Формы и методы работы на семинарских занятиях
Выбор формы и вида проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, уровнем подготовки курсантов, студентов, слушателей, характером рекомендуемой литературы.
Структура семинарского занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово преподавателя, мотивация. Место темы, занятия в изучаемом курсе. Постановка целей и задач. План занятия.
3. Основная часть семинара:
- заслушивание ответов на вопросы, сообщений, докладов, рефератов;
- последовательное обсуждение ответов, рефератов, докладов;
- выработка мнений и суждений, формирование в результате дискуссии правильных суждений и др.
4. Заключение преподавателя.
- подведение итогов занятия;
- анализ выступлений студентов, оценка их деятельности, ответы на вопросы студентов.
5. Домашнее задание.
Требования к оцениванию
Каждый курсант, студент, слушатель на семинарском занятии оценивается по 5-ти бальной шкале, а именно:
- оценка 5 «отлично» выставляется в случае, если курсант, студент, слушатель знает и понимает программный материал, грамотно и в полном объеме раскрывает содержание теоретического вопроса и успешно выполняет практическое задание – тест;
- оценка 4 «хорошо» выставляется в случае, если курсант, студент, слушатель владеет программным материалом, полностью и правильно раскрыто теоретический вопрос, а при выполнении практического задании была допущена неточность;
- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется в случае, если курсант, студент, слушатель усвоил только часть программного материала. Ответы на теоретические вопросы были не полными с существенными ошибками. Практическое задание выполнено.
- оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется в случае, если курсантом, студентом, слушателем программный материал не был усвоен. Отсутствует понимание основной терминологии. Теоретический материал подается неграмотно. Практическое задание не выполнено.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема №1. Социология как наука. Основные этапы ее развития
(2 часа)
План:
1 пара
1. Объект и предмет социологии
2. Особенность социологического знания.
3. Функции социологии.
4. Потребности общества в социологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность и определение социологии как науки.
2. Структура и основные функции социологического знания.
3. Связь социологии с другими науками.
4. Современные школы и направления социологии.
Рекомендуемая литература:
1. Гребеньков Г.В., Поправко А.К. Социология. Курс лекций, Донецк. 2001.
2. Додонов Р.О., Додонова В.И. Социология: Учебное пособие для курсантов и студентов высших заведений МВД Украины. – Донецк: Донецкий юридический институт МВД при ДонНУ, 2005
3. Социология для пользователя. Учебное пособие для вузов /. Под редакцией Н.И. Гаврилова. – ДонГАУ, Донецк 1999.
4. Социология: учебник для юридических вузов. – СПб.: Изд. «Лань», 2001
Тема №2. Возникновение и развитие социологии
(2 часа)
План:
1 пара
1. Основатели социологической науки.
1.1. О.Конт и возникновение позитивистской социологии;
1.2. Социологические взгляды К. Маркса;
1.3. Социология М.Вебера;
1.4. Принципы социологизма Э.Дюркгейма;
2. Э.Дюркгейм об отклонениях от норм поведения: девиантное поведение - «аномия»
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто и когда основал социологию?
2. В чем К.Маркс видел сущность «социального».
3. На чем основываются сущность принципа «социологизма» Эмиля Дюркгейма?
4. Определение видов самоубийств, которые были предложены Э.Дюркгеймом.
5. Какие существуют основные типы поведения по определению М.Вебера?
6. Почему социологическая теория К. Маркса может быть определена как теория экономического детерминизма?
7. Вследствие чего, по мнению Э. Дюркгейма, социология должна занимать центральное место среди общественных наук?
Рекомендуемая литература:
1. Социология для пользователя. Учебное пособие для вузов / Под редакцией Н.И. Гаврилова. – ДонГАУ, Донецк 1999.
2. Социология: учебник для юридических вузов. – СПб.: Изд. «Лань», 2001
3. Гребеньков Г.В., Поправко А.К. Социология. Курс лекций, Донецк. 2001.
4. Додонов Р.О., Додонова В.И. Социология: Учебное пособие для курсантов и студентов высших заведений МВД Украины. – Донецк: Донецкий юридический институт МВД при ДонНУ, 2005
5. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологическое исследование. Киев. Основы, 1998.