Семинар 1. Система мотивации в организациях
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Программа дисциплины
(Стандарт ПД-ОПД.Ф.10)
по специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления
для студентов очной формы обучения
Екатеринбург
Программа дисциплины «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
дипломированного специалиста по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» по циклу «общепрофессиональных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр: 9
Общая трудоемкость дисциплины: 100
В том числе:
Лекций: 28
Семинаров: 14
лабораторных работ
консультации:
Контрольные мероприятия:
Рефераты:
Коллоквиумы:
контрольные работы: 1
другие:
Составитель (разработчик): Вандышев Михаил Николаевич, доцент, доцент кафедры теории и истории социологии
Рекомендовано к печати протоколом заседания
кафедры Документационного и информационного обеспечения управления
от 15 февраля 2010 г. № 1.
©Уральский государственный университет, 2010
© Вандышев М.Н., 2010
Введение
Курс «Социология управления» предполагает знакомство студентов с классическими и современными подходами в области управленческой деятельности, направлен на овладение современными управленческими технологиями. В рамках этой дисциплины рассматриваются такие проблемы как мотивация профессиональной деятельности, формирование лидерских качества, национальных моделей управления и т.п.
Актуальность курса определяется необходимостью квалифицированного вхождения студентов в профессиональную деятельность, овладения представлениями о современных социальных системах управления и их спецификой в Российской Федерации.
Цель курса
В результате освоения курса студент должен овладеть следующими компетенциями:
- умение критически анализировать управленческие связи;
- организовывать совместную проектную деятельность;
- поиск слабых мест в деятельности социальной организации и пути их минимизации;
- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки.
2. Задачи курса:
· дать студентам знания о современных подходах к пониманию управления, его задачах и структуре;
· сформировать представления о сущности управленческой деятельности;
· выявить потенциал социологии в изучении управления в организациях различного типа;
· продемонстрировать особенности управленческой деятельности как профессиональной деятельности;
· зафиксировать особенности российской модели управления.
3. Место и роль дисциплины в системе профессионального
образования
Данный курс предназначен для студентов 5 курса очной формы обучения, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Освоение курса позволит студентам ориентировать в теоретической и практической проблематике проблем профессионального управления. Курс «Социология управления» занимает важное место в системе овладения профессиональными и общекультурными компетенциями специалистов в области архивоведения.
Требования к уровню освоения содержания курса
Для успешного освоения курса студентам необходимо обладать базовыми знаниями в области курсов «Социология», «Философия», «Основы менеджмента», обладать навыками пользования библиографическими каталогами, современными Интернет-браузерами, пользовательскими редакторскими пакетами.
Методическая новизна курса
Обеспечивается за счет активного привлечения данных, результатов современных социологических исследований процессов управления, а также использования технологий учебных кейс-стади.
II. Содержание курса
1. Темы и разделы курса, их краткое содержание
тема 1. понятие управления
Управление как особый вид деятельности и предмет научной дисциплины. Предмет теории управления. Управление как форма социального взаимодействия.
Определение управления. Категориальный аппарат управленческой науки. Место социологии управления в структуре социологической теории, соотношение социологии управления с научными дисциплинами изучающими феномен управления.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В МИРОВОЙ МЫСЛИ
Школы и направления в социологии управления. Классический этап развития социологии управления. Теория «научного управления» Тейлора: первое последовательное изложение идей эффективной организации деятельности. Конвейерный тип исполнения трудовых поручений. Причины распространения и недостатки теории. Теоретические и практические причины угасания тейлоризма. 14 принципов администрирования А.Файоля. актуальность теории администрирования в настоящее время. Соотношение администрирования и управления. Функции администрирования. Бюрократия как идеальная модель организации. Представления М.Вебера об управлении. Рациональность управленческой деятельности. Значение документооборота в управленческой деятельности.
Смена фокуса исследовательской активности – появление гуманистической парадигмы управления. Теория человеческих отношений. Сущеность экспериментов Э.Мэйо. концепция человеческих ресурсов. Значение мотивационных механизмов в рудовой деятельности. Теория потребностей А.Маслоу и Д.МакГрегора. проблема психологических оснований управления. Бихевиористский подход к управлению. Стимулирование поведения.
Институализация социологии управления как научной дисциплины. Применение системного анализа к управлению. Организация как открытая система. Обратные связи, синергия и взаимодействия – главные компоненты организации. Энтропия – универсальное свойство системы. Ситуационный подход к организации управленческой деятельности.
Новейшие исследования в области социологии управления. Глобализация управления. Стандартизация управления.
ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление как форма социального взаимодействия. Концепции управленческой деятельности. Управляющая и управляемая подсистемы, характер отношений между ними. Типы управленческой деятельности. Стили управления.
Ролевой набор управленца. Профессиональные и социальные роли управленца: лидер, профессиональный переговорщик и консультант. Коммуникации в управлении.
ТЕМА 4. ВНЕШНЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
Понятие внешней среды. Структура внешней среды: общая и функциональная среда. Неопределенность и рискогенность как фунаментальные свойства современной внешней среды. Воздействие фактора неопределенности на управленческое поведение.
Структура общей (генеральной) среды. Специфика влияния общей среды. Тенденции изменения общей среды. Способы воздействия на общую среду. Методы мониторинга внешней среды. Функциональная среда и ее элементы.
ТЕМА 5. СТРУКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие организации. Разновидности организаций. Организация как субъект коллективной деятельности.
Структура организации. Принципы построения организации. Факторы, влияющие на строение организации. Типы строения организации. Иерархия сеть, гетерархия как типы структуры организации.
ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Базовые предпосылки планирования. Целерациональность как основание планирование. Понятие планирования. Планирование как конструирование будущего. Направления планирования. Методы планирования (УПЦ, ситуационное планирование и т.п.). Циклы планирования.
Планирование как специализированный вид деятельности. Место планирование в структуре управленческой деятельности. Уровни прланирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Сложности планирования.
ТЕМА 7. МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие мотивации деятельности. Подходы к мотивации трудовой деятельности. Мотивация через потребности. Мотивация через подкрепление. Мотивация через чувство справедливости.
Многообразие факторов, воздействующих на мотивацию деятельности. Внешние и внутренние факторы мотивации. Социальные, психологические, экономические факторы. Моральная и материальная мотивация.
ТЕМА 8. КОНТРОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
Понятие контроля. Регулирование и контроль в системе управленческой деятельности. Взаимосвязь контроля и других функций управления. Методы контроля. Структурное оформление контроля. Этические аспекты контроля в управлении.
ТЕМА 9. ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНИИ
Феномен лидерства. Особенности социологического подхода к пониманию лидерства. М.Вебер о лидерстве. Типология лидерства. Типы лидеров. Властные отношения в организации. Соотношение руководства и лидерства. Конфликты, спровоцированные различием формальной и неформальной системы управления в организации.
ТЕМА 10. КОНЦЕПЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»
Понятие организационного развития. Предпосылки создания концепции. Базовые принципы концепций. Разнообразие подходов к определению принципов организационного развития.
ТЕМА 11. КОНЦЕПЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
Понятие «организационного изменение». Предпосылки появления концепций «организационных изменений». Сущность организационных изменений. Организационное изменение как разновидность социального процесса. Управление организационными изменениями.
ТЕМА 12. КОРПОРАТИВНАЯ/ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Понятие корпоративной/организационной культуры. Корпоративная культура как объект управленческой деятельности. Подходы в определению корпоративной культуры. Структура и функции корпоративной культуры. Типологии корпоративных культур. Проблема исследования корпоративной культуры на российских предприятиях. Национальные (ментальные) особенности управления.
2. Темы семинарских занятий
Для подготовки к семинарским занятиям студенты знакомятся с материалами кейсов (исследовательских случаев, предоставленных преподавателем и представляющих собой отчеты о проведенных социологических исследованиях в российских организациях).
Работа на семинарских занятиях осуществляется в группах, соответствующих классическим представлениям о размерности малых социальных групп. Каждая группа работает в течение 60 минут над ответами на поставленные вопросы, затем представитель группы презентирует ответы на поставленные вопросы.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Базовые учебники и пособия
- Граждан В.Д. Социология управления : [учебник для студентов высших учебных заведений] / В. Д. Граждан. — М. : КНОРУС, 2008. — 507, [1] с. — Рек. Учеб.-метод. центром "Классический учебник".
- Тихонов А. В. Социология управления / А. В. Тихонов ; РАН, Ин-т социологии. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Канон+, 2008. — 472 с.
Дополнительная литература
1. Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология в 2-х частях. – М.: Книжный дом «Университет», 2002 г., ч.1
2. Галкина Т.П. Социология управления: От группы к команде: Учеб. пособие / Т. П. Галкина. — М. : Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
3. Гвишиани Д.М., Бобраков Ю.И., Евенко Л.И. и др. Американские буржуазные теории управления (критический анализ). М., 1978
4. Давыдов А.А. Развитие человека в России: долгосрочный прогноз // 2011 №07, с. 70-83 (http://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-7/Davydov.pdf)
5. Кабушкин Н.И. Сущность и взаимосвязь функций управления // Современное управление, 2000, №3, с.43-62
6. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М., 2002.
7. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis, 1994, №5.
8. Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами // СоЦис, 2008 №10, с. 52 – 61 (http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-10/Reshetnikova_7.pdf)
9. Саблин К.С. Роль институциональной среды в формировании институтов развития // Общественные науки и современность, 2012, т. 4, №2, с. 32-41 (http://ecsocman.hse.ru/data/2012/08/10/1265219943/jis4.2-3.pdf)
10. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социс, 2012, №5 с.58-69 (http://www.isras.ru/files/File/Socis/2012_5/Efendiev.pdf)
VII. Технологическая карта
Контрольные мероприятия | Максимальное значение в баллах | Срок выполнения |
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ | ||
коллоквиумы | 50 | В теч. семестра |
научные сообщения на семинарах | 50 | В теч. семестра |
Итого: | 100 | |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ | ||
письменная контрольная работа | 100 | 12 неделя семестра |
Итого: | 100 |
Устанавливаемый кафедрой коэффициент соотношения результатов текущего контроля и промежуточного контроля по итогам освоения дисциплины
Коэффициент результата текущего контроля | 0,5 |
Коэффициент результата промежуточного контроля | 0,5 |
Лист № 1
изменений рабочей программы дисциплины
«Социология управления»,
для рабочей программы, утвержденной «25» февраля 2010 г.
Учебный план № 032001
1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
2. Введена балльно-рейтинговая система оценки промежуточных и итоговых результатов
3. Дополнен раздел «Рекомендуемая литература (основная)».
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Программа дисциплины
(Стандарт ПД-ОПД.Ф.10)
по специальности 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления
для студентов очной формы обучения
Екатеринбург
Программа дисциплины «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
дипломированного специалиста по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» по циклу «общепрофессиональных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр: 9
Общая трудоемкость дисциплины: 100
В том числе:
Лекций: 28
Семинаров: 14
лабораторных работ
консультации:
Контрольные мероприятия:
Рефераты:
Коллоквиумы:
контрольные работы: 1
другие:
Составитель (разработчик): Вандышев Михаил Николаевич, доцент, доцент кафедры теории и истории социологии
Рекомендовано к печати протоколом заседания
кафедры Документационного и информационного обеспечения управления
от 15 февраля 2010 г. № 1.
©Уральский государственный университет, 2010
© Вандышев М.Н., 2010
Введение
Курс «Социология управления» предполагает знакомство студентов с классическими и современными подходами в области управленческой деятельности, направлен на овладение современными управленческими технологиями. В рамках этой дисциплины рассматриваются такие проблемы как мотивация профессиональной деятельности, формирование лидерских качества, национальных моделей управления и т.п.
Актуальность курса определяется необходимостью квалифицированного вхождения студентов в профессиональную деятельность, овладения представлениями о современных социальных системах управления и их спецификой в Российской Федерации.
Цель курса
В результате освоения курса студент должен овладеть следующими компетенциями:
- умение критически анализировать управленческие связи;
- организовывать совместную проектную деятельность;
- поиск слабых мест в деятельности социальной организации и пути их минимизации;
- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки.
2. Задачи курса:
· дать студентам знания о современных подходах к пониманию управления, его задачах и структуре;
· сформировать представления о сущности управленческой деятельности;
· выявить потенциал социологии в изучении управления в организациях различного типа;
· продемонстрировать особенности управленческой деятельности как профессиональной деятельности;
· зафиксировать особенности российской модели управления.
3. Место и роль дисциплины в системе профессионального
образования
Данный курс предназначен для студентов 5 курса очной формы обучения, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Освоение курса позволит студентам ориентировать в теоретической и практической проблематике проблем профессионального управления. Курс «Социология управления» занимает важное место в системе овладения профессиональными и общекультурными компетенциями специалистов в области архивоведения.
Требования к уровню освоения содержания курса
Для успешного освоения курса студентам необходимо обладать базовыми знаниями в области курсов «Социология», «Философия», «Основы менеджмента», обладать навыками пользования библиографическими каталогами, современными Интернет-браузерами, пользовательскими редакторскими пакетами.
Методическая новизна курса
Обеспечивается за счет активного привлечения данных, результатов современных социологических исследований процессов управления, а также использования технологий учебных кейс-стади.
II. Содержание курса
1. Темы и разделы курса, их краткое содержание
тема 1. понятие управления
Управление как особый вид деятельности и предмет научной дисциплины. Предмет теории управления. Управление как форма социального взаимодействия.
Определение управления. Категориальный аппарат управленческой науки. Место социологии управления в структуре социологической теории, соотношение социологии управления с научными дисциплинами изучающими феномен управления.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В МИРОВОЙ МЫСЛИ
Школы и направления в социологии управления. Классический этап развития социологии управления. Теория «научного управления» Тейлора: первое последовательное изложение идей эффективной организации деятельности. Конвейерный тип исполнения трудовых поручений. Причины распространения и недостатки теории. Теоретические и практические причины угасания тейлоризма. 14 принципов администрирования А.Файоля. актуальность теории администрирования в настоящее время. Соотношение администрирования и управления. Функции администрирования. Бюрократия как идеальная модель организации. Представления М.Вебера об управлении. Рациональность управленческой деятельности. Значение документооборота в управленческой деятельности.
Смена фокуса исследовательской активности – появление гуманистической парадигмы управления. Теория человеческих отношений. Сущеность экспериментов Э.Мэйо. концепция человеческих ресурсов. Значение мотивационных механизмов в рудовой деятельности. Теория потребностей А.Маслоу и Д.МакГрегора. проблема психологических оснований управления. Бихевиористский подход к управлению. Стимулирование поведения.
Институализация социологии управления как научной дисциплины. Применение системного анализа к управлению. Организация как открытая система. Обратные связи, синергия и взаимодействия – главные компоненты организации. Энтропия – универсальное свойство системы. Ситуационный подход к организации управленческой деятельности.
Новейшие исследования в области социологии управления. Глобализация управления. Стандартизация управления.
ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Управление как форма социального взаимодействия. Концепции управленческой деятельности. Управляющая и управляемая подсистемы, характер отношений между ними. Типы управленческой деятельности. Стили управления.
Ролевой набор управленца. Профессиональные и социальные роли управленца: лидер, профессиональный переговорщик и консультант. Коммуникации в управлении.
ТЕМА 4. ВНЕШНЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
Понятие внешней среды. Структура внешней среды: общая и функциональная среда. Неопределенность и рискогенность как фунаментальные свойства современной внешней среды. Воздействие фактора неопределенности на управленческое поведение.
Структура общей (генеральной) среды. Специфика влияния общей среды. Тенденции изменения общей среды. Способы воздействия на общую среду. Методы мониторинга внешней среды. Функциональная среда и ее элементы.
ТЕМА 5. СТРУКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие организации. Разновидности организаций. Организация как субъект коллективной деятельности.
Структура организации. Принципы построения организации. Факторы, влияющие на строение организации. Типы строения организации. Иерархия сеть, гетерархия как типы структуры организации.
ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Базовые предпосылки планирования. Целерациональность как основание планирование. Понятие планирования. Планирование как конструирование будущего. Направления планирования. Методы планирования (УПЦ, ситуационное планирование и т.п.). Циклы планирования.
Планирование как специализированный вид деятельности. Место планирование в структуре управленческой деятельности. Уровни прланирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Сложности планирования.
ТЕМА 7. МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие мотивации деятельности. Подходы к мотивации трудовой деятельности. Мотивация через потребности. Мотивация через подкрепление. Мотивация через чувство справедливости.
Многообразие факторов, воздействующих на мотивацию деятельности. Внешние и внутренние факторы мотивации. Социальные, психологические, экономические факторы. Моральная и материальная мотивация.
ТЕМА 8. КОНТРОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
Понятие контроля. Регулирование и контроль в системе управленческой деятельности. Взаимосвязь контроля и других функций управления. Методы контроля. Структурное оформление контроля. Этические аспекты контроля в управлении.
ТЕМА 9. ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНИИ
Феномен лидерства. Особенности социологического подхода к пониманию лидерства. М.Вебер о лидерстве. Типология лидерства. Типы лидеров. Властные отношения в организации. Соотношение руководства и лидерства. Конфликты, спровоцированные различием формальной и неформальной системы управления в организации.
ТЕМА 10. КОНЦЕПЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»
Понятие организационного развития. Предпосылки создания концепции. Базовые принципы концепций. Разнообразие подходов к определению принципов организационного развития.
ТЕМА 11. КОНЦЕПЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
Понятие «организационного изменение». Предпосылки появления концепций «организационных изменений». Сущность организационных изменений. Организационное изменение как разновидность социального процесса. Управление организационными изменениями.
ТЕМА 12. КОРПОРАТИВНАЯ/ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Понятие корпоративной/организационной культуры. Корпоративная культура как объект управленческой деятельности. Подходы в определению корпоративной культуры. Структура и функции корпоративной культуры. Типологии корпоративных культур. Проблема исследования корпоративной культуры на российских предприятиях. Национальные (ментальные) особенности управления.
2. Темы семинарских занятий
Для подготовки к семинарским занятиям студенты знакомятся с материалами кейсов (исследовательских случаев, предоставленных преподавателем и представляющих собой отчеты о проведенных социологических исследованиях в российских организациях).
Работа на семинарских занятиях осуществляется в группах, соответствующих классическим представлениям о размерности малых социальных групп. Каждая группа работает в течение 60 минут над ответами на поставленные вопросы, затем представитель группы презентирует ответы на поставленные вопросы.
Семинар 1. Система мотивации в организациях
Вопросы для рассмотрения:
1. Общее описание системы мотивации
2. Факторы моральной и материальной мотивации
3. Соотношение моральной и материальной мотивации
4. Общая оценка эффективности системы мотивации
5. Является ли мотивация объектом управления на предприятии?
Рекомендуемая литература:
1. Текст кейса (рассылается на эл.почту по запросу)
2. Галкина Т.П. Социология управления: От группы к команде: Учеб. пособие / Т. П. Галкина. — М. : Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
3. Тихонов А. В. Социология управления / А. В. Тихонов ; РАН, Ин-т социологии. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Канон+, 2007. — 472 с.