Компоненты системы отсчета теории действия
1. Система отсчета теории действия включает актора, ситуацию действия и ориентацию актора на ситуацию.
а) Включаются один или более акторов. Актор — это эмпирическая система действия. Актор — это индивид или коллектив, которые могут быть взяты за точку отсчета при анализе способов их ориентирования и осуществления действия по отношению к объектам. Само действие — процесс изменения состояния такой эмпирической системы действия.
б) Включается ситуация действия. Это — такая часть внешнего мира, которая нечто значит для данного анализируемого актора. Она — только часть всей совокупности объектов, которые могут быть приняты во внимание. Конкретно это — та часть, по отношению к которой актор ориентирован и в которой он действует. Ситуация, следовательно, складывается из объектов ориентации.
в) Включается ориентация данного актора на даннуюситуацию. Она представляет собой набор из познания, катексиса (удовлетворения), планов и релевантных им эталонов, связывающих данного актора с данной ситуацией.
1. Актор — это система действия и одновременно точка отсчета. Как система действия актор может быть как индивидом, так и коллективом. Как точка отсчета актор может быть либо актором-субъектом (иногда называемым просто «актор »), либо социальным объектом.
а) Различение индивида и коллектива делается на основании того, является ли данный рассматриваемый актор системой личности или социальной системой (обществом или субсистемой).
б) Различение субъекта и объекта делается на основании того, занимает ли данный рассматриваемый актор центральное положение (является ли точкой отсчета) в системе отсчета или периферическое положение (является объектом ориентации для актора, принятого за точку отсчета). Если актор принят за центральную точку отсчета, он — актор-субъект (в ситуации взаимодействия этот актор называется «эго »), если он принят как объект ориентации для данного актора-субъекта, он — социальный объект (в ситуации взаимодействия такой актор называется «другой», «альтер»). Таким образом, актор-субъект (данный актор) — это ориентирующийся субъект; социальный объект — это актор, на которого ориентируются. Это различение пересекается с различением индивида и коллектива. Следовательно, как индивид, так и коллектив могут быть либо актором-субъектом, либосоциальным объектом в данном анализе.
3. Ситуации действий могут быть дифференцированы по классам социальных объектов (индивидов или коллективов) и несоциальных (физических или культурных) объектов.
а) Социальные объекты включают акторов — как личности, так и коллективы (т.е. системы действий, образуемые множеством индивидуальных акторов в определенных отношениях их друг к другу). Актор-субъект может быть ориентирован на себя самого как на объект, точно так же как и на другие социальные объекты. Коллектив, если он рассматривается как социальный объект, никогда не рассматривается как образованный всеми действиями участвующих в нем индивидуальных акторов; в него может быть, однако, включен любой из частичных сегментов их действий — например, их действия в какой-то специфической системе ролей - вплоть до очень широкой группировки этих действий, например, многие роли, выполняемые ими в обществе. Социальные объекты, как индивиды, так и коллективы, могут быть подвергнуты дальнейшей классификации посредством разделения на два типа, пересекающихся с типами других классификаций: их можно разделить на основании того, значимы ли они для актора-субъекта как комплексы «качеств » или как комплексы «деятельнос-тей »; кроме того, их молено разделить по «степени их значимости » для актора-субъекта.
I. Качественно-деятелъностное различение. Во-первых, социальные объекты могут иметь значение для актора-субъекта как комплексы качеств. Если актор-субъект смотрит на другого актора только с точки зрения того, чем данный актор является и независимо от того, что этот актор делает, тогда мы говорим, что актор-объект значим для данного субъекта как комплекс качеств. Другими словами, если актор-субъект рассматривает другого актора только с точки зрения атрибутов данного актора и если актор-субъект, в данном частном контексте, не имеет дела с тем, что данный актор-объект будет делать, то он является для субъекта комплексом качеств. Эти качества представляют собой те атрибуты другого актора, которые специально для данного случая выделены из всех конкретных связей с теми деятель-ностями, которые данный актор осуществляет. Значимым является вопрос, чем объект является в данное релевантное время и в данном релевантном контексте независимо от совершаемой или ожидаемой деятельности. Для наших целей важно, чтобы качества включали членство в коллективах, а также то, чем индивид владеет; всякий раз, когда такое владение претендует быть собственностью, оно рассматривается как один из атрибутов данного актора.
Во-вторых, социальный объект может быть значим для актора-субъекта как комплекс деятельностей. Если актор-субъект видит другого актора только с точки зрения того, что тот делает, и независимо от того, чем тот является, то мы говорим, что данный актор-объект имеет значение для «эго » как комплекс деятельностей. Другими словами, каждый раз, когда данный актор-субъект Рассматривает другого актора только с точки зрения способности данного актора что-то совершать (что этот актор делал в прошлом, что он делает теперь и какие действия можно от него ожидать), — этот другой актор является комплексом деятельностей.
П. Различение по сфере значимости. Во-первых, социальные объекты могут иметь такую широкую и неопределенную значимость для актора-субъекта, что он чувствует себя обязанным выполнять все то, что они могут от него потребовать, поскольку это выполнение их требований не принуждает его оставить другие свои обязанности, более высоко расположенные на приоритетной шкале ценностей. В этом случае можно сказать, что данный объект имеет для данного актора-субъекта широкую значимость. Его значимость диффузна.
Во-вторых, социальные объекты могут иметь для актора-субъекта столь узкую и четко определенную сферу значимости, что данный актор-субъект не чувствует себя обязанным выполнять для них что-либо, если это «что-либо» не было названо ясно при определении отношений, которые устанавливаются между ними. В этом случае мы говорим о специфической значимости объекта для данного актора-субъекта.
б) Несоциальные объекты — это любые объекты, которые не являются акторами. Несоциальные объекты классифицируются в зависимости от того, являются ли они объектами физическими или культурными.
I. Физические объекты — это такие объекты, которые размещены в пространстве и времени; которые не «взаимодействуют» с актором-субъектом, как другие акторы, и к которым относятся только объекты, отнюдь не субъекты, познавательной, катексической и оценочной ориентации. Следовательно, из них могут создаваться инструментально значимые средства, условия, целевые объекты, препятствия или значимые символы.
II. Культурные объекты — это элементы культурной традиции или культурного наследства (например, законы, идеи, рецепты), когда они берутся как объекты ориентации. Они также могут быть объектами познавательной, катектической и оценочной ориентации в том смысле, что человек может понимать значение закона, желать закона, решать делать нечто по отношению к закону. Таким образом, они могут служить нормативными правилами, инструментально значимыми средствами и условиями или препятствиями для действия, а такжсе системой значимых символов.
Такие культурные объекты — это законы, идеи и так далее, поскольку актор-субъект видит их существующими вне его самого. Те же самые законы и идеи могут становиться и интернализованными элементами культуры для актора-субъекта; как таковые они уже будут не культурными объектами, но компонентами системы действия актора-субъекта. Культурные объекты как нормы могут быть разделены на классы (познавательные, оценочные и моральные), параллельные тем трем типам, на которые в следующем разделе настоящей работы будут разделены ценностные стандарты мотивационной ориентации. Поскольку эти три класса будут определены в своем месте, нам нет необходимости определять их здесь.
4. Ориентация данного актора на данную ситуацию может быть разбита на ряд аналитических элементов. Эти элементы неразделимы в процессе ориентации, их можно рассматривать как различные аспекты различных ингредиентов этого процесса. Они могут быть аналитически разделены на независимые категории: категорию элементов мотивационной ориентации (представления, желания, планы) и категорию элементов ценностной ориентации (когнитивные, эстетические и моральные стандарты).
а) Мотивационная ориентация относится к тем аспектам ориентации актора на свою ситуацию, которые связаны с актуальным или потенциальным удовлетворением или неудовлетворенностью диспозиции потребностей актора. Мы будем говорить о трех видах мотивационной ориентации.
I. Познавательный (когнитивный) способ включает различные процессы, посредством которых актор рассматривает объект в связи со своей диспозицией потребностей. Следовательно, он должен включать «размещение» объекта внутри общего объектного мира данного
актора, определение его свойств, а также актуальных и потенциальных функций, отличий его от других объектов и отношение к некоторым обобщающим классам 6.
II. Катексический способ7 включает различные процессы, посредством которых актор наделяет объект аффективной значимостью. Следовательно, он должен включать в себя положительный и отрицательный катексис, в зависимости от значимости объектов для удовлетворения или неудовлетворения диспозиции потребностей актора и его стремлений.
III. Оценочный способ включает в себя различные процессы, посредством которых актор распределяет свою энергию между различными действиями, стремясь оптимизировать удовлетворение от различных катектических объектов. Он, следовательно, включает процессы, посредством которых актор организует свои познавательные и катексические ориентации в интеллектуальном плане. Эти процессы позволяют использовать познавательные нормы (частицы знаний) для того, чтобы распределить внимание и действие между различными объектами и их возможными модальностями, в зависимости от различных обстоятельств удовлетворения и с учетом требований различных диспозиций потребностей. Оценивание функционально необходимо для того, чтобы разрешить конфликты между интересами и когнитивными интерпретациями, которые автоматически не разрешаются и которые, таким образом, требуют выбора или, по крайней мере, каких-то особых селективных механизмов.
б) Ценностная ориентация8 относится к таким аспектам ориентации актора, которые дают ему возможность соблюдать некоторые нормы, стандарты, критерии отбора всякий раз, когда он оказывается в ситуации, которая позволяет ему делать выбор (и требует от него такого выбора).
6 Понятие Толмена «когнитивное планирование» хорошо описывает этот способ. Его объем расширен здесь за счет введения инструментальных ориентации, которые будут представлены ниже.
7 Именно через катексические объекты энергия или мотивация, в специальном смысле, входят в систему ориентации актора. То, что было сказано относительно влечений в «Общих положениях» (см. выше), здесь нами ис-пользвано. Следствия этого для действия будут рассмотрены далее, в гл. 2.
8 Стандарты ценностных ориентации, разумеется, не представляют всю систему культурных ориентации. Это пояснено в «Общих положениях». Они являются, однако, стратегически наиболее важной частью культуры, организующей системы действия. Связь этой части с другими частями будет более полно проанализирована ниже, в гл. 3.
Всякий раз, когда актор вынужден бывает выбирать из различных объектов-средств, из различных целевых объектов, всякий раз, когда ему приходится выбирать, какую именно диспозицию потребностей он будет удовлетворять или насколько он ее будет удовлетворять, — всякий раз, когда он вынужден выбирать что-то из чего-то, — его ценностные ориентации могут обеспечить ему определенные нормы, которые будут руководить им в этом выборе. Эти ценностные ориентации, которые дают возможность человеку соблюдать определенные правила при отборе из наличных альтернатив, не случайны, но имеют тенденцию образовывать систему ценностных ориентации, которые предоставляют индивиду некоторый организованный набор правил (так что эти правила не противоречат друг другу). На культурном уровне мы видим организованный набор правил или стандартов как таковых, абстрагированных, так сказать, от актора, который связывается с этим набором посредством своих собственных ценностных ориентации и внутри которого они существуют как диспозиция потребностей соблюдать эти правила. Таким образом, культура включает ряд эталонов. Ценностная ориентация индивида — это его приверженность к этим эталонам. Во всяком случае наш анализ этих эталонов ценностных ориентации будет проводиться таким образом.
Мы будем говорить о трех способах ценностного ориентирования, которые параллельны способам моти-вационного ориентирования.
I. Познавательный (когнитивный) способ ценностной ориентации включает приверженность к разного рода эталонам, посредством которых устанавливается валид-ность познавательных суждений. В число этих эталонов входят те, что имеют дело с релевантностью данных, с важностью различных проблем. Они включают также те категории (часто имплицитные в структуре языка), посредством которых наблюдения и проблемы оцениваются (часто бессознательно) как валидные.
П. Оценочный способ ценностного ориентирования включает приверженность к различным эталонам, посредством которых оценивается пригодность для катексиса и устойчивость различного рода объектов и классов объектов. Эти эталоны иногда составляют основу модели частного способа удовлетворения; например, эталоны музыкального вкуса. Критерий формулировки таких оценочных эталонов не является следствием осуществления такой модели в системе действия (лица или коллектива). Эти эталоны предназначены для того, чтобы дать нам правила для суждения о том, имеет ли данный объект (последствие или модель) непосредственную значимость для удовлетворения потребностей.
III. Моральный способ ценностного ориентирования включает приверженность к эталонам, посредством которых могут оцениваться последствия отдельных действий и типов действий с учетом их воздействия на всю систему действий. Эти эталоны определяют ответственность актора за последствия. В частности, они управляют выбором с учетом того, как воздействуют последствия этого выбора (а) на интеграцию собственной личностной системы актора, (б) на интеграцию той социальной системы, в которой он участвует.
На рис. 1 представлена попытка суммировать все выше сказанное. Он показывает, что система отсчета теории действия включает субъектов и объекты. Акторы — только субъекты, объекты же включают как акторов, так и несоциальные объекты. Блок в центре изображает, как социальные системы и системы личности взаимно проникают друг в друга независимо от того, являются ли они субъектами или объектами; роль — это сегмент действий (или ориентации личности, который входит в конституцию любой отдельной группы (это понятие будет обсуждено далее). В самом низу диаграммы расположена секция, которая изображает, как культурные системы абстрагируются от системы отсчета действия. (Все рисунки ко второй части сгруппированы в конце.)