Примечание Г: О соотношении биологического и психологического
Читая предыдущую главу, можно было отметить, что в ней не предпринимау\ось попытки определить место психологических факторов в схеме позитивистской социальной теории. Решение этой проблемы связано с трудностями. Так как выходит, что в той мере, в которой человеческое поведение независимо от факторов ситуации, в которой оно осуществляется, эу\ементы, его объясняющие, должны либо быть утилитаристского типа, у\ибо вовсе выпадать из схемы индивидуалистической теории в каузальном смысу\е. В этих усу\овиях психологический
фактор по необходимости воспринимается как связанный с наследственностью, что равносильно его полному устранению из схемы. Ибо, таким образом, наследственность целиком принадлежит биологии.
По-видимому, проблема не так проста, как это кажется. Здесь логически возможны две точки зрения. Одна из них — редукционистская доктрина, более всего известная в своей материалистической форме. В монистических терминах этой доктрины данная проблема исчезает, так как здесь единственно пригодной для целей объяснения признается только одна концептуальная схема, а именно — схема физического мира. Тем самым и биология, и психология превращаются попросту в сферы применения этих конечных принципов физического мира к особым группам факторов. Такая точка зрения наиболее последовательно проводится бихевиористами.
С другой стороны, возможен подход с позиций сис-темообразуемых качеств или другие нередуционистские подходы. На основании этих подходов появляется возможность различить два ряда элементов, действующих через наследственность. Это различение лучше всего можно проиллюстрировать двумя различными способами рассмотрения одного и того же конкретного объекта исследования.
В той мере, в которой организм структурно анализируется на биологическом уровне, он разлагается на части в анатомическом смысле слова. То есть частями здесь являются единицы, размещенные в пространстве, — органы, ткани, клетки. Их структурные взаимосвязи — это связи в пространстве. Один орган может быть расположен «рядом», «сверху», «справа» и т.д. по отношению к другому. Наоборот, исходная точка для психологического анализа — это виды поведения организма как целого. Поскольку единицы, выделяемые в этих видах поведения, структурно анализируются на психологическом Уровне — это уже не физические части, и описываются они в терминах непространственных категорий. Совершенно абсурдно задавать вопрос: расположен ли сексуальный инстинкт выше интеллекта, или эмоции страха —
слева от эмоции симпатии? Разумеется, про эти два типа анализа нельзя сказать, что они не связаны друг с другом, поскольку как тот, так и другой применимы к одному и тому же конкретному явлению эмпирического мира. Тем не менее, это еще не повод для того, чтобы полностью сводить их один к другому.
Другой способ рассмотрения находится в иной плоскости. Действительно, биологический уровень анализа включает телеологические элементы. Их предполагает уже само по себе понятие организма. Но это — телеологические элементы такого характера, которые не предполагают субъективного референта, хотя они и включают понятие организма как сущности в некоторой степени активной, действующей, а не просто отражающей условия, в коих она существует. Психологическое знание, в отличие от биологического, — это знание «сознания», а не просто поведения. Это не значит, что данные психологии ограничиваются интроспекцией; это означает только, что в ее интерпретации наблюдений, например, поведения, лингвистических и других форм выражения, должны быть использованы понятия, определение которых включает также субъективные категории, как «цель», «знания», «ощущения», «чувства» и пр.
Эти субъективные категории не имеют смысла на биологическом уровне именно потому, что они несводимы к пространственным координатам. Когда мы мыслим в биологических терминах, то мы имеем дело с условиями субъективного аспекта человеческого действия, с условиями, которые являются необходимыми, но не достаточными. Поскольку конкретный развившийся организм обусловлен своей наследственной конституцией, по-видимому глупо отрицать, что его «умственные особенности » точно так же зависят от наследственности, как и анатомическая структура. Иначе рассуждая, тот факт, что умственные особенности отчасти могут передаваться по наследству, вовсе не доказательство, что они сводимы в этом отношении к биологическим категориям. Наследственность — это конкретная категория; биологическая же теория — это система аналитических понятий.
Следовательно,термины «наследственность» и «среда», посредством которых суммируются точки зрения анализа действия, это радикально-позитивистские факторы; они должны приниматься как термины, включающие биологические и психологические элементы29.
29 В главе III будет показано, что для позитивистской системы определение терминов «наследственность» и «среда», в том виде, как мы изложили их выше, тем не менее остается верным.
Этот вывод сохраняет силу независимо от того, принимается ли в качестве основной позитивистская точка зрения или же нет, с одной весьма важной оговоркой. В строго позитивистской схеме теории единственное место для субъективного референта — это утилитарный элемент, по крайней мере, в другом, нежели эпи-феноменальный, статусе. Утилитарная точка зрения по природе своей нестабильна, она имеет постоянную тенденцию превращаться в радикальный позитивизм. Тенденцией этого превращения, в свою очередь, является устранение субъективного референта, что логически приводит к бихевиоризму. А этот последний стремится свести психологическое рассмотрение к биологическому.
В этом, по-видимому, и скрывается источник трудности, которая и побудила нас написать это примечание. Можно осмелиться высказать по этому поводу мнение, что устойчивое место психологии в списке аналитических наук, занимающихся человеческим действием, невозможно совместить со строго позитивистской методологией. Она имеет дело с такими элементами человеческой природы, посредством которых биологическая наследственность человека связана с его намерениями, целями, чувствами. Если эти субъективные элементы устранить, как это делает радикальный позитивизм, излишними становятся также элементы, связывающие их с биологической наследственностью. Вопроса о классификации наук мы еще коснемся в общих чертах в конце данной работы.