Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова – доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические указания

Под общ. ред. С.Н. Уварова

Ижевск

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

УДК 316+32(078)

ББК 66.0я73-9

С 69

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2016 г.

Рецензент:

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук,

профессор ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Под общей редакцией С.Н. Уварова

Составители:

С.Н. Уваров – заведующий кафедрой;

Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова – доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

С 69 Социология и политология: методические указания для студентов очной и заочной формы обучения / сост. : Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 36 с.  

В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии и политологии: план семинарских занятий, варианты контрольных работ, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету.

Адресованы студентам сельскохозяйственного вуза очной и заочной формы обучения.

УДК 316+32(078)

ББК 66.0я73-9

© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016

© Дербин Е.Н., Козловский С.В., Смирнова Л.В., Уваров С.Н., сост., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………   Раздел 1. Задания для студентов очной формы обучения и рекомендации к их выполнению……………………...…….. 1.1 Методические рекомендации к изучению курса …….……...….. 1.2 План семинарских занятий ………………………………….…... 1.3 Темы рефератов………………………………………………….... 1.4 Темы аналитических обзоров………………………….……..….. 1.5 Темы историографических обзоров………….……………….…. 1.6 Темы эссе ………………………………………………………..... Раздел 2. Задания для студентов заочной формы обучения и рекомендации к их выполнению…………………................. 2.1 Варианты контрольных работ ………………………………….... 2.2 Рекомендации к выполнению контрольной работы ………...…. 2.3 Требования к оформлению и сдаче контрольной работы …...…   Список рекомендуемой литературы .……………………..…... Интернет-ресурсы…………………………..………………….... Вопросы к зачету…………………………………….……….….. Приложение А…………………………….……………….……....       ….5 …..5 …..6 ....25 ....25 ....26 …26     ...27 ....27 …29 ....31   ...32 ...33 ...34 ...36  

ВВЕДЕНИЕ

Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать;

спроси, что ты можешь сделать для своей страны.

Дж.Ф. Кеннеди

Социология анализирует взаимоотношения людей. Фактические данные группируются, классифицируются на основе приемов математической статистики. На их основе социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов. В результате получается обобщенно-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей.

Изучение социологии должно помочь студентам разобраться в сложных явлениях современной общественной жизни и научить применять полученные знания на практике. Обучение основам социологических знаний призвано сформировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем.

Актуальность изучения политологии в вузе определяется тем, что высшая школа готовит не только профессиональные кадры, но и оказывает большое влияние на формирование мировоззренческих позиций молодежи. Ведущую роль в этом играет политология, знание которой нужно не только тем, кто занимается политикой. В политические тона окрашены все стороны жизни общества – учеба, работа, быт, досуг. Любой человек неизменно взаимодействует в обществе с другими людьми и государством.

Необходимость изучения политологии особенно возрастает в переломный исторический период, в котором находится современный мир. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов развития России, будем продвигаться методом проб и ошибок. Для укрепления величия нашей страны необходима активизация энергии миллионов россиян. Высокий уровень политической грамотности превращает каждого в субъект общественного процесса, определяющего ход развития страны, несущего ответственность за судьбы остальных людей.

Разносторонние знания о политике – одна из решающих предпосылок формирования гражданской жизненной позиции. Рядовому гражданину – именно для того, чтобы стать гражданином – нужен довольно солидный запас сведений о политической сфере общества и своей родной страны. Политология не только вооружает необходимыми знаниями, позволяет понять происходящие события и осмыслить политические реалии. Она также учит использовать эти необходимые знания и умения в своей повседневной и профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ 1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Изучение социологии и политологии включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и практические занятия – семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, эссе) и проверка знаний (опросы, тесты, контрольные работы). Завершается изучение курса сдачей зачета.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам, которые представляют собой изучение и обсуждение ряда ключевых тем социологии и политологии. В течение семестра каждый студент должен подготовиться по всем вопросам всех тем и как минимум два раза выступить на семинаре. Подготовка к практическим занятиям может вестись по рекомендуемой ко всему курсу учебной литературе, Интернет-ресурсам либо по литературе, отдельно указанной для каждой темы.

После вопросов каждой темы семинара следуют термины, знание которых обязательно. План семинаров содержит также темы докладов, которые выполняются по желанию студента в письменном виде.

К социологическим темам для самостоятельной работы студентов прилагаются вопросы практических заданий, к которым нужно готовиться заранее и которые должны разбираться на семинарах.

Отдельно указаны темы рефератов, аналитических и историографических обзоров, эссе, которые выполняются по выбору студентов в письменном виде. Для консультаций по их выполнению необходимо подойти к преподавателю, ведущему дисциплину. Студент может предложить и свои темы, но к их выполнению следует приступить только после согласования с преподавателем. Список вопросов к зачету находится в конце методических указаний.

В конечном итоге изучение социологии и политологии позволяет сформировать следующую общекультурную компетенцию: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 2. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

1. Трудовые отношения: понятие и исторические формы.

2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений.

3. Социология труда в России: ускоренная индустриализация и работа социологических бюро в 1920-1930-е гг.

4. Тейлор и Файоль: менеджмент труда.

Терминологический минимум:бихевиоризм, забастовка, менеджмент, мотивация, НОТ, пирамида потребностей, семья, социограмма, социометрия, стахановское движение, тейлоризм, труд, эргономика.

Темы докладов:

1. Трудовая мотивация (в том числе исторический обзор).

2. Тейлоризм (в том числе исторический обзор).

3. Социометрия Морено: понятие, особенности, сфера применения.

4. Кайдзен: понятие, особенности, сфера применения, история.

Литература:

1. Бурганова, Л.А. Теория управления Элтона Мэйо: монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007.

2. Гастев, А.К. Как надо работать / А.К. Гастев. – М. : Экономика, 1972.

3. Гаррингтон, Э. 12 принципов производительности / Э. Гаррингтон. – М.: Экономика, 1992.

4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. – М. : Норма, 2007.

5. Имаи, М. Путь к снижению затрат и повышению качества. – М.: Альпина Паблишер, 2010.

6. Имаи, М. Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. – 2007. – № 1.

7. Кравченко, А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк / А.И. Кравченко. – М.: Наука, 2001.

8. Морено, Я.Л. Социометрия: Эксперим. метод и наука об обществе; Я.Л. Морено пер. с англ. Боковиков А. – М.: Акад. проект, 2001.

9. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.

10. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / М. : МИК, 2001.

11. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М. : Консалтинг, 1991.

12. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М. : Дело, 1991.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите основные нарушения, которые обычно присутствуют в осуществлении управления коллективом.

2. Какие нововведения вы хотели бы ввести в управление коллективом?

3. Приведите примеры стереотипов трудового поведения и проанализируйте их.

4. Какая мотивация труда является на ваш взгляд наиболее действенной? Аргументируйте ответ.

5. Сравните европейские и азиатские технологии управления, укажите их особенности.

6. В чем особенности мотивации мужчин и женщин, лиц старшего возраста и молодежи?

7. Проведите социометрическое исследование. Объясните полученные результаты.

ТЕМА 3. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА

ПРЕОДОЛЕНИЯ

1. Конфликт: понятие, формы, классификация.

2. Конфликт как социальный институт: дисфункция и функциональность, институциализация и регулирование.

3. Стадии конфликта, состав и основные стратегии поведения участников.

4. Конфликты в современном мире: культурные, экономические, трудовые, политические, этнические, конфессиональные и их специфика.

Терминологический минимум:конфликт, конкуренция, экстремизм, сепаратизм, терроризм, конфронтация, соперничество, институциализация, консенсус, компромисс, инцидент, эскалация: медиаторство, арбитраж, латентность, избегание, сглаживание, итальянская забастовка, протестное поведение.

Темы докладов:

1. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса.

2. Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа.

3. Функционалистское объяснение конфликта в концепции Г. Зиммеля.

4. Концепция альтернативных стратегий в конфликте.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.

2. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) / Эрик Берн. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

3. Борисов, О.С. Конфликтология. Конфликтное взаимодействие / О.С. Борисов. – СПБ.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2015. – 178 с.

4. Глухова, А.В. Российская политическая конфликтология: состояние и проблемы / А.В. Глухова, Л.Н. Тимофеева // Политическая наука. – 2016. – № 2. – С. 13-37.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / Здравомыслов А.Г. – М.: Аспект-пресс, 2007. – 320 с.

6. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М.: Стрингер, 1992. – 212 с.

7. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский.– М.: ИТК Дашков и К., 2015. – 240 с.

8. Яхонтова, Е.С. Доверие в управлении персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки / Е.С. Яхонтова // СОЦИС. – 2004. – №9.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Что такое социальный конфликт?

2. Какие виды конфликтов Вы знаете?

3. Дайте характеристику структуры конфликта.

4. Назовите стадии конфликта.

5. Укажите способы разрешения конфликта.

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Социологические теории личности.

2. Социальная типология личности.

3. Понятие и виды социальных норм, контроля, санкций.

4. Дискуссия на тему: «Возможности адаптации в условиях рыночного и советского обществ».

Терминологический минимум:аномия, девиантность, делинквентность, индивид, личность, ролевой конфликт, санкции, социализация, социализация вторичная, первичная, социальный контроль, социальные нормы, социальная роль, социальный статус, человек.

Темы докладов:

1. Личности советского периода и личности в условиях рыночных отношений (сравнительный анализ).

2. Причины девиантного поведения.

3. Соотношение генетического и социального начала в процессе становления личности.

Литература:

1. Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. – № 12.

2. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.М. Ханипов // СОЦИС. – 2007. – № 12.

3. Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова // СОЦИС. – 2007. – № 1.

4. Янчуновская, Т.М. Социальная характеристика женской наркопреступности / Т.М. Янчуновская, И.Б. Степанов // СОЦИС. – 2008. – № 2.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Определите свой социальный тип.

2. Отличие вторичной социализации от первичной.

3. Какой вид социализации у Вас в настоящее время?

4. Приведите примеры социальных норм, социального контроля и социальных санкций, социальной девиации.

5. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие и сущность культуры. Культура и ее компоненты.

2. Формы существования культуры.

3. Динамика социокультурных изменений.

4. Массовая культура исубкультура.

5. Проблемы российской культуры в условиях рынка.

Терминологический минимум:китч; контркультура; культура: духовная, массовая, материальная, народная, обыденная; обычай; ритуал; субкультура; специализированная культура; традиции; физическая культура; художественная; элитарная; язык.

Темы докладов:

1. Культура и цивилизация (сравнительный анализ).

2. Этикет как часть культуры.

3. Характеристика некоторых современных субкультур (контркультур) (сравнительный анализ).

Литература:

1. Мальковская, И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении / И.А. Мальковская // СОЦИС. – 2008. – № 2.

2. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // СОЦИС. – 2006. – № 9.

3. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 7.

4. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в плане массовой культуры / Т.А. Хагуров // СОЦИС. – 2007. – № 9.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите знаково-символический элемент культуры.

2. Приведите примеры статики и динамики в культуре.

3. Назовите виды этикета и их отличия друг от друга.

4. Приведите примеры форм культур.

5. Покажите отличие молодежной субкультуры от других субкультур.

6. Приведите примеры контркультуры.

7. Покажите влияние рыночных отношений на социокультурные процессы.

ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

Терминологический минимум:брак, брак: групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

Темы докладов:

1. Добрачное поведение (в том числе исторический обзор).

2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье (в том числе исторический обзор).

3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.

4. Развод: понятие, причины, последствия (в том числе исторический обзор).

Литература:

1. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. – № 4.

2. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. – № 6.

3. Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. – № 11.

4. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. – № 1.

5. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. – № 9.

6. Лысова, А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. – № 9.

7. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. – № 1.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).

2. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.

3. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.

4. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?

5. В чем особая значимость воспитательной функции?

6. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.

7. Как изменились функции семьи в последнее время?

8. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

1. Религия: понятие и исторические формы.

2. Религия и магия. Функции религии.

3. Религия как культурная система.

4. Религия и секуляризация в современном мире

Терминологический минимум:Авраамические религии, деноминация, вера, секта, секуляризация, агностицизм, язычество: харизма, сакральность, мировые религии, церковь, шаманизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, политеизм, монотеизм, двоеверие, атеизм.

Темы докладов:

1. М. Вебер: дискуссия о протестантской этике.

2. Э. Дюркгейм: религия и солидарность.

3. Современные деструктивные секты.

Литература:

1. Афанасьев, В.В. Православная социология. Учебное пособие / В.В. Афанасьев. – М.: ИНФРА-М, 2015.

2. Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. – М.: Инфра-М, 2005. – 348 с.

3. Батанова, П.В. О грядущих основаниях солидарности: религия и мораль в социологической теории Эмиля Дюркгейма / П.В. Батанова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2016. – № 4. – С. 67-83.

4. Васильева, Е.Н. Типологии религиозных объединений: методология и современные направления развития / Е.Н. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2015. – № 2. – С. 54-61.

5. Кольцов, В.Н. Атеизм как предмет социологического анализа / В.Н. Кольцов Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 2. – С. 193-199.

6. Радугин, А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии / А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

7. Шахнович, М.М. Религиоведение / М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. В чем отличия магии от религии?

2. Почему Маркс называл религию «опиумом для народа»?

3. Каковы, с точки зрения функционалистов, основные функции религии?

4. Что такое новые религиозные движения? В чем их отличие от традиционных «сект»?

5. Объясните термин «эсхатология».

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Использование новых технологий при опросе.

2. Опросные методы сбора данных.

3. Взаимосвязь основных категорий структурно-функционального анализа.

4. Социология в Интернете.

5. Цивилизация и культура.

6. Этикет как часть культуры в современной России и Удмуртии.

7. Отклоняющееся поведение в современной России и Удмуртии.

8. Проблемы социологии труда в современной России.

9. Субкультура в современной России и Удмуртии

10. Контркультура в современной России и Удмуртии

11. Социальные движения в современной России.

12. Семья в современной России и Удмуртии.

13. Социальные конфликты в современном мире и способы их решения.

14. Социология народа (на выбор).

15. Роль политики в общественном развитии.

16. Религиозный фактор в политике.

17. Аграрная политика и продовольственная безопасность в современной России и Удмуртии.

18. Взаимосвязь политики и морали.

19. Бизнес и политика в России.

20. Теория «договорной» основы происхождения государства.

21. Специфика российской политической мысли.

22. Плюсы и минусы государства.

23. Плюсы и минусы демократии.

24. Роль глобализации в современном мировом развитии.

ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

1. Роль социологии труда на производстве.

2. Сравнительный анализ аграрной политики в России и других странах.

3. Сравнительный анализ политической и других видов власти.

4. Сравнительная характеристика форм правления.

5. Сравнительная характеристика типов государственного устройства.

6. Сравнительный анализ современных партийных лидеров.

7. Современные политические лидеры (сравнительный анализ).

8. Сравнительный анализ мировых идеологий.

9. Сравнительный анализ типов политической культуры.

10. Последствия глобализации.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Роль среднего класса в обществе.

2. Роль политики в общественном развитии.

3. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

4. «Для достижения политической цели любые средства хороши»

5. «Моя политическая социализация».

6. Что значит быть лидером?

7. Как стать настоящим политическим лидером?

8. Российская демократия в конце XX – начале XXI века.

9. «Я хочу жить в демократической стране…».

10. «Зачем мне надо читать политическую литературу?».

11. «Если бы я был представителем власти…».

12. «Государство – это я».

13. «Моя роль в строительстве гражданского общества в России»

14. «Что я могу сделать для построения правового государства в России».

15. Необходимость толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 0

1. Общество как социокультурная система.

2. Социальные роли и ролевой конфликт личности.

3. Сравните политические режимы (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политический режим современной России.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 1

1. Типы социального действия.

2. Социальные роли и ролевой конфликт личности.

3. Назовите изменения в системе выборов в Российской Федерации, произошедшие за последние 10 лет. Опишите избирательную систему России в настоящий момент.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 2.

1. Социальный контроль.

2. Трудовые конфликты и мотивация персонала.

3. В чем проявляется влияние религии на политику в современном мире? Назовите самые известные примеры.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 3

1. Социальные конфликты и способы их решения.

2. Этническая социология.

3. Плюсы и минусы демократии.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 4

1. Структура и типы личности.

2. Культура и ее компоненты. Формы культур.

3. Охарактеризуйте современную политическую систему Российской Федерации.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 5

1. Структура и функции социологии.

2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений.

3. Что такое манипуляция общественным сознанием? Какие технологии манипулирования сознанием в современной политике применяются?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 6

1. Социологические признаки общества.

2. Социометрия Морено в сфере производства.

3. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в современном мире. Что нужно сделать для улучшения позиций Российской Федерации на мировой арене?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 7

1. Семья: понятие, типы, функции.

2. Отклоняющееся поведение.

3. Какова роль политики в общественной жизни? Покажите эту роль на конкретных примерах.

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 8

1. Анализ документов в социологическом исследовании.

2. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлора.

3. Сравните в табличной форме такие политические идеологии как либерализм, консерватизм, национализм и коммунизм по следующим параметрам: а) идейные истоки; б) идеал общественного устройства; в) методы достижения цели; г) высшие ценности; д) отношение: к государству, к личности, к собственности, к общественному развитию. Каких идеологий придерживаются крупнейшие политические партии России?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

Вариант 9

1. Массовая культура и субкультура.

2. Кайдзен: понятие, особенности, сфера применения.

3. Опишите порядок формирования (избрания) органов государственной власти РФ (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ). Какие требования существуют для занятия должности Президента РФ, депутата Государственной думы РФ, члена Совета Федерации?

4. Проследите в течение ближайших трех месяцев хронику политических событий в мире и России, а также Удмуртии по материалам СМИ и сделайте из них обзор самых важных с Вашей точки зрения (не менее 3-х за каждую неделю).

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения бóльшую часть учебного материала по социологии и политологии изучают самостоятельно. Это определяется как спецификой заочной формы обучения, так и тем, что процесс обучения в вузе все больше включает в себя самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студентов. Научиться работать самостоятельно – это не только активно, творчески подходить к изучению какой-либо проблемы, разбираться в актуальных вопросах науки, но и приобрести навыки постоянного, систематического пополнения и обновления своих знаний в практической деятельности.

Поскольку изучение дисциплины «Социологи и политология» студентами заочной формы обучения происходит в основном самостоятельно, главное место отводится такой форме учебного процесса как контрольная работа. Она представляет собой самостоятельные и законченные ответы на задания одного из десяти представленных вариантов. Студент выбирает тот вариант, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Каждый вариант включает четыре задания, из них первые два – по социологии, следующие – по политологии.

Три первых задания имеют в основном теоретический характер. Ответы на них следует искать в учебниках, учебных пособиях, научных работах (рекомендуемый список литературы и Интернет-ресурсов приводится после вопросов к зачету).

4-е задание имеет практическую направленность. Оно означает перечисление важнейших с точки зрения студента политических событий, которые произойдут между сессией, на которой начались лекции, и сессией, на которой должен быть сдан зачет по этой дисциплине. Их лучше отслеживать по Интернет-источникам, например, на сайте газеты «Взгляд» (www.vz.ru). Особо стоит подчеркнуть, что хроника должна содержать как мировые, так и российские, так и региональные новости. Если студент проживает не в Удмуртии, он должен описывать новости своего региона. За каждую неделю следует описать не менее 3 событий.

Все ответы должны быть даны на основе нескольких печатных или электронных (Интернет) источников (статей, монографий, учебных пособий и т.п.), ссылка на которые обязательна. Их поиск происходит в основном самостоятельно. Если использовались материалы из сети Интернет, необходимо указывать не только его адрес, но и название текста с фамилией автора. В случае затруднений с обнаружением литературы или выполнением контрольной работы необходимо обращаться к преподавателю. Сделать это можно, придя на консультацию (расписание консультаций – на стенде кафедры и на информационном портале на сайте академии) или задав вопрос через информационный портал на сайте академии.

Контрольная работа в целом будет считаться выполненной, если даны полные и правильные ответы на все четыре задания, и она соответствует всем требованиям к ее оформлению (указаны в следующем разделе методических указаний).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СДАЧЕ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Контрольная работа должна быть оформлена в машинописном или рукописном виде. Оба вида обязаны иметь титульный лист. Образец его оформления дан в приложении А.

2. Страницы кроме первой должны быть пронумерованы. На второй странице обязательно указывается содержание, т.е. названия всех заданий.

3. Машинописный вид оформляется следующим образом: размер шрифта 14, интервал одинарный, поля – со всех сторон по 20 мм.

4. Объем контрольной работы – 25-35 страниц, выходить за пределы указанного количества нежелательно.

5. Показателем профессионализма студента является оформление ссылок на использованную литературу. Ссылки могут быть внутритекстовыми, подстрочными и затекстовыми.

6. В конце контрольной работы обязателен список использованной литературы в количестве не менее 5. Для использованных Интернет-источников необходимо указание не только сайта, но и фамилий авторов использованных текстов с названиями статей, книг.

7. Выполненная контрольная работа сдается старшему лаборанту кафедры отечественной истории, социологии и политологии (1-й корпус, каб. 510 а), желательно в самом начале сессии. Контрольная работа, оформленная с нарушением вышеперечисленных требований, может быть не зарегистрирована.

8. К зачету допускаются только те студенты, чьи контрольные работы получают отметку «зачтено», которая проставляется в журнале.

9. Не допускаются к зачету студенты, чьи контрольные работы имеют серьезные недоработки, ошибки и отметку «не зачтено». Такие работы необходимо доработать с учетом замечаний преподавателя, размещаемых на титульном листе или в тексте, и повторно сдать на кафедру.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василенко, И.А. Политология / И.А. Василенко. – М. : Юрайт, 2014.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков. – М.: КНОРУС, 2015.

3. Гаджиев, К.С. Политология: краткий конспект лекций / К.С. Гаджиев. – М. : Юрайт, 2015.

4. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М. : Инфра-М, 2017.

5. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Алгоритм, 2007.

6. Кара-Мурза, С.Г. Кризисное обществоведение / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Научный эксперт, 2012.

7. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Эксмо, 2005.

8. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М. : ИНФРА-М, 2008.

9. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М. : НЛО, 2007.

10. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для академического бакалавриата / Р.Т. Мухаев. – М. : Юрайт, 2014.

11. Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.

12. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. – М. : Эксмо, 2004.

13. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М. : Юрайт, 2013.

14. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2015.

15. Политология: учебное пособие для студентов аграрных вузов / сост. С.Н. Уваров, Е.Н. Дербин; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015.

16. Современные международные отношения: Учебник / под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект-Пресс, 2012.

17. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М. : Эксмо, 2006.

18. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. – М.: Проспект, 2017.

19. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2012.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы объединены в шесть групп. В первую входят сайты аналитических центров и научно-исследовательских фондов, персональные сайты экспертов и ученых.

Среди наиболее заметных аналитических центров: Фонд развития гражданского общества – http://civilfund.ru/; Институт социально-экономических и политических исследований – http://www.isepr.ru/; Центр социально-консервативной политики – http://www.cscp.ru/; «Интеллектуальная Россия» – http://www.intelros.ru/; «Современная Россия»–http://www.nasledie.ru и др.

Социологические центры: «Ромир» – http://romir.ru/; Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) – http://www.wciom.ru; Фонд «Общественное мнение» – http://www.fom.ru; Центр политических исследований «Индем» – http://www.indem.ru; и др.

Персональные сайты: сайт С. Глазьева (http://www.glazev.ru/) и др.

Вовторую группуресурсов объединяютсянаучные периодические эл<

Наши рекомендации