Глава 10. социология личности

1. Исходные понятия социологии личности

2. Социализация личности

Исходные понятия социологии личности

В рамках социологии личности необходимо различать три ключевых понятия – «человек», «индивид» и «личность». Понятие «человек» употребляется в социологической теории с целью обозначения родовых характеристик людей как представителей живой природы, оно описывает общие характеристики, присущие всем людям и отличающие их от других живых существ. Понятие «индивид» позволяет рассматривать отдельных представителей человеческого рода, конкретных носителей тех или иных объективных свойств (фамилию, имя, возраст, этническую принадлежность и т.д.). Наконец, понятие «личность» характеризует социально-психологические свойства индивида. Индивид может стать личностью только в процессе социального взаимодействия.

Все определения личности обусловливаются двумя противоположными подходами: по мнению одних исследователей, каждая личность формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями и социальное окружение играет незначительную роль; другие считают, что личность – продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

В рамках социологии можно выделить несколько ключевых теорий личности:

- теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид), в соответствии с которой личность представляет собой совокупность отражений в сознании человека реакций на него других людей: самосознание является ключевым стержнем личности и развивается оно в ходе социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучается смотреть на себя как бы со стороны, глазами других;

- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Фромм), согласно которой внутренний мир личности состоит из бессознательного (природные инстинкты); сознания индивида, являющегося регулятором инстинктивных действий и устремлений; из коллективного сознания, обусловленного культурой, законами, нормами, усвоенными в процессе социализации (личность находится в постоянной борьбе между природными инстинктами, влечениями, с одной стороны, и требованиями и нормами общества – с другой):

- ролевая теория личности (Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс), характеризующая социальное поведение личности при помощи двух основных понятий: социальный статус и социальная роль (личность производна от социальных статусов, которые она занимает, и от социальных ролей, которые она играет в соответствии с этими статусами:

- марксистская теория личности (К. Маркс, Ф. Энгельс), рассматривающая личность с точки зрения ее включения в систему экономических отношений (личность – продукт исторического развития; сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой, этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни).

Личность, по мнению В.А. Ядова, – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. На формирование личности оказывает влияние ряд факторов (биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный опыт).

Социальный статус – ранг, позиция индивида в группе во взаимоотношениях с другими, связанная с определенными правами и обязанностями. Статусы, которые обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи – это предписанные статусы. Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей индивида, его исполнительности. Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Статус и роль – две стороны одного феномена: статус – совокупность прав, привилегий и обязанностей, роль – действие в рамках этой совокупности. С понятием роли связаны понятия обучения ролям, ролевого поведения и напряжения и др.

Нормы культуры усваиваются личностью через обучение ролям; принятие большинства норм зависит от статуса личности.

Ролевое обучение предполагает освоение и выполнение обязанностей, прав в соответствии с играемой ролью; формирование установок, ожиданий, соответствующих данной роли.

Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль, отличающееся от ожидаемого; состоит в бессознательном исполнении ролей. Ролевое поведение может быть высокосознательным (личность изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного "Я").

И. Гоффман разработал концепцию социальной драматургии – драматического ролевого представления, заключающейся в выделении сознательного усилия в исполнении роли для создания желательного впечатления «у других» (поведение регулируется путем согласования с ролевыми требованиями и с ожиданиями социального окружения)[149].

Ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли; оно может повышаться в связи с ролевыми конфликтами (между ролями, в пределах одной роли).

Способами, позволяющими защищаться от болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации, являются рационализация, разделение и регулирование ролей. Разделение ролей осуществляется путем временного изъятия одной из ролей, ее вытеснения из сознания индивида (палач или убийца может быть одновременно заботливым мужем, отцом).

Социализация личности

Социализация в рамках социологической теории рассматривается как процесс, благодаря которому люди усваивают социальные нормы и учатся следовать им. Социализация индивида связана с вхождением человека в мир конкретных социальных связей путем интеграции в различные типы социальных общностей через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Социализация предполагает включение личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Целью социализации является формирование личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Этот процесс обеспечивает стабильность и сохранение общества, и передачу его культуры очередным поколениям. Социализация является процессом, посредством которого индивид осваивает нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности. Агентами социализации выступают семья, школа, группа сверстников, средства массовой информации, социальная среда.

Понятие "социализация" было введено в научный оборот в конце XIX века американским социологом Ф. Гиддингсом в работе «Теория социализации». В своем исследовании Ф. Гиддингс обосновал тезис о том, что личность в обществе не может существовать сама по себе, без влияния и социализирующего воздействия на нее социальных факторов.

Важный вклад в изучение этого процесса внес М. Вебер в рамках понимающей социологии, рассматривая социализацию с точки зрения субъективного смысла, вкладываемого в осознание этого процесса каждым из его участников. Любое социальное действие, по М. Веберу, предполагает наличие двух составляющих: субъективной мотивации индивида или группы и ориентация на других, «ожидания», без которого действие не может рассматриваться как социальное.

В дальнейшем, после некоторого перерыва, термин «социализация» разрабатывается в исследованиях западных авторов в 1930-х гг. Среди исследований тех лет можно выделить концепции социализации представителей психоаналитического подхода в социологии. По мнению одного из основоположников данного подхода Э. Эриксона, основная цель процесса социализации заключается в достижении идентичности. Идентичность является показателем зрелой личности, истоки и тайны организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. В соответствии с эпигенетическим принципом Э. Эриксона, социализацию индивида можно представить как последовательное прохождение им в течение всей жизни ряда психосоциальных кризисов, на каждом из которых человек должен сделать выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач. При этом характер выбора сказывается на успешности/неуспешности всей последующей жизни индивида. Э. Эриксон следующим образом описывает стадии процесса достижения идентичности:

1) грудной возраст: выбор между доверием и недоверием ребенка к окружающим;

2) 18 месяцев – 3 года: возрастающая самостоятельность младенца (способность передвигаться, развитие речи и манипулятивных способностях), обретение автономии или же неуверенности в себе, стыдливости, непрерывных сомнений;

3) 3-5 лет: выбор между инициативой и постоянным чувством вины (ребенок учится воспринимать себя глазами окружающих);

4) младший школьный возраст: выбор между трудолюбием и чувством собственной неполноценности;

5) 11-20 лет: выбор позитивной идентификации собственного «я» или же ролевая диффузия, путаница (успешное прохождение этой стадии позволяет занять свое место в обществе; в противном случае - мучительные сомнения относительно своего места в группе, обществе, неясность жизненной перспективы);

6) 21-25 лет: переход к разрешению специфически взрослых задач на базе ранее сформированной психосоциальной идентичности, поиск интимности, соучастия в противоположность одиночеству и изоляционизму;

7) 25-50/60 лет: формирование собственной индивидуальности, неповторимости, обретение «редкостной способности быть самим собой";

8) старше 60 лет: завершение жизненного пути (покой и умиротворение как следствие целостности своей личности, или отчаяние как итог запутанной жизни)[150].

Описывая процесс социализации на всех стадиях психосоциального кризиса, Э. Эриксон отмечает, что термин "идентичность" он использует в нескольких смыслах. "В одном случае он относится к сознательному чувству уникальности индивида, в другом – к бессознательному стремлению к непрерывности жизненного опыта, в третьем – к солидаризации с идеалами группы". Достижение личностью идентичности во всех трех смыслах характеризует, по Эриксону, успешность процесса социализации в обществе.

В соответствии с социализационной концепцией Ж.Пиаже на каждой стадии развития личности формируются специфические навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно обучить человека. Вслед за Э.Эриксоном, Ж. Пиаже утверждает, что все люди проходят определенные стадии социализации, но все они проходят их с разной скоростью и с разными результатами.

Концепцию социализации в рамках психоаналитической теории развивал и Д.Рисмен. По мнению Д. Рисмена, «детские годы представляют огромную важность для формирования характера... Детские годы нельзя рассматривать в отрыве от структуры общества, которое оказывает влияние как на родителей, воспитывающих детей, так и непосредственно на детей»[151]. В процессе социализации каждое общество воспитывает в своих членах конформизм, который закладывается в ребенка, а затем поддерживается или разрушается последующей взрослой жизнью человека. Рисмен обозначил три типа социального характера, формируемого социализацией, соответствующего трем этапам развития общества:

1) в традиционных обществах процесс социализации осуществлялся по принципу "ориентация-на-традицию", основной механизмом социализации - формирование у индивида страха быть опозоренным в случае несоответствия общепринятым нормам;

2) модернизация общества порождает новый механизм социализации - "ориентация-на-себя" (обществу нужен новый тип характера - предприимчивый, инициативный, готовый к риску и всему новому), которая предполагает внутренний, а не внешний источник мотивации, свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи, клана и прочих авторитетов;

3) социализация в современных обществах: "ориентация-на-другого" (образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации; потребность в получении одобрения со стороны группы равных становится главным источником достижения целей для "ориентированного-на-других"; поведение индивида определяется не традициями и принципами, а системой связей, модой, авторитарной бюрократией и другими факторами.

Историю человечества, по Рисмену, можно представить как постепенный переход от "ориентированного-на-традицию" к "ориентированному-на-других" социальному характеру.

Дальнейшее развитие теория социализации личности получила в рамках структурно-функционального анализа, и, в первую очередь, в трудах Т. Парсонса. По его мнению, специфика социализации определяется характером социальных процессов в обществе и психологическими особенностями личности, с помощью которых происходит, с одной стороны, интериоризация - усвоение системы знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе; с другой стороны, экстериоризация - введение в социум новых форм и способов жизнедеятельности путем создания новых культурных образцов или ценностей. При условии успешной социализации личность приобретает социальную компетентность и идентичность, эффективно осуществляет ролевое поведение, проявляет социальную активности, желание и возможность интеграции в общественный процесс. Т. Парсонс отмечает: «Процесс интернализации мотивационных структур в социологии называют социализацией. В основе этого процесса лежит генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению»[152]. Социализация происходит во всех социальных группах; за пределами семьи она сконцентрирована в коллективах, занимающихся формальным образованием, значение которого возрастает с ходом социальной эволюции.

Идеи Т. Парсонса и структурного функционализма в целом применительно к концепции социализации личности развил Ш. Айзенштадт. Дети во всех обществах, по мнению Айзенштадта, должны успешно пройти социализацию, для того, чтобы достичь статуса взрослых: усвоить моральные коды общества, его общепринятые правила, приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения ими взрослых ролей. Социализация, по Айзенштадту, неодинакова для детей разного пола и социального происхождения.

Процесс социализации достигает определенной завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением ею интегрального социального статуса. Проявлением недостатка социализации является девиантное и делинквентное поведение (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, шизофрения и т.п.).

Личность является объектом не только теоретико-методологического подхода, но и микросоциологии – социологического анализа, связанного с социальными столкновениями "лицом-к-лицу" в повседневной жизни и межличностном поведении в малых группах. Согласно этому подходу ключевыми являются понятия:

Интернализация – процесс, в ходе которого индивид принимает в качестве обязательных социальные ценности и нормы поведения, приемлемые с точки зрения его социальной группы или общества.

Группа – совокупность индивидов, взаимодействующая друг с другом, образующая социальные отношения. Ч.Х. Кули выделял первичные и вторичные группы. Первичные – небольшие группы, основанные на непосредственном взаимодействии индивидов (семья, компания друзей). Вторичные – большие группы, члены которых не взаимодействуют напрямую друг с другом.

Первичные взаимоотношения – межличностные отношения, характеризуются эмоциональной интенсивностью, тотальной привязанностью и взаимным удовлетворением. В первичных взаимоотношениях индивид полностью вовлечен во взаимодействие.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Раскройте специфику различий между понятиями «человек», «индивид» и «личность». Приведите примеры, иллюстрирующие данные различия.

2. Охарактеризуйте сущность теории зеркального «Я», психоаналитической теории, ролевой теории, марксистской теории личности. Что общего и что особенного Вы можете выделить в этих теориях?

3. Дайте определение понятиям «социальный статус», «социальная роль», «ролевое поведение», «ролевое ожидание», «Ролевое напряжение». Приведите конкретные примеры.

4. В чем состоит сущность процесса социализации? Какие существуют агенты социализации и какова их роль в данном процессе в условиях традиционного, подерного и постмодерного обществ?

5. Пречислите этапы достижения идентичности по Э. Эриксону. Раскройте их сущность. Применима ли данная модель в современных российских условиях?

6. Охарактеризуйте основные положения социализационной концепции Д. Рисмена.

7. Подготовьте на выбор доклад по одному из подходов в социологии личности

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Человек, индивид, личность. Социальный статус, социальная роль, ролевое поведение, ролевое ожидание, ролевая напряженность. Социализация, интериоризация, интернализация, группа. Агенты социализации. Девиантное и делинквентное поведение.Эпигенетический принцип. Идентичность. Первичные взаимоотношения.

ГЛАВА 11. ИДЕНТИЧНОСТЬ И МАРГИНАЛЬНОСТЬ

КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

1. Особенности идентификационных практик в российском обществе

2. Факторы маргинализации российского общества

Наши рекомендации