Источник: Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1. С. 184.

Следует помнить, что такие ограничения используются не всегда, иногда целесообразней дать возможность респонденту осуществить столько выборов, сколько он находит нужным. Такая процедура выбора называется непараметрической, отбор с ограничением количества выборов является параметрической процедурой выбора.

После завершения процедуры опроса социолог обобщает его результаты и строит социоматрицы. Социоматрицы формируются по каждому вопросу анкеты, вернее, по каждой зеркальной паре вопросов.

Рассмотрим пример такой социоматрицы и рассчитаем индивидуальные и групповые индексы по ней.

Кто выбирает Кого выбирают Число отданных выборов
А Б В Г Д Е Ж + _ Всего
А Х + - +
Б + Х + _
В _ _ Х + +
Г _ + + Х + +
Д + Х
Е + + - Х
Ж - - Х
Число полученных выборов +    
_    
Всего    

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – обозначение фамилий респондентов.

По диагонали таблицы проставлен знак «Х», так как респонденты не могут выбирать самих себя.

Положительные выборы отмечены знаком «+», отрицательные - «-», отсутствие выбора – «0».

Далее, на основании данных таблицы рассчитываются социометрические индексы. Все индексы можно отнести к одному из двух типов: индивидуальные или групповые индексы. Индивидуальные индексы рассчитываются для каждого участника группы, групповые оценивают группу в целом и позволяют проводить сравнения в пространстве (с другими группами) и во времени (замеры одной и той же группы через определенные промежутки времени).

1. Индивидуальные индексы:

1.1. Социометрический статус – показывает место данного респондента в группе:

Ci = кол-во полученных i-тым членом выборов

N-1

Ci (+)= кол-во полученных i-тым членом положительных выборов

N-1

Ci (-)= кол-во полученных i-тым членом отрицательных выборов

N-1

Ci = Ci (+) + Ci (-)

В знаменателе показателей стоит «N-1» (N – количество человек в группе), т.е.максимально возможное количество выборов одним членом группы, при условии, что самовыбор исключен («-1»).

Ci (+) и Ci (-) показывают соотношение положительных и отрицательных выборов данного члена группы другими к максимально возможному количеству выборов в группе соответственно. Понятно, что сумма данных показателей должна равняться общему показателю социометрического статуса (Ci ).

Рассчитаем данные показатели для участника группы А:

СА = 5/(7-1)= 5/6

СА(+) = 2/(7-1)= 2/6=1/3

СА(-) = 3/(7-1)= 3/6=1/2

СА= 2/6+3/6=5/6

1.2. Индекс эмоциональной экспансивности – показывает, насколько участник группы «щедр» в раздаче оценок. Конечно, если мы придерживаемся параметрической процедуры выбора (т.е. существует ограничение количества выбора), а размер группы невелик, то значения данного показателя не будут слишком отличаться у различных участников группы. В нашем примере таких ограничений нет.

Ei = кол-во отданных i-тым членом выборов

N-1

Ei (+)= кол-во отданных i-тым членом положительных выборов

N-1

Ei (-)= кол-во отданных i-тым членом отрицательных выборов

N-1

Ei = Ei (+) + Ei (-)

Рассчитаем данные показатели для участника группы Г:

Eг = 5/(7-1)= 5/6

Eг (+) = 4/(7-1)= 4/6=2/3

Eг (-) = 1/(7-1)= 1/6

Eг = 4/6+1/6=5/6

По своей структуре данный индекс повторяет предыдущий, только вместо полученных выборов мы считаем отданные.

1.3. Индекс объема взаимодействия показывает, насколько человек «заметен» в группе. Для его расчета необходимо учесть количество взаимодействий данного члена группы, т.е. подсчитать:

· односторонние выборы (как положительные, так и отрицательные);

· парные выборы:

- взаимные (положительные или отрицательные);

- несимметричные (т.е. с одной стороны положительный выбор, с другой - отрицательный).

При этом необходимо помнить, что парные выборы считаются за один выбор.

Аi = кол-во взаимодействий i-того члена группы

N-1

Рассчитаем данный показатель для участника группы А:

Итак, участник А сам совершил 3 выбора:

А-Б (+); А-Д (-); А-Е (+) – эти выборы содержатся в строке 1 таблицы.

Кроме того, участника А выбрали:

Б-А (+); В-А (-); Г-А (-); Е-А (+); Ж-А (-) – эти выборы содержатся в столбце «А» таблицы.

Проверим, есть ли парные выборы. Таких выборов два: взаимоположительные выборы А-Б, А-Е; несимметричных выборов нет.

Соответственно, вместо четырех выборов мы учитываем лишь два парных (А-Б и А-Е). Количество взаимодействий участника А составляет 6 (8 выборов минус два парных).

Аi = 6/ (7-1)= 6/6=1

Значение показателя «1» говорит о том, что участник А взаимодействует со всей группой.

2. Групповые индексы:

2.1. Индекс социометрической когерентности – показывает меру связанности группы по данному критерию (т.е. тому вопросу, который был задан респондентам):

К = кол-во отданных (или полученных) выборов

Nx(N-1)

В знаменателе стоит «Nx(N-1)» (N – количество человек в группе), т.е. максимальное количество выборов в группе, при условии, что самовыбор исключен («-1»).

Количество отданных или полученных выборов находится в правом нижнем углу таблицы и в нашем примере равняется 21:

К =21/7(7-1)= 21/42=1/2

2.2.Индекс взаимности, в отличие от предыдущего, учитывает только взаимные положительные выборы, т.е. демонстрирует, насколько группа сплоченна по данному признаку:

G = кол-во взаимных положительных выборов

Nx(N-1)

В отличие от индекса взаимодействия, данный показатель взаимные положительные выборы учитывает как две связи. В нашем примере таких связей 10 (их можно посчитать по социоматрице):

А-Б, Б-А; А-Е, Е-А; Б-Г, Г-Б; В-Г, Г-В; Г-Е, Е-Г.

G = 10/42= 0,24.

2.3.Социометрический индекс референтности показывает, насколько совпадает общее количество положительных выборов с взаимными положительными выборами:

R = кол-во взаимных положительных выборов

кол-во положительных выборов

R = 10/ 13= 0,77

Итак, в нашем примере только 3 из положительных выборов не являются взаимными. Данный результат можно интерпретировать как наличие в группе давних устойчивых положительных взаимных отношений между ее участниками.

Более подробно работа с приведенными выше индексами описана в пособии «Основы прикладной социологии. Учебник для вузов» (Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1, с. 188-190).

Помимо социоматрицы, можно представлять результаты социометрического теста с помощью социограмм. Социограмма представляет собой схему, на которой различными видами стрелок (или линий) показаны связи между участниками группы. На мой взгляд, вся информация, необходимая для анализа, содержится в социоматрице, поэтому работа с социограммами не является такой уж необходимой, хотя социограммы позволяют иногда представить результаты исследования более наглядно.

Вопрос, который вызывает ряд проблем, в том числе и этических, - это знакомство участников теста с его результатами. С одной стороны, эти результаты не должны быть доступны лишь руководителю группы и социологу, с другой – информация может быть крайне неприятной для некоторых участников группы. В качестве компромиссного решения можно предложить следующее: ознакомить участников теста с групповыми показателями, провести сравнение с другими группами (если таковые опрашивались) или с результатами предыдущих замеров (если таковые проводились). Если это первое исследование в данной группе, оценить результаты со средними показателями подобных опросов. Индивидуальные результаты группе в целом дать в общем виде, акцентируя внимание на положительных моментах. Более подробно обсудить индивидуальные результаты с каждым участником конфиденциально; попытаться выяснить, как он оценивает полученные им оценки, чем может объяснить такие результаты.

Рахманова Ю.В.,

К.с.н., доцент

Наши рекомендации