Когнитивная и к атектичес к ая ориентация в организации действия
Влекомый своими побуждениями и потребностями, действующий организм ориентируется на социальные и несоциальные объекты двумя существенно различными, но проявляющимися одновременно и неотделимыми друг от друга способами. Во-первых, он «катектирует» отдельные объекты или классы объектов, приписывая им значение прямого удовлетворения или отсутствия удовлетворения импульсивных потребностей12. Он также может проявлять привязанность к объекту как источнику удовлетворения13 или отвращения к нему как источнику лишения удовлетворения. Во-вторых, действующий организм познает объектную область, различая объекты и по-разному оценивая их свойства. Поведение актора лишь тогда может стать организованным относительно катек-тически-когнитивных различений, когда он знает, как объекты относятся друг к другу и к его собственным потребностям.
12 Для наших целей желательно различать аффект и катексис. Аффект характеризует состояние организма — состояние эйфории или дисфории в какой-либо их разновидности. Катексис характеризует состояние организма — состояние эйфории или дисфории — по отношению к некоторому объекту. Таким образом, термин катексис шире, чем термин аффект, это аффект плюс объект. Это объективно-ориентированный аффект. Он подразумевает приписывание объекту аффективного значения, которое относится к одному или более свойствам объекта, однако в нашем изложении мы принимаем, что катексис относится не к свойству объекта, но лишь к отношению между актором и объектом. Кроме того, в этом понятии не подразумеваются какие-либо дополнительные указания на активное или пассивное отношение актора к объекту.
13 У нас нет необходимости уточнять содержание понятия удовлетворения. Удовлетворение, конечно, может относиться к таким содержаниям опыта или состояниям, которые обычно рассматриваются как удовольствия, например любовь, физический комфорт и т.п. При определенных условиях удовлетворение может приносить и такой опыт, который обычно считается неприятным, например боль, ужас, отвращение, но вследствие особой организации данной системы личности имеет удовлетворяющие последствия.
Существенными факторами в мотивационной ориентации, таким образом, являются когнитивное и катектическое различение объектов. Когда такие различения упорядочены устойчивым образом, они образуют систему ориентации. Актор выбирает или подчиняется налагаемому на него культурой выбору между доступными ему объектами, имея в виду их потенциальные возможности удовлетворения потребностей; он выбирает также между различными формами их возможных значений. Наиболее примитивной формой такого выбора, по-видимому, является принятие, например, пищи, сохранение удобного места и т.д. и отказ — выплевывание пищи, уход с места или уклонение.
Распространяющаяся во времени в любой системе поведения катектически-когнитивная ориентация по отношению к миру объектов всегда вызывает ожидания удовлетворения или отсутствия удовлетворения, получаемого или достигаемого от определенного объекта или классов объектов. Действие включает в себя не только различение и выбор непосредственно присутствующих объектов и, сразу вслед за этим, приложение усилий, принятие или отклонение, но также и ориентацию на будущие события в аспекте их значимости для удовлетворения или отсутствия удовлетворения. Одним из важных аспектов действия, таким образом, является различение между непосредственно доступными и будущими удовлетворениями и сопоставление их относительной ценности.
Ожидания и оценки
В тех случаях, когда существуют альтернативные возможности для удовлетворения в данной ситуации или альтернативы распределены между ситуациями в настоящем и будущем, актор должен иметь средства, которые позволили бы ему решить, каким альтернативам или комбинациям альтернатив должно следовать. Процесс решения относительно альтернатив, рассмотрения их в свете тех последствий, которые они могут за собой повлечь, называется оценкой. Она является более сложным процессом выбора, протекающим на основе различений, образующих когнитивно-катектическую ориентацию.
Существует множество возможных способов, которыми, с ориентацией на ожидаемые события, может быть организовано действие. К числу наиболее важных категорий реакции ожидания относится пара активность— пассивность. С одной стороны, актор может активно домогаться объектов и манипулировать ими ради своих целей14, он может также исследовать ситуацию, пытаясь найти неизвестные прежде возможности. С другой стороны, он может пассивно ожидать воздействия возможных ситуаций и не проявлять интереса к позитивным, но еще не достигнутым целям. (Возможны различные комбинации активных и пассивных элементов, например, позитивные усилия, направленные на то, чтобы избежать ситуации, которая представляется угрожающей, или привлечение других на помощь для борьбы с грозящей опасностью.)
14 Когнитивно-катектические и оценочные ориентации связаны с «усилием» актора. В соответствии с ценностным стандартом и (или) ожиданием актор, прилагая усилия, манипулирует своими собственными ресурсами — своим телом, голосом и т.д., дабы способствовать, прямо или косвенно, приближению некоторой катектической означенной цели — объекта или состояния.
Обучение
Теперь разработка системы координат теории действия подошла к такому моменту, когда становится уместным введение понятия "обучение"15. Оно представляет собой не только приобретение «информации» (т.е. специфических моментов когнитивной ориентации) о свойствах мира объектов; это также и приобретение новых «эталонов ориентации». Иначе говоря, обучение включает в себя приобретение новых способов видения, желания и оценивания, то есть предрасположенности к приближению или отдалению; к активному поиску в каких-то ситуациях или к тому, чтобы «притаиться» и ожидать; к тому, чтобы держаться в отдалении от опасного объекта или контролировать его.
Особенно важным в обучении являются степень и сфера действия обобщения16, вводимого в ориентации актора по отношению к миру объектов. Обобщения представляют собой формы определения ориентации актора по отношению к тем объектам, которые еще не встречались в его опыте. При этом происходит распределение таких конкретных объектов, встречающихся в ситуации, по общим классам. Обобщение, по-видимому, является наиболее важным механизмом обучения при усвоении актором систем культурных символов. Как системы координат, как содержание коммуникации и как центры общей ориентации культурные эталоны должны обладать таким содержанием, которое по степеням общности превосходит частности всех конкретных ситуаций и опытов. Обобщение, осуществляемое в ходе когнитивных процессов, оказывает влияние и на катектический аспект ориентации. Например, благодаря обобщению становитсявозможным катектическое отношение не только к отдельнымобъектам, но и к классам объектов.
15 Обучение является процессом изменения способов ориентации по отношению к миру объектов, включающему личность актора, идеи, культуру, социальные объекты и т.д.
16 Известно, что термин «обобщение» имеет два основных общепринятых значения: 1) различение объектов, которые до этого относились к одной недифференцированной категории, и образование двух или более классов, по-прежнему обладающих некоторыми общими свойствами, и 2) отождествление общих свойств в группе событий, прежде считавшихся различными. Общее для обоих значений — организация мира объектов с помощью категорий. В тех случаях, когда это различие значений является важным, мы будем уточнять, какое из них используется.
Обобщение как когнитивный механизм упорядочивает мир объектов и посредством этого определяет структуру альтернатив ориентации действия. В ожиданиях актора мир представляется составленным из классов объектов, в том числе и отдельных объектов, определенных и дифференцированных с точки зрения свойств, существенных для актора. Кроме того, опыт удовлетворения или отсутствия удовлетворения от отдельных объектов может быть обобщен и на такие объекты, которые актор при определении ситуации включает в те же классы, что и исходные объекты.