Механизм правового поведения.
Механизм правового поведения включает следующие элементы:
1. Потребности и интересы личности,
2. Мотивы,
3. Выбор цели и средств ее достижения,
4. Оценка ситуации,
5. Принятие решения,
6. Поступок.
Исследователи установили, что нормы права как таковые непосредственно на поведение человека не влияют. Люди в значительной степени ориентируют свое поведение на определенные стереотипы, на групповое мнение (мнение эталонной группы). Эффект от правовой нормы раскрывается, если она пройдет следующие стадии развития:
• Актуализация в нормативном варианте скрытых жизненных целей индивида,
• Осознание того, что новая норма более приемлема для достижения целей,
• Фиксация нормативного образца в обыденных стереотипах,
• Отказ от прежней формы поведения.
Следовательно, норма должна изначально отражать интересы субъекта права. Внутренняя сторона правомерного поведения должна подкрепляться внешними факторами: содержанием и формой предписаний, способностью правоприменительных органов гарантировать реализацию последних наличием санкций и их применением к правонарушителям. В мотивации правомерного поведения членов тоталитарного общества превалирует привычка пассивного выполнения правовых норм, дополняемая боязнью наказания.
Различают две стороны правового поведения: внешнюю, отражающую сам факт деяния (действия, или бездействия) и внутреннюю, отражающую мотивы, потребности, ценности, установки, определяющие вид поведения. Сходные внешне типы поведения отличаются разным внутренним содержанием. Только с учетом мотива можно понять подлинный характер правосознания и поведения. Потребности же есть первичная побудительная сила деятельности людей. Выделяют потребности рационального уровня и эмоционального. Интересом называют осмысление человеком потребности и условий, средств к их удовлетворению Суть интереса – в удовлетворении потребности.
Уровнями потребностей называют:
• Жизненно необходимый минимум для человеческого организма,
• Нормальные стандарты потребностей, присущих данному социальному статусу,
• Высший стандарт, уровень, который еще не стал нормой, но в перспективе ей будет,
• Извращенные потребности, удовлетворение которых противоречит развитию личности и интересам общества.
Природа человеческого бытия— есть непрерывная цепочка удовлетворения широчайшего круга потребностей. Неумолимы потребности не только обусловленные биологической природой человека, но и высшие, сформированные в результате развития человеческой цивилизации (духовные). У каждого человека круг потребностей разный, но закон потребностей (автор А.Маслоу) неумолим для всех. Поэтому неудовлетворенные потребности считаются первоосновой девиации. Потребности стабильны, особенности низшего порядка. Проявление высших потребностей зависит от удовлетворения базовых потребностей первого круга.
Иерархия потребностей была «выведена» А.Маслоу и доработана Глазыриным. Она выглядит так:
А) потребности физического существования,
• в самосохранении,
• сексуальные,
• в свободе, независимости (в системе прав человека свободы, будучи юридически равными правам и равно обеспечеными, указывают на негативные права человека, то есть права, которые не озависят от позитивной обязанности государства, как например, социальные права, от реальной материальной возможности государства их обеспечить, а указывают на правомочия индивида, не зависящие от государства, обеспечивающие свободу от гсударства, и более того осуществляемые иногда даже против него,
• в движении, в трате физической энергии,
• в необычном, в адреналине,
• гедонические потребности,
Б) материальные. Статистика свидетельствует, что основным мотивом преступления является корысть. Именно неудовлетворенные материальные потребности, а не социальные и духовные являются основой девиантного и делинквентного поведения,
В) социальные. Жизнь отдельного индивида—это своеобразная факбрика по воспроизводству и реализации целой системы социальных связей и отношений на межличностном и социальном уровне,
• в идентификации –потребность в чувстве единения с себе подобными, в принадлежности к определенной группе, в социальной поддержке (например, дворовые компании),
• в самореализации— потребность проявить себя. Что крайне разрушительно влияет на личность. Считается, что самое большое несчатье в жизни— неспособность состояться как личность, что влечет отчуждение от социальных ценностей, нравственных норм.
• в более высоком социальном статусе (в престиже, уважении, успехе, авторитете, чувстве превосходства). В западном обществе, которое действует как модель «Человек-Успех!», самым большим оскорбление считается сказать «Неудачник!». К символам успеха относят: престижная работа, престижные машины и т.д.
• в лидерстве. Стремление быть первым заложено в генетической памяти человека. Оно развивается и закрепляется всю жизнь. Ученые сходятся на мнении, что лидерами по природным качествам рождается не более 10-15% от всей популяции. Статистика свидетельствует, что в основе 75% от числа всех заказных убийств лежит желание быть первым, хотя любое преступление полимотивированно.
Г) духовные потребности. В Уголовном кодексе Республики Италия есть статья за духовное подчинение лиц (plaggio).
Д) потребность во взбадривании, стимуляции.
Противоправное поведение может быть направлено на:
1. непосредственное удовлетворение потребностей,
2. реализация отдаленных планов,
3. разрешение личных конфликтов и устранение препятствий к удовлетворению актуальных потенциальных потребностей,
4. уход от исполнения обязанностей (уклонение от уплаты налогов, уклонение от службы в армии).
Условиями, сопутствующими правонарушению, являются:
• условия жизни и воспитания,
• конкретная ситуация,
• ситуативные условия, сопутствующие правонарушению.
Можно установить этапы становления противоправного поведения:
• формирование личности с антиобщественной ориентацией,
• формирование решения на совершение правонарушения,
• реализация намерения.
Механизм индивидуального правонарушения включает:
• потребности и интересы личности (как правило, не противоречащие праву),
• мотивы,
• выбор цели и средств ее достижения.
• оценка ситуации,
• принятие решения,
• поступок.
Деформации в поведенческой цепочке возникают, когда:
• Искажены потребности и интересы,
• Нормальные потребности входят в конфликт с имеющимися возможностями их легального удовлетворения,
• Имеется деформация ценностных ориентаций (например, рецидивист может достичь социальной цели правомерным путем, но он избирает противоправный),
• Имеется деформация на этапе принятия решения (аффект, ошибка в оценке ситуации, стресс).
Различают следующие виды правового поведения:
• конформизм. Он наблюдается при наличии достижения одобряемой правом цели правомерным способом. В результате имеем правомерное поведение индивида характеризующееся подчинением своего поведения требованию нормы в силу уважения к ней.
• Легализм. Это- тоже поведение, оцениваемое как положительное, но только по мотивам выгоды одобрения нормы, без внутреннего уважения к норме вообще.
• Принуждение. Это— поведение, соответствующее общепризнанной норме, но в силу нажима. Если принуждение ограниченно или отсутствует, то вероятнее всего, мотивы и потребности, пройдя через оценку сознания, установок и ценностей, приведут индивида к правонарушению как средству достижения правомерной цели (правонарушение). Другими вариациями принуждения могут быть ситуации, когда индивид отказывается от цели (ритуалист) или меняет цель (мятежник, инноватор), или меняет свои потребности в угоду норме (ретритист).
Девиация и право.
Это—любое, отклоняющееся от нормы поведение (термин ввел Р.Мертон). Факт отклонения от нормы оценивается определенной групой, соблюдающей эту норму. Обращаем внимание, что понятие «девиации» является оценочным. Так, является ли нормой, если в каком-то обществе 60% населения курит регулярно? Да, т.к. в оставшихся 40% часть не курит вообще, а часть курит раз от раза. И хотя курение вредно и ненормально для человека, но в данном обществе курит регулярно большинство, и это является нормой статистики. Одни формы поведения одобряются одной группой и одновременно не одобряются другой. Их оценка меняется как во времени (враги народа), так и в пространстве (одно и то же действие в разных странах оценивается по-разному). Криминальное поведение, сексуальные отклонения, наркомания, самоубийства всегда и однозначно демонстрируют отклонение и разрушительный момент в любом обществе. А положительная девиация (героизм, гениальность) может внести вклад в развитие общества. В тоже время, если все станут Чацкими, то обществу придет конец.
Девиация и социальный порядок. На самом деле, социальные отклонения играют диалектическую и не всегда негативную роль в обществе.
Нормальная жизнь в обществе и всех социальных структур возможна только, если обеспечен социальный порядок и предсказуемое поведение членов общества (социальная экспектация). Каждый должен знать, какого поведения он может ожидать от других, он должен быть уверен, что если обратится в милицию, она его защитит от преступных посягательств. Девиация нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Если нарушения принимают массовый характер, то это ведет к аномии (социальному хаосу), и индивид теряет чувство безопасности, уверенности в своих действиях. Общество может нормально функционировать, только когда большинство его членов принимает нормы поведения и соблюдает их. Жизнь по правилам—залог благополучия общества и его членов.
Но есть и другая сторона дела. Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму. Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, сейчас могли устареть. Если норма адекватно отражает потребности общества, то она способствует его росту, иначе тормозит или дезорганизует развитие. И тогда получается, что анормальной является норма, а нормальным отклонение от нее. Под воздействием внешних и внутренних факторов они меняются. Отклонение, являясь приспособленческой реакцией на изменившиеся условия, способствует формированию новых норм. Вначале девиация непривычна, а потом становится нормой. К слову, общество, которое терпимо относится к девиации, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией и дезориентацией в обществе. Избежать дезориентации можно, если индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенства не велики и у населения есть шанс жить полноценной жизнью (общество равных возможностей). Если свобода не уравновешена равенством, и многие лишены самовыражения и самореализации, то девиация примет социально деструктивные формы.
Р.Мертон указывает, что если девианты преуспевают и на них не налагается никаких санкций, то девиация становится объектом для подражания, а далее— самой нормой. Девиация в обществе играет двоякую роль:
• с одной стороны, угрожает стабильности общества,
• с другой стороны, способствует формированию новых норм и как бы поддерживает эту стабильность, не давая ей застояться.
Неотъемлимыми слагаемыми девиации являются:
1. субъект,
2. норма.
3. группа реагирования на отклонение.
К причинам девиации относят:
• личностные мотивы (на индивидуальном уровне). А.Коэн отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение. Однако большинство людей не нарушает общепринятые нормы. Другими словами девиация-личный выбор человека. Индивид решает, какую форму поведения избрать. И решение зависит от референтной группы, эталонной группы, то есть группы, которая в глазах человека является образцом. Здесь имеются варианты: во-первых, он может найти группу, где такие поступки не осуждаются, и обратить ее в эталонную группу. Во-вторых, более решительный индивид может создать с единомышленниками новую группу, где он будет получать поддержку. Например, полицейский берет взятки в сговоре с сослуживцами. В-третьих, личность может действовать водиночку, без поддержки окружающих, хотя это наиболее тяжкий жизненный выбор для человека.
• социально неравенство (на уровне социальных систем),
• индустриализация, согласно мнению А.Коэна, ведет к социальной неустроенности и разрыву между возможностями и притязаниями индивида.
• невыполнение ожиданий (Т.Парсонс). Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы может быть двоякой: приспособленческой (активной, например, инновация) и отчужденной (пассивной, например, ритуализм).
Р.Мертон различал следующие виды девиаций (нонконформизма):
• Инновационность. Это—принятие общепринятых социальных целей, но не средств их достижения—человек обходит или нарушает закон и моральные, институциональные нормы (рекет, грабеж, злоупотребления), после чего живет как добропорядочный гражданин.
• Ритуализм. Это— ситуация, когда индивид не осмысливает социальные цели или отказывается от них, как недостижимых при имеющихся условиях. Требование нормы для него священно и непоколебимо. К ним часто относят бюрократов или людей неинтересной работы с малой зарплатой. Для правовой социологии это не достойное поведение, даже при формальном соблюдении закона, т.к. оно неактивное, не раскрывающее весь потенциал общественного развития.
• Ретритизм. Это—отказ от социальных целей и от борьбы за их осуществление. Это изолированный тип (наркоман, бродяга), который «выпадает» из общества, отказывается от борьбы за «место под солнцем».
• Бунт как активное неприятие социальных ценностей и целей и борьба с ними.
В.Лапаева выделяет:
• преступления—крайняя форма девиации,
• преступления без жертв (самоубийства, пьянство, сексуальная неразборчивость, проституция). Это— действия, от которых негативные последствия испытывает сам субъект действия,
• отклонения, не противоречащие праву (аутизм—затруднение социальных контактов, замкнутость, нарцистизм—демонстративное, эпатажное поведение, фанатизм—следствие односторонности личности, слепая приверженность какой-то идее или личности, азартные игры)—«благопристойное» поведение, но в отношении к «должному» вредно, странно, бесполезно, словом, ненормально.
Социология правонарушения.
Социологическое понимание правонарушения характеризуется:
• многомерным подходом.
• учетом позитивной и негативной роли правонарушений.
• введением понятия фактического преступления.
• введением понятия теневой преступности.
Многомерность подхода к пониманию преступления. В юриспруденции под правонарушением понимается деяние, противоречащее нормам права. Однако на сегодняшний день даже криминологи отмечают двусмысленность и неточность понятия преступления, т.к.:
- оно не объясняет, почему одно и тоже действие в разных странах квалифицируется по-разному: в одних как преступление, а в других нет,
- содержание преступления прячется за тип и форму конкретно-исторической системы законодательства,
- различная интерпретация вины, общественной опасности, противоправности, иногда морали,
- оно не объясняет, почему квалификация деяния отдана на усмотрение законодателя, а потому очень субъективна, т.к. отражает интересы экономической и политической элиты.
- оно не объясняет, такое массовое нарушение прав человека, как, например, репрессии и т.д.
Социология права раскрывает урегулированную правом и теневую, то есть не урегулированную правом, сторону юридической материи, то есть расширяет понятие «преступления», доводит его до логического завершения. Как говорил М.И.Ковалев: «Сущность преступления надо искать вне права».
Многомерность социологического понимания преступления заключается в том, что преступление может рассматриваться:
- как социальная боль общества,
- как стремление одних подражать другим,
- результат влияния окружающей среды,
- как разновидность действия, которое каждый совершает как минимум один раз в жизни,
- как вид девиации,
- как образ жизни,
- как наиболее быстрый способ обогащения и прихода к власти,
- как форма протеста,
- как форма насилия,
- как прелюдия реформ,
- как способ создания первоначального капитала,
- как бизнес или профессиональная деятельность и т.д.
Учет позитивных и негативных моментов преступления. Пора признать, что преступление не может рассматриваться только как негативное общественное явление. К позитивным моментам преступления Дюркгейм относит следующее:
• Преступление усиливает остроту переживаний человека, а это, в свою очередь, способствует формированию более сложной и совершенной структуры общественного сознания.
• Преступление разрушает мораль. Однако мораль не должна быть чрезмерно стабильной, иначе она застывшей, что разрушает общество. Преступление—предчувствие морали будущего.
• Преступление для определенной категории лиц является эффективным средством получения материальных благ и влияния. Резко сокращает сроки, необходимые для реализации целей законным путем. Первоначальное накопление капитала всегда шло через правонарушение.
• Преступление формирует людей дерзких, жестоких, т.н. сильных личностей.
• В преступлении индивид получает возможность самовыражения. Например, маньяки любят убийства-головоломки.
• Преступность показывает наличие путей, открытых для перемен, а в ряде случаев прямо готовят эти перемены.
• Преступность высвечивает болевые проблемы общества и помогает выработать пути их излечения.
Пик негативной роли преступления приходится на период стабильного развития общества, а позитивный эффект очевиден в переходный момент к иному типу общества, другой правовой доктрине, новой системе законодательства.
Понятие фактического преступления. Под фактическим преступлением понимают насильственные действия индивидов, которые обрекают людей на нужду и бедствия, психические и физические страдания или преждевременную смерть, разрушающие мораль, но в действующей правовой системе не значащиеся, внеправовые явления, с точки зрения юриспруденции. Правовая нейтральность фактических преступлений объясняется тем, что законодательство в конечном счете закрепляет угодный господствующей группе, классу, правовой порядок. В следствие чего новые формирующиеся классы не могут возникнуть иначе, чем через фактическое преступление, то есть через форму насилия, не урегулированную правом (а не неправовую). В историческом смысле фактические преступления служат и будут служить средством первоначального классообразования. Фактические преступления значительно подрывают правопорядок, но игнорируются статистикой, юриспруденцией и политикой. Социология права, введя такое понятие, ставят вопрос о преступности в полном объеме. К ним относятся:
1. Анонимное насилие, (например, манипулирование статусом народного депутата для освобождения от юридической ответственности за правонарушения когда судья, прокурор, по своему усмотрению освобождает от ответственности или смягчает или ужесточает ответственность).
2. Репрессии. Репрессии характеризуются следующими моментами:
• Они осуществляются чиновниками очень высокого ранга.
• В силу правовой неурегулированности, молчания законодателя, отсутствуют основания для юридической ответственности виновных.
• Они осуществляются под прикрытием государства, его идеологии,
• Для репрессий необходимо полное доверие народа к руководству страной или апатию. Репрессии подавались широкому кругу лиц как справедливые действия, выполненные с соблюдением всех законных требований.
• Репрессии осуществляются скрыто, по секретным распоряжениям. В репрессиях нет организованного и концентрированного насилия. В противовес им государственная власть—это всегда концентрированное, официально оформленное и организованное насилие.
• Репрессии выводятся из поля юрисдикции и не подлежат судебному разбирательству.
• Они осуществляются специальными группами расправы, не предусмотренными законом, «чужими руками», случайными людьми, а не юристами-профессионалами. Так, Сталин в своей телеграмме (а не нормативном правовом акте) требовал создавать особые «тройки», состоящие из особо уполномоченного ЦК, председателя облисполкома и первого секретаря обкома, то есть людей далеких от правовой организации. Именно они наделялись правом по своему усмотрению устанавливать без суда и следствия произвольную квоту лиц, которых необходимо было ликвидировать.
• Жертвы всегда невинны, но представляют явную или потенциальную угрозу господству руководителя довольно высокого ранга.
• Основанием для расправы служили ложные доносы, произвольное тайное указание.
• Создается особый режим содержания репрессированных с изощренными физическими расправами.
• Реабилитация осуществляется тайно.
• Отсутствуют или скрыты документы, отражающие дела репрессированных.
Некоторые социологи (В.А.Глазырин) квалифицируют репрессии как фактические политические преступления, потому что они прикрываются авторитетом господствующей политической идеологии, осуществляются на основе субъективного произвола известных политических деятелей, подкрепляются весом должности и расплывчатыми формулировками о ее компетенции, под прикрытием государства. Фактические политические преступления в корне отличаются от юридической политической преступности.
Другие (Лунеев) считают репрессии просто фактическими преступлениями, т.к. «политические мотивации не могут быть криминализированы».
Понятие теневой экономики. В юриспруденции под теневой экономикой чаще всего понимают:
• корыстные, в первую очередь, экономические преступления,
• запрещенные законом формы производственной деятельности,
• фиктивную экономику – приписки, нарушения отчетности, отклонения от установленных норм, позволяющие получить нетрудовой доход и др.
По сути, в юриспруденции утвердился ложный стереотип, согласно которому теневая экономика отождествляется с экономической, хозяйственной преступностью. Социология права считает, что теневая экономика имеет внеправовую природу. Это— не экономика в собственном смысле слова, а такие способы изъятия у людей уже созданного материального продукта, методы тайного присвоения богатств, причиняющие вред гражданам. В ее основе лежит «закон тотального присвоения» со стороны руководителей. И в силу правовой нейтральности, относятся к разряду фактических преступлений. К насилию в теневой экономике относят:
• расхищение государственного имущества под благовидными предлогами за рамками юридического преследования (продажа государственных дач за бесценок),
• систематические дарения, конвертные выплаты от имени трудового коллектива и др. Присвоения, захват земель вне рамок юридического преследования,
• создание искусственного дефицита товаров, произвольное повышение цен, произвольное удержание заработной платы и рабочей силы на низком уровне, задержки выплаты зарплаты, неоплаченные госзаймы у населения и др.
К слову, около 40% всех денег на пост-советском пространстве «крутится» в теневой экономике.
• насильственное переселение людей.
Социология преступности занимается:
• изучением преступных субкультур,
• изучением социального состава преступников,
• прогнозированием и выявлением тенденций развития преступности в обществе,
• изучением виктимологических аспектов.
Риторическим является вопрос соотношения биологического и социального в объяснении причин преступности. В разное время он решался по-разному. Часть ученых исходит из аксиомы, что социальное начало в любом сознательном поведении превалирует, глубоко переплетаясь с биологическими элементами функционирования человеческого организма, другая часть – наоборот. Так что выбор—дело индивидуальное.
Изучение социальной природы преступности связывает ее появление и развитие с:
• уровнем функционирования социальных институтов,
• наличием возможностей для самореализации индивидов в обществе,
• проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ для достижения поставленных целей,
• степенью защиты прав человека в обществе,
• с социализацией и др.
Важным для социологического исследования представляется выявление двух факторов преступности:
• личностного, когда изучается направленность личности преступника: происхождение личности. Социализация, окружающая среда, образование, профессия, возраст и иное,
• социального, ситуативного, когда изучаются социальные условия, способствуют ли они удовлетворению базовых потребностей личности.
Понятие «правонарушение»- очень широкая категория: от не уплаты за парковку до массового убийства. Поэтому невозможно объяснить все виды правонарушений одной теорией. В настоящий момент сущетсвует множество радикальных теорий, отрицающих традиционную социологию и криминологию. Каждая из предложенных теорий вносит свой вклад в понимание каких-либо аспектов, либо видов преступлений. Биологический и социальный подходы могут служить для того, чтобы идентифицировать некоторые личностные характеристики, которые при заданных особых условиях социализации (воспитания и опыта) предрасполагают определенных индивидов к размышлениям о преступных действиях. Общий вклад социологических теорий преступности двояк. Во-первых, эти теории правильно подчеркивают непрерывность между криминальным и «респективным» поведением. Во-вторых, почти во всех теориях особо отмечается «контекстуальный» элемент совершения преступления. На вероятность совершения преступления в основном воздействуют социальные нормы и социальная ситуация.