Предметная область социологии молодежи

Социология молодежи как отрасль социологического знания первоначально формировалась и развивалась на базе демографического разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации, подготовки к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества.

Для описания специфики данной области, на наш взгляд, целесообразно проследить ее соотношение с другими дисциплинами и отраслями социологии, также акцентирующими свое внимание на соотношении поколений. Молодежь является объектом изучения многих социально-гумани­тарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии.

С точки зрения возрастной дифференциации общества, социология молодежи пересекается с такими областями, как исследования детства, геронтологией, социологией жизненного цикла, ювенологией и др. Отсюда сходство в проблематике: исследуются возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений; анализируется специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий. Существует и междисциплинарная общность в терминах анализа; в методике возрастных исследований, направленной на изучение изменяющегося во времени объекта: ретроспективная, лонгитюдная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ.

Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, поскольку существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях теорий социализации. Отсюда – пересечение социологии молодежи с такими областями, как социология образования, культуры, семьи, изучающими проблематику воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Это находит отражение и в использовании методов описательного анализа — таких, как изучение типичных черт социального облика молодежи, изменение личностных характеристик на различных этапах становления.

Объектом изучения социологии молодежи выступает молодежь как особая социально-демографическая группа, как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Исследуется роль и место молодежи в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональная ориентация и адаптация в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется и теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), и теми, которые находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности).

Предметом социологии молодежи является изучение роли и места социальной группы молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; условия формирования активной жизненной позиции, стиля и образа жизни, норм и образцов поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д. Как отмечают Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко, существует «сложность определения проблемного поля социологии молодежи», которая связана с тем, что она не может быть разграничена с другими отраслевыми социологиями по одному из критериев[213].

Выделение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к периоду молодежных революций 60-х годов XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике.

Категория «молодежь», помимо научного дискурса, активно используется в обыденной речи. Поэтому важно очертить социологические характеристики молодежи как социальной группы. Общепризнанно, что в качестве особой социальной группы молодежь выделилась с началом индустриальных революций в конце XVII – начале XVIII вв. Данный процесс явился результатом изменения взаимоотношений между семьей и производством вследствие усложнения последнего. Если до этого отец имел возможность передать свое ремесло сыну в рамках домашнего, семейного обучения, то сложные производства – мануфактуры и фабрики потребовали внесемейного обучения. В доиндустриальных обществах, как только молодой человек приступал к работе, помогая родителям, он сразу становился взрослым. Существует обряд инициации – посвящения во взрослые. Таким образом, молодые по возрасту люди не составляли особой социальной группы молодежи – происходил непосредственный переход от детства к взрослости. С появлением в индустриальных обществах институтов внесемейного образования – ремесленных училищ, университетов, в обществе выделилась особая группа молодых людей, которые отрывались от семьи, но еще не обретали полной независимости, то есть не могли считаться взрослыми. Они занимали промежуточный, переходный статус между детьми и взрослыми. Данную группу с социологической точки зрения и принято рассматривать в качестве молодежи.

Исторически первый сложившийся подход к определению молодежи – узкоэмпирический, описывающий молодежь по возрастному критерию (молодежь – это люди в возрасте от 16 до 30 лет). В настоящее время более распространены подходы, учитывающие, помимо возрастного аспекта, и социологические характеристики молодежи как социальной группы. Наиболее эффективным является подход, предложенный английским социологом С. Фрисом[214]. В соответствии с данным подходом молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точки зрения ее движения:

1) от зависимости к независимости;

2) от безответственности к ответственности.

Рассмотрение молодежи в рамках первого вектора предполагает, что молодые люди не так зависимы от родителей, как дети, но при этом они еще не достигли уровня экономической и социальной независимости, свойственного взрослым. Данный переход непосредственно связан с такими социальными институтами, как семья, система образования, работа, сфера свободного времени и досуговой активности. Рассмотрим их в соответствующей последовательности:

Семья. В описании движения от зависимости к независимости как характеристики, отличающей молодежь от детей и от взрослых, немаловажную роль играет изменение внутрисемейных отношений, связанных со вступлением детей в период молодости. Семья постепенно теряет свое влияние на молодого человека, по мере взросления психологическая, материальная зависимость его от родителей становится все менее ощутимой. Создание же своей семьи может считаться одним из этапов перехода во взрослую жизнь.

Система образования. Первое социальное движение ребенка к независимости происходит с поступлением в школу. Институты образования являются одними из главных агентов социализации, причем важную роль здесь играет не только формальная организация и влияние взрослых, но и взаимодействие в рамках класса со сверстниками.

Большинство современных школьных систем основано на принципе достижительности — по критерию успеваемости выстраивается школьная иерархия, где хороший ученик автоматически принимается в качестве положительной личности и наоборот. Происходит постоянное направление ребенка в нужную учителю сторону путем особой системы норм, ценностей и санкций. Однако, изменения, происходящие в обществе, отражаются и на смене представлений о путях и уровнях достижения успеха в школе. Этот процесс, в свою очередь, влияет на реакцию учеников: в разных странах и в разное время школьники выбирают различные стратегии поведения и ответов на задаваемые вопросы. Именно школа в большей степени формирует конформизм/нонконформизм в структуре ценностей взрослеющего человека.

Окончание школы является важным этапом пути от зависимости к независимости. Часть выпускников предпочитает дальнейшее обучение, другая — выход на рынок рабочей силы или другие виды деятельности. Студенты средних и высших учебных заведений представляют собой «классическую» с точки зрения социологии, группу молодежи – это уже не дети, но еще не взрослые. Система образования в высшей школе имеет несколько иную организацию. Студенты более независимы в своих действиях, система достижительности в вузах работает менее эффективно, нежели в школе. Окончание учебы, поступление на работу чаще всего сопровождается созданием собственной семьи, обретением полной независимости, а, следовательно – достижение статуса взрослого.

Следующим этапом в движении молодежи от зависимости к независимости является работа как любая форма социальной занятости. Выпускники школ, отказавшиеся от продолжения обучения и начавшие работать, формально могут быть отнесены к независимым, а, следовательно, взрослым членам общества. Тем не менее, существует ряд факторов, позволяющих выделить категорию «работающей молодежи». Данная группа все еще включена в процесс достижения статуса взрослого, так как чаще всего продолжает совместное проживание с родителями, получает невысокую заработную плату, что обусловливает материальную зависимость молодых людей от родителей. Кроме того, и на рабочем месте молодой человек находится в зависимом положении, так как определенное время является обучаемым, не имея всех необходимых навыков.

Досуговая активность молодежи связана с различными формами молодежной культуры, являющейся одним из важнейших источников достижения независимости (в том числе и независимости от культурных образцов, предлагаемых взрослыми). То, как молодые люди выражают себя в досуге (формы потребления культурных образцов, стиль одежды, музыка, танцы) делает их особой социальной группой. По мнению многих исследователей, социология молодежи – это прежде всего социология молодежного досуга.

В настоящее время, помимо традиционных форм досуговой активности молодежи, появляются совершенно новые. Благодаря развитию компьютерных технологий и мировых информационных сетей, молодой человек получил возможность моделировать свой жизненный стиль в частной, а не в общественной сфере, при этом ориентируясь на стиль извне. Грань между публичной и частной сферами стирается — находясь у себя дома, человек с помощью компьютера получает возможность общаться со всем миром. Существуя в разном географическом пространстве, коммуникаторы сосуществуют в едином временном векторе. Результатом является сверхконцентрация на себе, саморазвитие, выработка индивидуального стиля жизни. Изменение сферы досуговой активности определенным образом влияет и на формирование молодежью своей идентичности.

Таким образом, движение молодого человека от зависимости к независимости представляет собой составную часть процесса социализации, происходящей при помощи перечисленных факторов.

Второй вектор в характеристике социологической категории «молодежь» связан с понятием «ответственность». Именно в период перехода от детства к взрослости молодой человек принимает на себя максимальную ответственность в различных областях личной и общественной жизни. Молодой человек принимает ответственность за свои поступки как в семейном кругу, так и перед государством, общественными институтами – признается дееспособным гражданином. Можно выделить два вида ответственности:

- регламентирующая ответственность – в соответствии с ней закон определяет взросление индивида, предписывает определенный возраст наступления ответственности за совершенные действия, преступления, обязывает к каким-либо действиям (например, к службе в армии);

- разрешительная ответственность определяет способность индивидов к определенным действиям, исходя из их биологического возраста. При этом государственные предписания и рекомендации не являются обязательной нормой для всей молодежи. Так, большинство молодых людей вступают в брак через несколько лет после того, как это официально разрешено, а некоторая часть, напротив, — до этого срока.

Взаимоотношения молодежи и старших поколений в различные исторические периоды и в разных социальных системах определялись нарративами отношения общества к молодежи. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Нарратив «Молодежь как проблема». При данном подходе в обществе преобладает отношение к молодым людям как к источнику социальных конфликтов, криминализации; ответственность за напряженные взаимоотношения между поколениями полностью перекладывается на молодежь. В XX в. данный нарратив получил свое активное развитие в странах Запада с середины 50-х гг., когда исследователи активно заговорили о блуждающих без дела по улицам городов бандах подростков, хулиганах. Молодежные банды, впервые возникшие в 1920-х гг. в Чикаго и подробно описанные Чикагской школой социологов, вновь возродились после Второй мировой войны, активизировав публичную дискуссию в обществе вокруг молодежных проблем. Данный процесс был тесно связан с осознанием молодежью себя как особой социальной группы и сопровождался моральной неопределенностью, страхом, что общество потеряет контроль над эмансипированной молодежью. Как отмечали западные социологи, подобный взгляд на молодежь активно поддерживался средствами массовой информации, провоцировавшими возникновение «моральных паник»[215] в обществе по поводу молодежных проблем.

Подобные взаимоотношения поколений можно охарактеризовать как криминологические, так как в данных условиях любой молодой человек воспринимается как потенциально девиантная личность.

Крайней формой проявления данного нарратива является отношение общества к молодежь как к угрозе. Такое отношение к молодежи активизируется в период пика моральных паник относительно проблем, связанных с молодежью, и выражается в неприятии ценностей молодого поколения, отторжении его идеалов. Наиболее ярко это проявилось во второй половине 1960-х гг. в связи с активизацией «нового левого» движения в США и странах Западной Европы. В качестве объекта общественного страха выступило студенчество, выдвигавшее экстремистские лозунги захвата власти в университетах, которые рассматривались как «слабое звено» современной демократии. В мае 1968 г. студенчество выступило в качестве реальной политической силы – произошел бунт студентов Парижа, они захватили власть в студенческих городках, громили аудитории, витрины магазинов, переворачивали автомобили, захватили в качестве заложников профессоров и преподавателей. При этом восставшие студенты выдвигали требование большей свободы, равноправия студентов и преподавателей, демократизации процесса управления университетом. Студентов Парижа поддержала молодежь многих западных стран и США. Эти выступления заставили власти провести реформы системы высшего образования, значительно модернизировав и либерализовав их.

2) Нарратив «Молодежь как надежда». Согласно данному типу взаимоотношений поколений, получившему развитие в рамках коммунистической идеологии в СССР и других социалистических странах, с молодыми людьми связываются самые лучшие идеи строительства будущего общества с гармоничным устройством.

В выступлении В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи»[216] в первые годы Советской власти утверждалось, что каждый молодой человек есть прежде всего строитель коммунистического общества. Большое внимание в СССР уделялось «коммунистическому» воспитанию и образованию молодых людей. Исторический процесс понимался как передача наиболее прогрессивных достижений от одного поколения к другому. При этом советские культурологи и социологи игнорировали возможность межпоколенческого конфликта на общественном уровне, так как считали, что в социалистическом обществе для всех поколений характерно поддержание идеологического и общественно-политического единства.

При наличии ряда положительных черт, таких как мощная система образования и воспитания, данная идеология отношения к молодежи имела и ряд существенных недостатков. Самый главный состоит в том, что в лозунгах взрослые выступают в роли заложников молодых и, в целом, общество настоящего ставится в зависимость от общества «светлого будущего», тогда как в реальности наибольшим образом эксплуатировалась именно молодежь и ее будущее. Под лозунгами строительства «светлого будущего» молодежь практически бесплатно работала на «стройках века» – Днепрогэс, БАМ, КамАЗ и других, активно использовалась практика бесплатной работы молодежи в колхозах на сборе урожая. Таким образом, происходила скрытая эксплуатация ресурсов молодежи.

3) Эпоха постмодерна и нарратив «Зависть к молодежи». Это тип взаимоотношений, явившийся результатом развития общества потребления и наиболее распространенный в современных развитых западных обществах. Молодежь в рамках данного подхода рассматривается как носитель загадочной поры, полной преимуществ. Такое отношение к молодежи переплетается с постмодернистской традицией, согласно которой никаких границ между поколениями быть не должно — наиболее интересные социальные процессы происходят именно в пространстве межпограничий. Постмодернистский мир сопровождается новыми коммуникативными связями, где все разговаривают со всеми. Зависть к молодежи формируется средствами массовой информации через рекламу молодежного стиля во всех сферах жизнедеятельности и потребления, пропагандируется возможность продления периода молодости до бесконечности. Если проанализировать тексты рекламных объявлений, можно обратить внимание, что практически все они акцентируют внимание на молодости, несут в себе соответствующие коды: «пользуйтесь этим кремом от морщин, и Вы всегда будете молодой и красивой», «пейте наше пиво и веселитесь в молодежной компании», «эта престижная машина – для молодых, красивых и "продвинутых"» и т.п. При этом в качестве моделей всегда выступают молодые, здоровые женщины и мужчины, являющие собой идеал молодости.

Предпосылкой подобного типа взаимоотношений между поколениями на Западе явилась особая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в конце 1970-х гг. ХХ века. Именно в этот период началось наиболее активное развитие молодежного потребительства, вызванное экономическим бумом, в результате которого сократился рабочий день, увеличился период обучения, молодежь получила возможность сама зарабатывать себе деньги на карманные расходы. В результате взрослые перестали относиться к молодежи как к проблеме, напротив, реклама увидела в подростках главных потребителей товаров. Возник новый рынок, на котором главным потребителем выступила молодежь.

Потребление в данном контексте необходимо рассматривать в двояком смысле:

· как потребление реальное — физическое присвоение товаров;

· как символическое потребление товаров и услуг, связанных с различными формами проведения досуга.

В молодежной культуре эти две формы потребления тесно связаны друг с другом, объединенные понятием «стиля». М. Абрамс впервые на уровне социологического осмысления молодежной культуры рассмотрел ее не в контексте проблемного поведения, а в терминах особого «потребительского стиля»[217]. Как показало исследование Абрамса, молодежь как особая потребительская группа отличалась от других возрастных групп особенностями своего потребительского выбора на рынке. Молодежь не просто тратит больше денег на модные вещи и услуги, но также приобретает специфически молодежную одежду и аксессуары. Часть удовольствия, которое они получают при подобных покупках, лежит в утверждении молодыми людьми своей идентичности, невзрослости. Причем стили потребления молодежи – как из рабочей среды, так и выходцев из среднего класса – оказывались достаточно схожими. Подобной «бесклассовой» ситуацией в развитии молодежной культуры воспользовались средства массовой информации. Молодежь стала дорогим, продаваемым через рекламу символом. В массовом сознании возникает и культивируется новый термин – «молодежный стиль жизни», который становится и предметом особого интереса социологов. В исследованиях, ориентированных на изучение сферы досуга и потребления, понятие «стиля жизни» является одним из центральных.

Наши рекомендации