Основные теории европейской школы социологии права.
Классическая социология права основывается на трудах Э. Дюргейма, М. Вебера, Е. Эрлиха, О.Конта и др.
Социально-правовая мысль Э.Дюркгейма. Социально-правовая мысль французского социологаЭ.Дюркгейма (1896-1913)отличается следующими моментами:
· Он являлся представителем такого направления социологии, как структурный функционализм, где общество представляется как совокупность автономных социальных институтов, где поведение индивида всецело подчинено последним.
· Кредо его социальной концепции – это «объяснение социального социальным». Суть ее заключается в том, что не индивид определяет поведение, а общество через коллективное сознание. В таком понимании общество есть ценностно-нормативная система;
· Право рассматривается Э.Дюркгеймом как социальный факт. «Социальные факты надо рассматривать как вещи». «Вещность» социальной реальности состоит в том, что общество, его институты объективно определяют поведение субъектов через социальный контроль, социальные нормы (в противовес М.Веберу с его субъективными смыслами социального действия), и этого избежать нельзя. Но парадокс заключается в том, что и М.Вебер и Э.Дюркгейм описывают одно и то же с разных сторон: общество формирует нас, но и мы формируем общество!
· Э.Дюркгейм выступал против деления права на частное и публичное. Он считал всякое право частным и публичным одновременно. Право- частное, т.к. в конечном результате все можно свести к действию индивидов, и публичное, т.к. имеет социальную функцию. Оно отражает состояние общества, наиболее важные ценности, сплачивает общество. Однако защита публичного интереса предшествует защите личного интереса;
· Э.Дюркгейм разработал идею аномии. Аномия- это разрыв права с социальной солидарностью. Право перестает выполнять свои функции, и поэтому им перестают пользоваться. В силу этого происходит дезориентация в обществе, разрыв между нормой (правилом поведения), ожидаемым и реальным поведением, которое, как следствие, становится непредсказуемым;
· Э.Дюркгейм разработал мощный понятийный инструментарий (социализация, коллективное сознание, аномия, репрессивное право и др.);
· Э.Дюркгейм создал социологию уголовного права. По его мнению, в первую очередь наказание направлено не на исправление преступника и запугивание подражателей, а на сплочение общества, успокоения совести общественного коллективного сознания. Он считал преступлением то, что общество и коллективное сознание считает таковым.
· Э.Дюркгейм считал преступность нормальным явлением в развитии общества. По статистике за несколько столетий преступность не уменьшается. Она- вечный спутник общества, социальная боль, показатель здоровья общественного организма, предвестник будущей морали, нормальная девиация. В то время как самоубийство относил к негативной девиации;
· Э.Дюркгейм ввел понятие репрессивного и реститутивного права или кооперативного. Оба понятия отражают виды солидарности в обществе. Репрессивное право направлено на преследование индивидами, претерпевание ими физических мучений, возмездие, символическое восторжествование справедливости. Эта механическая солидарность отражена в уголовном праве. Реститутивное же право направлено на восстановление нарушенного порядка и кооперации между индивидами (restituotio in intergrum). Эта органическая солидарность отражается в гражданском праве, конституциональном, процессуальном, коммерческом. Он считал, что в дальнейшем реститутивное право будет лидирующим, т.к. общество учится видеть в людях не вещи, а сотрудников, по отношению к которым у него есть обязанности.
Социально-правовая мысль Е.Эрлиха.Выдающийся вклад в развитие социологии права внес правовед Е.Эрлих (1862-1923):
· Он представляет антилегистское и непозитивистское направление школы свободного права, являющейся прототипом американской школы социологии права. Е.Эрлих рассматривал социологию права как юридическую науку, хотя сложную и противоречивую, за что критиковался современниками;
· Е.Эрлих рассматривал все социальные явления как правовые, расширяя пределы правового поля почти до бесконечности, за что фон Гирке назвал его правовую теорию «манией правового величия». Он считал классическую юриспруденцию неправдивой, т.к. она рассматривает право через призму судебных дел. А они отражают малую толику существующих правовых споров. На огромном фактическом материале по судебной практике и по договорам Е.Эрлих доказал, что реально применяется только треть норм. Е.Эрлих четко отличает право от морали и других социальных норм, которые тоже регулируют деятельность государства. Е.Эрлиха часто критикуют за то, что он не различает правила, нуждающиеся в государственном принуждении и нет;
· Е.Эрлих рассматривал общество как совокупность союзов, семей, общин и других организаций, заканчивая государством, имеющий свой спонтанный, независимый от формально действующего права, порядок. Этот социальный порядок достигается через согласование коллективной и индивидуальных воль;
· Социальная обусловленность права в трактовке Е.Эрлиха заключается в том, что право надо искать в самом обществе, в социальном порядке, а не в предписаниях. Конфликты по большей части решаются не обращением к абстрактной норме, а оценкой социальных фактов избранными судьями или арбитрами, решающими по справедливости. Случаи, когда прибегают к абстрактным нормам- это всего лишь пена на поверхности воды;
· Именно Е.Эрлих ввел понятия «мертвый» закон и «живое» право, ставшие визитной карточкой социологии права. Под «живым правом» понимаются все виды правил поведения, которые ежеминутно создаются людьми в процессе их повседневного общения;
· К источникам права Е.Эрлих относит: обычай, господство, владение, правовое волеизъявление;
· Е.Эрлих является автором идеи свободного нахождения права судом. По его мнению, только суд успевает за развитием общества и решает споры по интуиции, справедливости. В случае пробела в законе используется метод индукции вместо дедукции, которая предусматривает обращение к абстрактной норме. Е.Эрлих справедливо отмечал, что «право юристов старше, чем право, исходящее от государства».
Социально-правовая мысль М.Вебера. В становлении социально-правовой мысли непревзойденный вклад внес такжеМ.Вебер (1864-1920):
· М.Вебер понимал общество как антропоморфное явление, совокупность автономных индивидов по принципу «Мы, индивиды, формируем общество, вкладывая в социальное действие тот или иной смысл». Поэтому государство и общество есть социальные действия отдельных индивидов. Под социальным действием он понимал действие, с которым индивид соотносит свой субъективный смысл с действиями других лиц;
· Социальный и правовой порядок, по мнению М.Вебера, обеспечивается тем, что действия людей взаимоориентированы. Так, преступники, зная, что преступление преследуется по закону, будут стремиться скрыть его следы, то есть на нормы ориентируются, даже совершая правонарушение. Как только субъекты начинают думать, что, например, юридическая ответственность с квалифицирующим ее принципом неотвратимости наказания за правонарушение не действует, и перестают соблюдать правовые требования, то она действительно перестает действовать, даже если де-юре ее никто не отменял. Поэтому на действиях и связанных с ним смыслах держится право и все иное.
Говорят о «законе Вебера». Суть этого «закона» состоит в том, что прогрессивное развитие права идет по пути его рационализации, бюрократизации и специализации. Этим законом оправдывали безудержный рост числа НПА, как прогрессивное явление. Бюрократия, согласно М.Веберу, лучшая форма правления и господства права, т.к. она четко очерчивает статус, пределы и компетенцию власти, предписывает всем следовать законам и позволяет социально контролировать и поддерживать авторитет государственной власти, т.к. органы власти легитимированы обществом. Заслуживает внимания высказывание Самюэля Хантингтона: «С точки зрения растущей экономики хуже, чем общество с жестокой, сверхцентрализованной, бесчеловечной бюрократией является общество с жесткой, сверхцентрализованной честной бюрократией».
· теория господства М.Вебера выделяет виды господства и соответствующие им виды права:
- традиционный, основанный на авторитете вечно вчерашнего, право новизной не отличается;
- харизматическое господство, основанное на личной преданности и доверии неординарному лидеру, который творит личное право;
- рациональное легальное господство, основанное на обязательности рационально выведенных законов и установлений, обязательные для управляющих и управляемых, право создается специализированным правовым персоналом. Право – логическая система абстрактных норм.
· М.Вебер ввел понятие правового персонала. Это - те представители общества, которые выдвинуты обществом, чтобы обеспечить соблюдение определенных норм и применить санкцию при их нарушении. Часто нормы, применяемые правовым персоналом, считаются правовыми именно в силу этого;
· М.Вебер отмечал разное понимание одних и тех же норм разными индивидами. Например, в законопроект закладывался один смысл. После его принятия первоначальный смысл помнит малая группа профессиональных юристов. Обычные люди осведомлены о законах ровно настолько, насколько это необходимо для предотвращения самых крупных неприятностей в их жизни, они усваивают традиционное поведение, не задумываясь о смысле, цели и даже существовании данных порядков;
· право у М.Вебера понимается как внешняя сила, гарантирующая легитимный порядок, особенно в силу принуждения со стороны специальной группы лиц, в чьи функции входит охрана порядка и предотвращение нарушений через применение силы. Действие права связано с политико-институциональным его обеспечением государством, обладающим монополией легитимного физического насилия.
6. Концепции американской социологии права.Кпредшественникам данного направления относят Иеринга, Е.Эрлиха, Росса, который первым выдвинул идею о праве как способе социального контроля. Позже этот подход в исследовании права получил развитие в скандинавской социологии права.
Американская социология права – прежде всего это школа правового реализма, т.к. искусством считалось не только судебная деятельность, но и всякое правовое мышление, как результат нерационального мышления, эмоций и интуиции. Американская социология права неоднородна и «распадается» на две подшколы:
- прагматистов-инструменталистов (Роско Паунд, Холмс), придерживающихся концепции судейского права, где право оценивается через критерии эмпирического опыта, интуиции и целесообразности, усмотрения судьи. Судьи могут творить право по своему усмотрению, расширяя судейское нормотворчество по собственной инициативе. Правосознание основывается не на строгом соблюдении буквы закона, а на выяснении целесообразности применения данного закона. В правоприменении прагматики-инструменталисты отказываются от дедуктивного метода, позволявшего решать дело, идя от общей абстрактной нормы к конкретной фактической ситуации.
- правовых реалистов, делившихся в свою очередь на крайних реалистов (Фрэнк, Арнольд, Оллифэнт) и умеренных (Левеллин, Гэрлэн, Кук). Представители направления правового реализма в социологии права:
· подменяют юридические категории и правовые нормы фактическими ситуациями в поле зрения суда и административного процесса;
· резко отрицательно относятся к стабильности права и законодательства;
· считают, что право находится в постоянном развитии и создается судом (право – то, что сказал судья);
· выступают против позитивизма и полагают, что надо изучать действие права, а не писаное право;
· исходят из идеи, что право неконтролируемо и не поддается предвидению, изучению в силу своей хаотичности, т.к. оно испытывает сильное влияние множества факторов;
· считают, что право всегда отстает в развитии от общества, поэтому требуется постоянная перепроверка его положений под углом зрении оптимизации затрат на достижение определенной социальной цели и соответствия развитию общества. Основное стремление—сократить разрыв между должным и сущим;
· право понимают как средство достижения социальных целей и поэтому необходимо вольное, дискретное обращение с правом;
· исходят из того, что нельзя доверять традиционным представлениям о праве и справедливости;
· считают, что искусство юриста состоит в подыскании логичных аргументов в пользу того или иного судебного решения.
Наиболее выдающимся представителем американской социологии права являетсяРоско Паунд (1870-1964).
· Он рассматривал право как инструмент регулирования обществом. Поэтому оно адаптируется к условиям общества, и, если требуется для потребностей общества, то допускается дискретное обращение с правом. В силу такого прагматического инструментального подхода теория Р.Паунда называется теорией юридической социальной инженерии;
· Р.Паунд требовал исследовать право в действии, «в жизни», а не в книгах. Так как социология должна выявлять социальный результат законодательства, Р.Паунд видел задачу правотворчества в нахождении соответствия права экономическим факторам в обществе. Ведущую роль в правотворчестве он отводил юристам.
· Широко известно понимание права Р.Паундом как высоко специализированного средства социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса;
· К элементам права Р.Паунд относил:
- общественный порядок регулирования социальных отношений, поддерживаемый систематическим и упорядоченным применением силы со стороны государственных органов;
- официальные источники, содержащие правовые нормы для вынесения судебных и административных решений;
- судебный и административный процесс, т.е. фактическая реализация правовых норм и правопредставлений.