действий интервьюера.

4. Фокусированное интервью предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

5. Групповое и индивидуальное – в зависимости от того, кто выступает респондентом.

6. Структурированное интервью – это стандартизованная процедура, которая чаще всего проводиться с использованием анкет.

7. Метод частично структурированного интервью. В отличие от структурированного, частично структурированное интервью должно иметь список тем для обсуждения и вопросов.

8. Неструктурированное интервью (глубинное интервью). Этот вид интервью всегда не формальный. Исследователь, как правило, не имеет заранее составленного перечня вопросов, но он должен чётко представлять какие вопросы он должен изучить.

Количественные методы

Количественные методы – методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме.

ОПРОС

Существуют 2 больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Анкетный опрос – метод опроса, при котором оценка значений индикаторов происходит с использованием формы их представления в виде стандартизированных вопросов и ответов, выбор которых проводится самим субъектом оценки (респондентом) и фиксируется в специальном документе (анкете). Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

По способу организации общения с респондентом:

Анкетирование — сбор данных проводится по месту нахождения отвечающего посредством непосредственного общения с ним в ходе опроса. Анкета передается в руки респондента и заполняется в присутствии социолога.

Плюсы: анкета заполняется в присутствии анкетера, последний может контролировать, представительность опроса-анкетер может найти нужного респондента, может стимулировать на заполнение (если человек устал, то психологическим вниманием, если анкета длинная, то подарок).

Факт присутствия снижает отказ от заполнения. Анкетер может снять психологический барьер – страх заполнения. Так как респондент не знает содержания анкеты, как заполнять, правильно ли отвечает. Анкетер контролирует качество заполнения.

Виды анкетирования:

1) Индивидуализированный — сбор данных проводится изолированно с каждым отвечающим.

2) Квартиный — по месту жительства отвечающего; производственный — по месту работы; уличный — в условиях улицы.

3) Производственный: при исследовании производственных проблем (условия труда, соц-психологический климат). Опрос проводится в ситуации производства

4) Групповой РО — опросы, при которых происходит единовременный сбор данных у нескольких отвечающих, собранный вместе в одном помещении.

5) Экспертное

Прессовый опрос — метод сбора первичной социологической информации, посредством публичного анкетирования в тех или иных органах периодической печати-газеты.

С момента публикации анкеты в печати до её возвращения процесс практически не поддается контролю со стороны социолога. Учитывается, что респондент должен обладать временем для заполнения, тематика должна быть интересна.

Почтовый опрос — анкета распространяется среди потенциальных респондентов как самостоятельное почтовое отправление по специальным подобранным адресам, где проживают лица, в которых они представляют социальную общность.

Телефонный опрос

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Метод сбора данных, который предполагает использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте или на аудионосителе.

Документы классифицируются по следующим основаниям:

1. по форме изложения: а) статические и б) вербальные

2. по общей значимости: а) официальные и б) неофициальные

3. по способу фиксации информации: а) письменные (информация в виде текста), б) иконографические (от греческого «изображение»: кино-, фотодокументы, картины), в) статистические данные, г) фонетические.

4. по источнику: а) первичные и б) вторичные.

Виды АД: Существует 2 метода анализа документов: традиционный метод (по-другому классический или качественный) и формализованный метод (количественный или метод контент-анализа).

Формализованный АД – работа с текстом как с формализованной системой знаков.

Алгоритм ФАД.

Методика: определение удельного веса переменной: отношение того, как количество единиц счета, в которых имеется хотя бы один эмпирический индикатор, фиксирующий данную категорию анализа, относится к количеству единиц счета, выделенных в данном тексте.

1) Текстом мб один документ, совокупность документов за определенный период, заголовок документа, совокупность заголовков документов за определенный период, статья документа, совокупность статей за определенный период. Т.е. текстом мб любой текст в любом объеме.

2) Разбить текст на примерно равные части. Единицы разбиения могут содержать примерно равное количество знаков/площадь в см2/время звучания аудиотекста. Их должно быть не очень много, но и не очень мало.

3) Необходимо просмотреть текст на наличие/отсутствие эмпирических индикаторов (одно слово, словосочетание, предложение, имя, название ситуации и т.д.).

Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей стат. обработкой. Контент-анализ не отменяет необходимости обычного анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия, имеющиеся в тексте. Смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

a) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач;

b) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;

c) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

d) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста.

За единицу анализа мб принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

НАБЛЮДЕНИЕ:

Метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям.

- По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.

- В зависимости от положения наблюдателя различают включенное и невключенное наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Также бывают полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

ЭКСПЕРИМЕНТ:

Метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке. Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. У естественно-научного объект – материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента, у социологического — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.

Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями.

Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме, он должен моделировать генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.

В качестве объектов социологических экспериментов выступают различные социальные.

Виды эксперимента:

Полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия).

Линейный и параллельный эксперименты. При линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в первоначальном состоянии), и экспериментальной (в состоянии после эксперимента). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются постоянными, а в экспериментальной – изменяются. По окончании эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем делаются заключения о причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования.

Наши рекомендации