Взаимоотношение эталонных переменных
Мы утверждаем, что пять эталонных переменных образуют систему, охватывающую все основные альтернативы, которые могут возникать непосредственно из системы отсчета теории действия. Следует помнить, что пять эталонных переменных формулируют пять главных выборов, которые должны быть сделаны актором, когда он оказывается перед ситуацией прежде, чем ситуация станет для него определенной (не многозначной). Мы сказали, что объекты не определяют для акторов автоматически «ориентации действия»; напротив, приходится сделать определенное количество выборов, прежде чем значение объектов становится определенным. Далее мы утверждаем, что если ситуация социальна (если один актор ориентируется на другого), то именно пять выборов являются совершенно необходимыми (т.е. должны быть сделаны всегда), и они непосредственно выводятся из системы отсчета действия: эти выборы должны быть обязательно сделаны для того, чтобы ситуация приобрела конкретное определенное значение. Другие выборы также бывают необходимы, чтобы прояснить значение ситуации, но их можно рассматривать как случайные, а не как имманентные альтернативы, присущие структуре всех действий. Чтобы стать эталонными переменными, ряд альтернатив должен быть непосредственно выведен из проблемы доминирования тех или иных из видов ориентации или из проблем, возникающих из-за неопределенности объектного мира, которые для своего решения требуют от «эго » выбора. Для того чтобы показать, что наши пять эталонных переменных образуют систему, мы должны показать, что они исчерпывают эти проблемы. Возьмем сначала проблемы
Доминирования тех или иных видов ориентации, а затем — проблемы, возникающие из неопределенности отношений к объектному миру.
Существует всего три всеобщих проблемы доминирования, возникающих непосредственно из видов ориентации. Поскольку познавательные и катексивные виды мотивационной ориентации являются неразделимыми, так что исключают любую проблему преобладания той или иной из них, мы не находим между ними никакого конфликта. Таким образом, эта эталонная переменная действует отдельно, представляя одну из сторон, а другую представляет оценочная ориентация. Проблема заключается в следующем: будет ли оценка входить в определение дальнейшего развития действия? Решение должно всегда быть принято (эксплицитно или имплицитно, сознательно или бессознательно).
Другие две эталонные переменные, возникающие непосредственно из проблем преобладания видов ориентации, находятся не на том же самом уровне, что и первые, с точки зрения общности, поскольку если в конкретной ситуации выбрана эффективность вместо аффективной нейтральности, то проблемы, представляемые второй и третьей переменными не возникают вообще. (Если актор не оценивает, то он и не принимает решения, каким эталонам отдать предпочтение в рамках процесса оценивания.) Однако, рассматривая привычные ориентации, которые возникают из ценности, ролевого ожидания или диспозиции потребностей, мы можем видеть, что две вторые переменные обладают столь же сильным обобщением, как и первые. Хотя актор может рассматривать с аффективной точки зрения некоторые конкретные ситуации и «эго» может даже иметь привычку к аффективности по отношению к «другому», это еще не означает, что «аффективная установка » будет применяться к «другому» всегда. (Привычка подразумевает, что, вероятно, в большей части ситуаций будет применена установка аффективности, но отношения между человеческими существами не могут всегда оставаться на аффективном уровне, — это именно то, что имеется в виду в выражении: «мы ведь не животные».) Если чаще или реже предполагается возникновение обстоятельств, требующих аффективной нейтральности, если оценка отношений приводит к ценностному эталону, проблема, формулируемая с помощью двух или трех эталонных переменных, становится релевантной и выбор становится обязательным.
Таким образом, приходится выбирать, если оценка производится, отдать ли предпочтение интегрирующим коллектив моральным эталонам. Если моральные эталоны вообще вызваны в памяти, они должны получить преимущество в силу своего статуса «последней инстанции» для проблем интеграции в целом. Познавательные и различительные эталоны, напротив, всегда приходят на память при любой оценочной проблеме; таким образом, проблема их относительного преобладания с учетом кого-то другого возникает всегда, независимо от того, приходят ли на память человеку моральные эталоны. Следовательно, проблема относительного преобладания различительных и познавательных эталонов должна быть решена в любом случае. Если познавательные эталоны должны доминировать относительно различительных, то тогда объекты будут обсуждаться преимущественно с точки зрения их отношения к некоторой генеральной системе отсчета; если доминируют различительные эталоны относительно познавательных, тогда объекты будут обсуждаться преимущественно с точки зрения «эго» как центра системы отсчета. Таким образом, эти три проблемы выбора, и только эти три, выводятся непосредственно из проблем доминирования того или иного вида ориентации в системе.
Подобным же образом существует только два общих сомнения относительно социальных объектов, как определить их в нашей системе отсчета. Это 1) качественно-результативное противопоставление и 2) диффузно-специфическое. В любой социальной ситуации «эго » сознательно или бессознательно должен разрешить эти две неясности, выбирая ту или иную сторону в каждой отдельной дихотомии, прежде чем социальный объект получит для него определенное значение. Таким образом, мы исчерпали наш список эталонных переменных.
Из эталонных переменных выводятся и некоторые другие пары понятий, определяющих репрезентативную или автономную роль, например. Такая пара в нашем примере выводится из второй эталонной переменной: ориентация на себя — ориентация на коллектив, на более конкретном уровне. Покажем, как осуществляется это выведение. Прежде всего должно быть принято решение, когда речь идет о коллективе, в пользу внутренних отношений между его членами, либо в пользу их отношений, направленных вне коллектива. При анализе их отношений вне коллектива должно быть принято во внимание влияние этих внешних отношений на их членство в коллективе. Репрезентативная роль характеризуется следующим образом: в своих внешних отношениях член ориентируется преимущественно на те ролевые ожидания, которые руководят его поведением как члена данного коллектива; это преобладание ориентации на коллектив относительно ориентации на себя и определяет репрезентативную роль; соответственно, автономная роль — это роль, в которой актор свободен (ориентирован независимо) в своих ролях как член коллектива осуществлять внешние отношения; автономные роли определяются преобладанием ориентации на себя.
Подобным же образом рациональное действие как противостоящее традиционному образует эталонную переменную. Здесь необходим сложный процесс выведения из эталонных переменных. Возникает конкретная связь с дихотомией: универсализм—партикуляризм, поскольку познавательным эталонам присуща рациональность. Но относится рационально-традиционная дихотомия не к общей системе отсчета (как в случае с универсализмом), а к стабильности модели во времени. Таким образом, рационально-традиционная дихотомия — это способ формулирования альтернативных методов адаптации в первую очередь (по эталонной переменной) ценностно-ориента-ционных эталонов в течение того периода времени, когда эмпирически существует система действия.
В другом смысле рационально-традиционная дихотомия может рассматриваться как характеристика любого долговременного следствия, сделанного выбора. При выборе той или иной стороны в дихотомиях эталонных переменных человек может выбирать рациональным или традиционным способом. То есть он может сдвинуть свой выбор в сторону прагматических требований ситуации (в этом случае выбор будет рассматриваться как рациональный), либо делать его в соответствии со своими долговременными жизненными идеалами, связанными со способами существования его группы или его семьи, — как всегда выбирают в таких вопросах (в этом случае весь ряд выборов в эталонных переменных следует рассматривать как традиционный). Таким образом, рационально-традиционная переменная — это в некотором смысле характеристика содержания эталонных выборов человека в какой-то период времени. Чем более последовательны выборы человека независимо от изменяющихся ситуаций, тем более традиционными они могут быть названы. Это различение, однако, находится не совсем на том же самом уровне эталонных переменных. Это не выбор, который должен быть сделан в дополнение к другим выборам в рамках эталонных переменных, прежде чем значение ситуации прояснится. Скорее это характеристика самих этих выборов по эталонным переменным; либо, если это вообще выбор альтернативы, он остается на уровне, предшествующем уровню эталонных переменных, являясь, вероятно, тем выбором, который «эго» производит, определяя, что должно быть основанием для его выборов в рамках эталонных переменных44.
Существует три предпосылки для нашего утверждения, что пять дилемм эталонных переменных представляют собою исчерпывающий набор. Эти предпосылки таковы: 1) признание основной системы отсчета, как мы ее определили; 2) признание того уровня обобщения, на котором мы работаем и который является первым уровнем, выводимым из основной системы отсчета;
44 Другие пары понятий, такие как доминирование—подчинение и автономия—гетерономия, следует точно так же рассматривать как существующие на другом уровне сложности. Некоторые из них будут рассмотрены более подробно в последующих главах.
3) признание нашего метода выведения посредством установления преобладающих типов интересов и разрешения сомнений (амбивалентности), присущей миру социальных объектов.
Наконец, следует подчеркнуть, что переменные, как мы их представили, являются дихотомиями, а не континуумами. В целой серии конкретных действий человек может быть частично «аффективен», частично «нейтрален». Но эти серии должны быть сформированы дихо-томичными выборами; никакой конкретный выбор не может быть наполовину аффективный, наполовину нейтральный. То же верно и для других эталонных переменных. Тот, кто внимательно прочел определения и обсуждение их, должен увидеть, что каждое понятие содержит в себе полярность, настоящую дилемму.