Прагматическая социология: Бурдье и после
Прагматическая социология: Бурдье и после
Задача этого вводного курса – познакомить студентов с наиболее важными работами, написанными в русле прагматической социологии. В рамках занятий мы обсудим, в чем специфика социологического употребления и использования понятия «практики», которое сыграло большую роль в социальных науках 20 века.
Говоря о «прагматическом повороте», имеют в виду, что в 20 веке в социальных и гуманитарных науках произошел поворот, с одной стороны, тематический - от изучения социальных структур и дискурсов к изучению повседневных практик, а с другой стороны эпистемологический – от структурализма, феноменологии или, например, герменевтики к практическому / прагматическому методу (Бурдье называл свой подход «практической теорией»). В этой связи мы зададимся следующими вопросами: что такое практики, как их изучать и что нам дает изучение практик для понимания общества? Также мы сравним прагматический метод с теми исследовательскими программами и парадигмами, от которых он отталкивался и которым себя противопоставлял: социальным конструктивизмом, структурализмом и пост-структурализмом и т. д.
Вместе с тем, мы хотели бы избежать превращения курса в скучный и сухой, «учебниковый» нарциссический нарратив преподавателя. Поэтому курс будет обладать рядом особенностей:
1) Курс будет выстроен вокруг текстов, а не лекций, то есть будет представлять собой дискуссию, в рамках которой мы будем обсуждать ключевые статьи и главы из книг социологов, работающих в русле прагматического метода.
2) Эти тексты будут носить, прежде всего, исследовательский, «практический», а не систематизаторский характер. Общие же, теоретические проблемы мы обсудим в конце, а не в начале курса.
3) Тексты зарубежных социологов, как ставшие классическими, так и современные, мы будем по возможности сопровождать российскими «иллюстрациями»: статьями на основе эмпирических исследований, посвященных российским реалиям, с одной стороны близким и знакомым, а с другой, вызывающим не теоретический, а практический интерес российской студенческой аудитории. Это позволит студентам глубже понять и саму прагматическую теорию в ее лучших образцах, и ее предназначение – исследование общества, а не теоретизирование в башне из слоновой кости.
К каждому занятию несколько студентов должны будут подготовить краткий пересказ текстов из списка литературы. С пересказов этих текстов будет начинаться занятие. После этого преподаватель читает небольшую вводную лекцию, затем – дискуссия о прочитанных текстах.
Занятие 1. Правила метода: чем прагматическая социология отличается от «классической» и «более традиционной»?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к привилегированному объекту исследования социологии – классификациям, и сравним, как разные социологии изучают их. Студентам-философам будет полезно вспомнить «Критику чистого разума» Канта и учение Аристотеля о категориях.
Основная литература:
Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения / Пер. с фр.О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
Шартье Р. От придворной публики к городской / Шартье Р. Письменная культура и общество. Новое издательство, 2006.
Дополнительная литература:
Ленуар, Р. Предмет социологии и социальная проблема // Начала практической социологии. М. : Ин-т эксперимент. социологии. СПб. : Алетейя, 2001. С.77-144.
Бурдье П. Практический смысл, приложение «Дом, или перевернутый мир». / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.А. Шматко. — СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (введение и глава1).
Мосс. М. Техники тела / Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.
Прагматическая социология: Бурдье и после
Задача этого вводного курса – познакомить студентов с наиболее важными работами, написанными в русле прагматической социологии. В рамках занятий мы обсудим, в чем специфика социологического употребления и использования понятия «практики», которое сыграло большую роль в социальных науках 20 века.
Говоря о «прагматическом повороте», имеют в виду, что в 20 веке в социальных и гуманитарных науках произошел поворот, с одной стороны, тематический - от изучения социальных структур и дискурсов к изучению повседневных практик, а с другой стороны эпистемологический – от структурализма, феноменологии или, например, герменевтики к практическому / прагматическому методу (Бурдье называл свой подход «практической теорией»). В этой связи мы зададимся следующими вопросами: что такое практики, как их изучать и что нам дает изучение практик для понимания общества? Также мы сравним прагматический метод с теми исследовательскими программами и парадигмами, от которых он отталкивался и которым себя противопоставлял: социальным конструктивизмом, структурализмом и пост-структурализмом и т. д.
Вместе с тем, мы хотели бы избежать превращения курса в скучный и сухой, «учебниковый» нарциссический нарратив преподавателя. Поэтому курс будет обладать рядом особенностей:
1) Курс будет выстроен вокруг текстов, а не лекций, то есть будет представлять собой дискуссию, в рамках которой мы будем обсуждать ключевые статьи и главы из книг социологов, работающих в русле прагматического метода.
2) Эти тексты будут носить, прежде всего, исследовательский, «практический», а не систематизаторский характер. Общие же, теоретические проблемы мы обсудим в конце, а не в начале курса.
3) Тексты зарубежных социологов, как ставшие классическими, так и современные, мы будем по возможности сопровождать российскими «иллюстрациями»: статьями на основе эмпирических исследований, посвященных российским реалиям, с одной стороны близким и знакомым, а с другой, вызывающим не теоретический, а практический интерес российской студенческой аудитории. Это позволит студентам глубже понять и саму прагматическую теорию в ее лучших образцах, и ее предназначение – исследование общества, а не теоретизирование в башне из слоновой кости.
К каждому занятию несколько студентов должны будут подготовить краткий пересказ текстов из списка литературы. С пересказов этих текстов будет начинаться занятие. После этого преподаватель читает небольшую вводную лекцию, затем – дискуссия о прочитанных текстах.