Религия как социальное явление
Религия (от лат. religio - благочестие, святость) - это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.Религия одновременно обращается к разуму, чувству и действию, т.е. ко всем способностям человека.
Структура религиивключает:
• религиозное сознание;
• религиозная деятельность;
• религиозные отношения;
• религиозные организации.
1. Религиозное сознаниевключает в себя два уровня:
1) обыденный, уровень религиозной психологии;
2) теоретический, уровень религиозной идеологии.
Религиозная психология — это своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, установок, иллюзий, влечений и т.д. Религиозное сознание эмоционально насыщенно. Важную роль играют религиозные чувства - комплекс переживаний индивида.
Религиозная идеология - это совокупность религиозных догматов В ее состав входят:
а) учение о Боге, мире, природе, обществе и человеке, целенаправленно разрабатываемое богословием - теологией;
б) трактовка экономики, политики, права, морали, искусства и т.д.
в) религиозная философия - неотомизм, русская религиозная философия и др.
Интегративной чертой религиозного сознания, соединяющей его два уровня, является религиозная вера.Не всякая вера есть вера религиозная. Религиозная вера предполагает:
• реальное существование объекта веры (Бог, ангел, душа, чудо, ад, рай);
• возможность общения с этими существами и получения от них помощи;
• реальность определенных событий (например, воскресение Христово);
• религиозные авторитеты (святые, пророки и т.д.).
2. Религиозное сознание проявляется в религиозной деятельности.Следует различать внерелигиозную и религиозную деятельность верующих индивидов.
Внерелигиознаядеятельность осуществляется во внерелигиозных сферах - экономической, политической и т.д. Она может быть религиозно окрашена, но по своему объективному содержанию, предмету и результату - это деятельность внерелигиозная.
Религиознаядеятельность существует в двух формах:
• внекультоваяосуществляется,
во-первых, в духовной сфере(систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений, разработка религиозных идей и т.д.),
во-вторых - в практической сфере (участие в пропаганде религиозных взглядов через СМИ, преподавание в богословских учебных заведениях, миссионерство, производство средств религиозного культа и т.д.);
· культовая(культ - это форма реализации религиозной веры, система исторически сложившихся священных действий, с помощью которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному (табл.).
3. Религиозные отношенияскладываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным сознанием. Их носителями могут быть, например, индивиды, группы, семья, этнос, сословие, класс, профессиональная группа, институты, организации. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений.
В качестве посредников могут выступать:
• предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, «черный камень», корова, крокодил, голубь (в этом случае религиозные отношения принимают предметную, вещную форму);
• индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара»;
· образы бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Мухаммеда, святых и т.д.
· язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться.
В зависимости от вида религиозной деятельности религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые отношения. Религиозные отношения могут иметь разный характер: солидарности, терпимости, нейтралитета, конкуренции и конфликта, а также борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при мирном сосуществовании, как правило, имеется представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.
4. Религиозные организации. Для всех религий характерно наличие общин верующих, способы организации таких общин весьма разнообразны. Существуют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Церковь – религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Она характеризуется рядом признаков:
· утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое тело Христово.
· Ведает священными институциями – таинствами, с которыми внутренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верующим;
· Священники являются функционерами церкви, церковь всегда есть церковь священников.
· Всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения;
· Выступает как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения (преследования еретиков, инквизиция).
Секта - религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви.
Обычно секты образуются в тех случаях, когда небольшая группа представителей церкви, неудовлетворенная традиционными ритуалами, отделяется и создает новую религию. Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему.
В работе «Хозяйство и общество» М. Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам (вернее - по трем группам признаков):
1) отношение к «миру»;
2) критерий членства;
3) организационная структура.
1). В отличие от церкви (которая не противопоставляет себя «миру», принимает его культуру и соглашается с его порядком) секта тяготеет к неприятию, осуждению «мира», мирских порядков, ей свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены секты считают господствующую церковь продажной.
2). В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Критерии членства в церкви таковы, что практически каждый может быть и оставаться членом церкви, крещение - в детском возрасте. Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда - крещение взрослых. Нарушение моральных принципов группы или отступление от учения наказывается исключением. Для секты характерен аскетизм, самоограничение, суровость нравов.
3). Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессиональному духовенству. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов, в них отсутствует деление на священства и мирян. Секта тяготеет к руководителю харизматического типа (церковь - административного).
Деноминация - третья форма религиозной организации, признающая возможность духовного возрождения для всякого верующего. Отличается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики. Деноминация представляет собой промежуточное звено между сектой и церковью. В настоящее время лютеранство - официальная религия во многих Скандинавских странах и одна из многих протестантских деноминаций в Америке.
В деноминации складывается бюрократический порядок (деноминациям присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали) и более широкие связи с обществом.
Культ - такие религиозные группы, которые существуют исключительно благодаря энтузиазму своих приверженцев, не опираясь при этом на организацию.
В настоящее время это термин используется для обозначения достаточно различных образований:
• малая религиозная группа без бюрократической структуры, часто возглавляемая харизматическим лидером и использующая эзотерические и оккультные идеи (начальная стадия образования харизматической секты);
• совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то аспект действительности(люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти, в возможность общения с духом умершего);
• начальная фаза развития новой религии, отличительный признак которой - требование полного разрыва с существующими религиозными традициями (в этом их отличие от сект, которые всегда ориентируются на возвращение к «истинным истокам» веры и сознают себя как хранители «древней веры» в ее чистоте).
Культы призывают к радикальным изменениям индивида, общества или того и другого одновременно. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего их мира. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Примерами современных культов могут служить группы, объединяющие верящих в спиритизм, астрологию, трансцендентальную медитацию, НЛО и т.д., «Белое братство» во главе с «Марией Дэви Христос». Зачастую культы прославляют лживого «мессию», обманывающего слишком доверчивых или несчастных людей. В последние годы родители приверженцев культа (обычно подростков, молодых людей) бьют тревогу, обращаются в средства массовой информации просьбой помочь им, покончить с влиянием культа на их детей.
Функции религии.Религия выполняет в обществе ряд определенных социальных функций.
Мировоззренческая - религиозное мировоззрение осмысливает мир, общество и человека. Удовлетворяет потребность личности в определенном типе миропонимания, мировосприятия и мироощущения.
Коммуникативная - развивает личность члена религиозной общины, способствует поддержанию традиций. Удовлетворяет потребность в общении с другими верующими и с Богом.
Регулятивная - с помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия.
Компенсаторная - компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь.
Интегрирующая функция - укрепляет социальное единство, сплачивает социальные группы (интегрирующая). Удовлетворяет потребность личности в единении с другими людьми.
Культуро-транслирующая - способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, сохранению и развитию ценностей религиозной культуры, передаче накопленного наследия от поколения к поколению. Участие в ритуальной церемонии подготавливает индивида к социальной жизни, способствует формированию определенных потребностей, интересов, образцов поведения и ценностных ориентации