Психологическое направление в социологии: условия возникновения и основные направления

Оглавление

Введение. 3

1. Психологическое направление в социологии: условия возникновения и основные направления. 6

2. Инстинктивизм в социологии. 10

1.2. Инстинктивизм У. Мак-Дугалла. 10

2.2. Инстинктивизм З. Фрейда. 15

3. Роль и значение инстинктивизма в истории социологии. 22

Заключение. 27

Список источников и литературы.. 30

Введение

Социология, по сравнению со многими другими общественными и гуманитарными науками (например, историей или философией), является достаточно молодой. Впервые о ней как о науке заявил О.Конт чуть менее двух столетий назад.

С этого времени в социологии появилось огромное количество направлений, школ, каждая из которых внесла свой вклад в развитие общественной мысли, в формирование современной социологии. Одной из таких школ стала психологическая школа в социологии, возникшая в конце XIX века на волне критики натуралистической школы.

Данное направление было представлено также большим количеством школ, концепции и теории некоторых из них тщательно и пристально изучены и проанализированы, другие же незаслуженно обделены вниманием, до сих пор являясь объектом критики. К числу последних относится такая школа психологической социологии, как инстинктивизм, к представителям которой относят, в частности, одного из самых известных исследователей в области психологии и социологии – З. Фрейда. Однако не только теорией З. Фрейда ограничивается данное направление. Еще одним, хотя и менее известным представителем данной школы был шотландский ученый У. Мак – Дугалл, которого считают основателем инстинктивизма.

В нашей стране долгое время к социологии отношение было скептическим, исторически сложилось так, что на протяжении долгого времени у нас развивалось только одно ее направление – марксистское, а между тем, столь сложное явление как человеческое общество, включая составляющих его индивидов, требует всестороннего изучения, изучения с различных сторон и с использованием различных теорий и концепций, а не только материалистической. В этом заключается актуальность изучения различных направлений в социологии, в том числе и изучение инстинктивизма, хотя бы потому, что оно стало фундаментом для психоанализа, без которого невозможно представить ни развитие современной психологии, ни развитие многих других наук. Инстинктивизм стал основой и для различных направлений в других областях знаний, например, в политологии, а точнее, в ее эмпирическом политико-психологическом направлении, в качестве методологической основы достаточно серьезно укоренился инстинктивизм фрейдистского понимания человека, идеи подсознательной идентификации личности со «своей» политической партией, а также общее иррационалистическое видение природы человека[1]. На инстинктивизм опирался видный ученый В. Парето, уделявший особое внимание нелогичным, иррациональным аспектам человеческого поведения.[2]

Тема данной работы – «Инстинктивизм в социологии».

Цель данной работы – рассмотреть положения этой социологической школы на примере теорий двух наиболее крупных ее представителей – У. Мак-Дугалла и З. Фрейда.

Задачи:

1. рассмотреть специфику психологического направления в социологии, причины и предпосылки его возникновения, а также основные школы;

2. рассмотреть содержание теории инстинктивизма на примере концепций У. Мак-Дугалла и З. Фрейда.

3. дать оценку роли и значению инстинктивизма в развитии социологии и психологии.

Объект изучения – история западной социологической мысли; предмет исследования основные положения и концепции инстинктивизма.

При написании данной работы были использованы как работы отечественных ученых, так и зарубежных классиков социологической мысли: З. Фрейда, Э. Фромма, А. Маслоу и других.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.

Таблица 1. Основные направления в психологической социологии

Направление Представители Основные положения
Психологический эволюционизм Л. Уорд, Ф. Гидденс развитие общества рассматривается как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, которая базируется на психическом ощущении общности целей развития человеческой цивилизации.
Инстинктивизм У. Мак-Дугалл, З.Фрейд Поиск основ в инстинктах и эмоциях, которые представляют собой проявления психического склада индивида
Психология масс Г. Лебон, Г. Тард Стремление объяснить поведение больших неорганизованных групп людей при помощи таких групповых явлений и качеств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, подражание, психическое заражение. Отсюда иррациональность, неуправляемость, быстрая смена настроения толпы
Бихевиоризм Э. Торндайк, Д. Уотсон Поведение животных и человека объясняется как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды.


В хронологическом плане одной из первых школ в психологическом направлении в социологии стал инстинктивизм, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие этого направления, а также социологии и психологии.

Инстинктивизм в социологии

Инстинктивизм З. Фрейда

Другой инстинктивисткий подход в социологии, ставший более влиятельным, чем классический инстинктивизм У. Мак-Дугалла, - это фрейдовский психоанализ, который, тем не менее, связан с теорией Мак-Дугалла, ставшей, по выражению Э. Фромма, «мостиком к теории Фрейда»[16].

В рамках ставшего революционным подхода к изучению человеческой психики на рубеже XIX – ХХ веков Зигмунд Фрейд сформулировал новую концепцию структуры психики индивида, что помогло по-новому объяснить социальное поведение людей, а также происхождение и развитие общественного порядка. Как писал позже Э. Фромм, «Фрейд в действительности был первым современным психологом, который (в противоположность прежде распространенной традиции) исследовал все богатство человеческих страстей – любовь, ненависть, тщеславие, жадность, ревность и зависть. Страсти, которые ранее были «доступны» лишь романтикам и трубадурам, Фрейд сделал предметом научного исследования».[17] Главный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его предшественниками, особенно Мак-Дугаллом, Фромм видел в том, что он свел все «влечения» к двум категориям: инстинкту самосохранения и инстинкту сексуальности; поэтому Фромм и называет теорию Фрейда «последней ступенькой в истории развития учения об инстинктах».[18]

Поведение индивида Фрейд определял структурой его психики, состоящей из трех уровней: id – ego – super ego, то есть Оно – Я – СверхЯ.

«Оно» - это глубинная основа психики индивида, от него исходит энергия всех его стремлений, желаний, действий, намерений. Деятельность этой составляющей человеческой психики остается закрытой, недоступной и непроницаемой для сознания индивида, однако, именно она заставляет человека все снова и снова желать и дает энергию для реализации желаний. Именно здесь кроются человеческие инстинкты. Другим полюсом человеческой психики является «СверхЯ», выступающее моральной инстанцией индивида, призванное запрещать, держать и не выпускать его желания и инстинкты наружу, более того, обвинять и совестить его не только за поступки, но и за морально недостойные, неприличные намерения.

Между этими полюсами «расположилось» человеческое «Я» - осознаваемое ego, главной функцией которого является совмещение желаний и запретов, преобразование их противоречий в реальное поведение и поступки, преобразование «хочу» и «нельзя» в «можно», чтобы потом это «можно» стало действительностью. Таким образом, главным для «Я» является чувство реальности, способность найти в столкновении «хочу» и «нельзя» такое желание, действие, стремление, которое «можно», в которое будет направлена энергия, рвущаяся из бессознательного и грозящая ввергнуть человека в невротическое или иное тяжелое болезненное состояние. Как пишет Э. Фромм, Фрейд, как и Мак-Дугалл, «в своей теории либидо также следует некой гидравлической схеме. Либидо нарастает – напряженность усиливается – недовольство ширится; сексуальный акт дает разрядку, снимает напряжение до тех пор, пока оно вновь не начнет усиливаться и нарастать»[19].

Данная структура психики характерна для цивилизованного человека, она выступает как продукт истории, следствие поступков, совершенных в «раннем детстве человечества», в его далеком прошлом. Это историческое прошлое возобновляется в процессе складывания психики каждого отдельного индивида. Таким образом, согласно фрейдизму, онтогенез психики индивида повторяет основные этапы филогенеза психики человека, что дало Фрейду возможность «увидеть» в психике индивида отголоски событий темного прошлого, начала человеческой истории и найти ответы на вопросы: зачем человеку культура, общество, цивилизация и почему он не может и никогда не сможет успокоиться ни при каком общественном порядке.

Целью человеческого существования, согласно концепции Фрейда, является достижение счастья, представляющего собой максимальное удовольствие, и избегание страданий. Природным началом человечества была семейная группа, в которой безраздельно царил наиболее сильный самец, а любой другой, становившийся преградой на его пути к удовольствию изгонялся. Человеческая история началась с заговора детей против одновременно обожаемого и ненавидимого отца. Он обожаем, потому что он является единственным образцом для подражания, а ненавидим, потому что он является преградой на их пути к удовольствиям. Этот союз братьев стал первым человеческим сообществом. Ради его сохранения стали навязываться табу, запреты на возможное поведение, а убитый ими отец был превращен в объект общего поклонения, в тотем.

Табу и тотемы стали первыми образцами культурного super ego, которое возвело препятствия бессознательному, инстинктивному стремлению человека к удовольствию или разрушению, регулирует человеческое поведение, загоняя его в рамки и тем самым делая возможным совместное проживание различных людей. Это стало началом человеческой цивилизации, где принцип удовольствия был заменен принципом реальности. Удовольствия в человеческом обществе не могут быть мгновенно реализованы, они должны откладываться, задерживаться, изобретать и отыскивать такие формы, которые не разрушили бы совместное проживание людей, соответствовали бы нормам и принципам, установленным в обществе.

Но чем дальше начало человеческой цивилизации уходит в прошлое, тем очевиднее, что возможности для человеческого счастья становятся крайне редкими, гораздо легче испытать несчастье, что кроме естественных источников человеческих страданий, источниками несчастья выступают отношения с другими людьми. А точнее, правила, регулирующие отношения в семье, государстве, обществе, правила, созданные самими людьми. Именно эти правила являются воплощением несовместимости с нашим стремлением к счастью.

Фрейд отрицает радикальные требования мировых религий, призывающих к отказу от счастья, к смирению перед неизбежными страданиями ради абстрактного блаженства в иной жизни. Он видит в них иллюзии человека, который еще не покинул свое детство, а потому верует во всемогущество отца и возвеличивает до бесконечности это всемогущество. Отвергает он и обещания социалистов искоренить частную собственность и тем самым устранить главный источник человеческих несчастий на земле, считая, что этого недостаточно для сколь-нибудь ощутимого уменьшения несчастий.

В центр внимания Фрейд поставил противоречие между запросами группы и индивида, спрашивая: «Возможно ли достижение компромисса путем каких-то особых форм цивилизации, или этот конфликт неразрешим». Противоречие скрыто в самой природе человека, и именно там необходимо искать возможность компромисса.

Индивид и общество, имея противоположные цели, неизбежно противостоят друг другу. Индивид стремится к своему собственному, личному счастью, для общества же на первом месте - объединение отдельных личностей, в то время как счастье отдельных личностей находится на самой периферии его внимания. Фрейд заметил: «Почти складывается впечатление, что процесс великого человеческого сообщества был бы вполне успешным, если бы не пришлось уделять внимание счастью индивида».

Согласно Фрейду, на протяжении всей истории между индивидом и обществом ведется эта борьба за реализацию своих целей. Данный конфликт, по Фрейду, – «это полемика внутри экономики либидо, сравнимая с борьбой за распределение либидо между ego (Я) и объектами; она допускает возможность компромисса в индивиде». Этот возможный компромисс между стремлениями к личному счастью и к объединению с другими людьми, согласно Фрейду, возможен, что позволяет надеяться на подобный компромисс в будущем развитии цивилизации: «…цивилизация является процессом, цель которого объединить одиночные человеческие индивиды, а затем семьи, затем расы, народы и нации в одно великое единство, единство человечества. Почему это должно произойти, мы не знаем; работа эроса именно такова».

Но если бы это противоречие сводилось бы только к борьбе личного счастья и всеобщего, к борьбе эгоизма с альтруизмом, Фрейда можно было бы назвать историческим оптимистом. Но в эту борьбу вступает не только эрос (либидо), но и другой, столь же естественный, природный агрессивный инстинкт, инстинкт разрушения, уничтожения – танатос или инстинкт смерти (мортидо). Этот инстинкт смерти направлен против самого живого организма, а потому он может выступать как инстинкт саморазрушения, либо как инстинкт разрушения другого индивида. И хотя сам Фрейд неоднократно говорил, что интенсивность этого инстинкта может быть редуцирована, основной его теоретический вывод гласит: человек одержим страстью разрушить либо себя, либо другого, и этой трагической альтернативы ему вряд ли удастся избежать. Гипотеза влечения к смерти приводит Фрейда к выводу, что по сути своей агрессивность – это не реакция на раздражение, а некий подвижный импульс, постоянно присутствующий в организме и обусловленный самой природой индивида. Именно эти два инстинкта: эрос и танатос господствуют в человеческом бессознательном, разделяя с ним власть над миром.

Э. Фромм писал, что Фрейд «расширил понятие сексуальности (либидо) настолько, что все человеческие страсти (за исключением инстинкта самосохранения) он представил как формы проявления одного-единственного инстинкта. Любовь, ненависть, жадность, тщеславие, зависть, ревность, жестокость и нежность – все они оказались насильно втиснуты в тесные рамки теоретической схемы, где получили обоснование либо как сублимация, либо как реализация сексуальности…»[20]. Несколько позже Фрейд пришел к новой теории: «Он обнаружил, что жизнью правят не два эгоистических инстинкта – голод и сексуальность, а две главные страсти – любовь и деструктивность, и обе они служат делу физиологического выживания, хотя и не в том смысле, как физический и сексуальный голод. Но поскольку Фрейд все равно был связан цепями своих теоретических установок, он обозначил эти две страсти парными категориями «инстинкт жизни» и «инстинкт смерти», тем самым придав деструктивности столь серьезное значение, что она была признана одной из двух фундаментальных человеческих страстей»[21].

И тогда Фрейду становится ясен смысл эволюции цивилизации: «Она представляет собой борьбу между эросом и смертью, между инстинктом жизни и инстинктом разрушения в том виде, в каком он выражается в роде человеческом. Эта борьба как раз то, из чего, в сущности, состоит вся жизнь, и эволюцию цивилизации можно, таким образом, рассматривать просто как борьбу за жизнь человеческого рода»[22].

Таким образом, инстинктивизм в качестве схемы объяснения поведения человека предложил свести его к проявлениям природных инстинктов. К тем инстинктам, которые даны человеку от природы. У Мак-Дугалла и его последователей – это огромный набор различных инстинктов, подставляемых под социальные действия людей и тем самым объясняющих их. Фрейду было достаточно двух инстинктов: эроса (либидо) и танатоса (мортидо), однако, сам механизм воздействия инстинктов на человеческое поведение является настолько неожиданным и поразительным, что психоанализ стал одной из важнейших парадигм, которая отличает современный мир (ХХ и XXI век) от мира классической научности (XIX века).

Фрейд четко указал на источник эволюции общества – это противоречие между индивидом и нормами окружающего его мира. Индивид в реализации своих желаний всегда ограничивается этими нормами. Но желания, являясь его энергетической базой, все равно будут преодолевать и преодолевают нормы, перестраивая их.

Заключение

Социология как наука представлена огромным количеством направлений, школ, каждая из которых внесла свой вклад в развитие общественной мысли, в формирование современной социологии. Одной из таких школ стала психологическая школа в социологии, возникшая в конце XIX века на волне критики натуралистической школы. Важнейшей предпосылкой развития и возвышения психологизма в социологии стало то, что именно в это время происходит становление экспериментальной психологии. Успехи, достигнутые психологией к этому времени, высоко подняли ее авторитет. За становлением психологии как экспериментальной науки происходит психологизация знания, психологизация наук вообще, в том числе и социологии.

Психологический подход представлен в социологии множеством школ и течений, но для них для всех существуют общие важные черты. Итак, согласно психологическому направлению в социологии общественная жизнь является результатом психологических процессов, поэтому объяснение всех социальных явлений строится на психологии индивидов, групп, в психологии масс, коллективной психологии. Тем самым, психология рассматривается как главенствующая наука, а социология – ее следствие, своеобразное приложение, необходимое для того, чтобы давать объяснения общественным явлениям. В хронологическом плане одной из первых школ в психологическом направлении в социологии стал инстинктивизм, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие этого направления, а также социологии и психологии.

В своем классическом виде инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Мак-Дугаллом, утверждавшим, что человеческое поведение определяется инстинктами, которые присущи каждому человеку от рождения.

Целью Мак-Дугалла стало создание такой психосоциальной системы общественных наук, базисом в которой стала бы психология, а все остальные науки, в том числе социология, история, философия, экономика и другие, «надстраивались» бы над ней. При этом главную «надстроечную» науку он видел именно в социологии. «Смешав» социологию с психологией, он стал автором социально-психологической теории личности, в которой основной движущей силой поведения человека он видел неосознаваемые инстинкты.

Другой инстинктивисткий подход в социологии, ставший более влиятельным, чем классический инстинктивизм У. Мак-Дугалла, - это фрейдовский психоанализ, который, тем не менее, тесно связан с теорией Мак-Дугалла.

Главный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его предшественниками, особенно Мак-Дугаллом, что он свел все «влечения» к двум инстинктам. Таким образом, инстинктивизм в качестве схемы объяснения поведения человека предложил свести его к проявлениям природных инстинктов. К тем инстинктам, которые даны человеку от природы. У Мак-Дугалла и его последователей – это огромный набор различных инстинктов, подставляемых под социальные действия людей и тем самым объясняющих их. Фрейду было достаточно двух инстинктов: эроса (либидо) и танатоса (мортидо), однако, сам механизм воздействия инстинктов на человеческое поведение является настолько неожиданным и поразительным, что психоанализ стал одной из важнейших парадигм, которая отличает современный мир (ХХ и XXI век) от мира классической научности (XIX века).

К недостаткам данного направления, в первую очередь, относят то, что в нем общество конструируется по «образу и подобию» человека, в то время как сам человек рассматривался отдельно от общественных условий, к примеру, материального производства. К тому же это направление тесно связывало рассматриваемые феномены с физиологией организма, а потому искало в физиологическом детерминанту психологического. Слабость же конкретно инстинктивистской концепции Мак-Дугалла заключалась в том, что в ней недостаточно разработанным осталось само понятие инстинкт, хотя оно и является в ней центральным; в том, что отмечались значительные колебания в вопросах их количества; в значительной натянутости и надуманности многих выводов, которые были отвергнуты дальнейшим развитием социологии.

Тем не менее, необходимо признать немалую заслугу инстинктивизма в том, что его представители одними из первых акцентировали внимание на проблемах, которые уже давно в нем нуждались, например, в причинах нерационального поведения и других. Инстинктивизм в качестве объясняющей модели ушел в прошлое, однако, тема объяснения внешне нерациональных поступков как отдельных индивидов, так и целых групп, масс людей остается одним из «вечных» вопросов социологии и психологии, а внимание к бессознательному в психике индивида, имело большое значение для дальнейшего развития науки о человеке.

Оглавление

Введение. 3

1. Психологическое направление в социологии: условия возникновения и основные направления. 6

2. Инстинктивизм в социологии. 10

1.2. Инстинктивизм У. Мак-Дугалла. 10

2.2. Инстинктивизм З. Фрейда. 15

3. Роль и значение инстинктивизма в истории социологии. 22

Заключение. 27

Список источников и литературы.. 30

Введение

Социология, по сравнению со многими другими общественными и гуманитарными науками (например, историей или философией), является достаточно молодой. Впервые о ней как о науке заявил О.Конт чуть менее двух столетий назад.

С этого времени в социологии появилось огромное количество направлений, школ, каждая из которых внесла свой вклад в развитие общественной мысли, в формирование современной социологии. Одной из таких школ стала психологическая школа в социологии, возникшая в конце XIX века на волне критики натуралистической школы.

Данное направление было представлено также большим количеством школ, концепции и теории некоторых из них тщательно и пристально изучены и проанализированы, другие же незаслуженно обделены вниманием, до сих пор являясь объектом критики. К числу последних относится такая школа психологической социологии, как инстинктивизм, к представителям которой относят, в частности, одного из самых известных исследователей в области психологии и социологии – З. Фрейда. Однако не только теорией З. Фрейда ограничивается данное направление. Еще одним, хотя и менее известным представителем данной школы был шотландский ученый У. Мак – Дугалл, которого считают основателем инстинктивизма.

В нашей стране долгое время к социологии отношение было скептическим, исторически сложилось так, что на протяжении долгого времени у нас развивалось только одно ее направление – марксистское, а между тем, столь сложное явление как человеческое общество, включая составляющих его индивидов, требует всестороннего изучения, изучения с различных сторон и с использованием различных теорий и концепций, а не только материалистической. В этом заключается актуальность изучения различных направлений в социологии, в том числе и изучение инстинктивизма, хотя бы потому, что оно стало фундаментом для психоанализа, без которого невозможно представить ни развитие современной психологии, ни развитие многих других наук. Инстинктивизм стал основой и для различных направлений в других областях знаний, например, в политологии, а точнее, в ее эмпирическом политико-психологическом направлении, в качестве методологической основы достаточно серьезно укоренился инстинктивизм фрейдистского понимания человека, идеи подсознательной идентификации личности со «своей» политической партией, а также общее иррационалистическое видение природы человека[1]. На инстинктивизм опирался видный ученый В. Парето, уделявший особое внимание нелогичным, иррациональным аспектам человеческого поведения.[2]

Тема данной работы – «Инстинктивизм в социологии».

Цель данной работы – рассмотреть положения этой социологической школы на примере теорий двух наиболее крупных ее представителей – У. Мак-Дугалла и З. Фрейда.

Задачи:

1. рассмотреть специфику психологического направления в социологии, причины и предпосылки его возникновения, а также основные школы;

2. рассмотреть содержание теории инстинктивизма на примере концепций У. Мак-Дугалла и З. Фрейда.

3. дать оценку роли и значению инстинктивизма в развитии социологии и психологии.

Объект изучения – история западной социологической мысли; предмет исследования основные положения и концепции инстинктивизма.

При написании данной работы были использованы как работы отечественных ученых, так и зарубежных классиков социологической мысли: З. Фрейда, Э. Фромма, А. Маслоу и других.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.

Психологическое направление в социологии: условия возникновения и основные направления

Формирование психологического направления в социологии пришлось на 80-е годы XIX века, а его расцвет на последние годы XIX – начало ХХ века. Именно в этот период психологизм становится наиболее влиятельным направлением во многих науках, в том числе и в социологии.

Считается, что основная причина такого возросшего интереса к психологизму заключалась в том, что произошло, по словам, Е.И. Трошкина,

«охлаждение»[3] социологов к натурализму (позитивизму).

Это охлаждение было вызвано тем качеством натурализма, которое ранее всеми воспринималось как однозначное его достоинство - простота и доступность объяснения. Развитие социологической мысли привело к тому, что эта чрезмерная простота стала восприниматься как грубый схематизм, который не учитывает специфику предмета и задач социологии.

Второй причиной роста влияния психологизма стало то, что в фокусе внимания социологии возник новый предмет – поведение людей, и новая задача – объяснение мотивов поведения людей.

Для решения данной задачи натуралистический подход оказался беспомощным, а потому - неприемлемым. Таким образом, появление нового предмета – поведения индивидов, групп, масс, народов – потребовало подойти к нему по-новому, с новой объясняющей схемой.

Важнейшей предпосылкой развития и возвышения психологизма в социологии стало то, что именно в это время происходит становление экспериментальной психологии, возникновение которой принято датировать

1879 годом, когда в Германии Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это возвело психологию из ранга интроспективной науки, которая основана на самонаблюдении, в статус эмпирической науки, основанной на внешнем наблюдении психических процессов. Тем самым человеческая психика превращается в объект наблюдения, такой же, как и объект наблюдения в других эмпирических науках.

За становлением психологии как экспериментальной науки происходит психологизация знания, психологизация наук вообще. В этом контексте Е.И. Трошкин называет психологизацию социологии «частным случаем этой общей психологизации знания». [4] Об этом же пишет и В.И. Степаненко, отмечая, что «психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии».[5]

Успехи, достигнутые психологией к этому времени, высоко подняли ее авторитет. Немаловажным было и то, что в конце XIX века в психологии возникают теории, требующие рассмотрения сложных социальных явлений, а в социологии, в свою очередь, как уже было отмечено, возникла необходимость изучения мотивационных механизмов человеческой деятельности. В результате этих «встречных движений» и возникло психологическое направление в социологии.

Психологический подход представлен в социологии множеством школ и течений, но для них для всех существуют общие важные черты. Итак, согласно психологическому направлению в социологии общественная жизнь является результатом психологических процессов, поэтому объяснение всех социальных явлений строится на психологии индивидов, групп, в психологии масс, коллективной психологии. Тем самым, психология рассматривается как главенствующая наука, а социология – ее следствие, своеобразное приложение, необходимое для того, чтобы давать объяснения общественным явлениям.

Основное внимание в психологическом направлении уделено человеческим поступкам, и именно через призму психологизма социологию начинают впервые рассматривать как поведенческую науку. Это нетрудно заметить, так как еще у Конта и Спенсера, которые считаются «отцами – основателями» социологии как науки, она еще не была поведенческой, их интерес вызывали исключительно общество, его устройство, порядок и эволюция, но не поведение людей. Психологическое же направление впервые во главу угла поставило действия и поведение людей, а уже эволюция и устройство общества рассматриваются как их результат. Именно поведением людей обусловлены эволюция и революция, порядок и беспорядок и т.п.

Количество психологических школ в социологии со временем превысило количество натуралистических (позитивистских) школ. Наиболее заметными из них являются следующие (Таблица 1)[6]:

Таблица 1. Основные направления в психологической социологии

Направление Представители Основные положения
Психологический эволюционизм Л. Уорд, Ф. Гидденс развитие общества рассматривается как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, которая базируется на психическом ощущении общности целей развития человеческой цивилизации.
Инстинктивизм У. Мак-Дугалл, З.Фрейд Поиск основ в инстинктах и эмоциях, которые представляют собой проявления психического склада индивида
Психология масс Г. Лебон, Г. Тард Стремление объяснить поведение больших неорганизованных групп людей при помощи таких групповых явлений и качеств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, подражание, психическое заражение. Отсюда иррациональность, неуправляемость, быстрая смена настроения толпы
Бихевиоризм Э. Торндайк, Д. Уотсон Поведение животных и человека объясняется как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды.

В хронологическом плане одной из первых школ в психологическом направлении в социологии стал инстинктивизм, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие этого направления, а также социологии и психологии.

Инстинктивизм в социологии

Наши рекомендации