Гайд (сценарий) фокус-группы
5 мин:
Знакомство с участниками фокус-группы, объявление темы дискуссии, объяснение целей и задач.
10 мин:
Модератор:
1) Когда Вы слышите словосочетание “уют в доме (уют на кухне)” - какой образ у Вас возникает, что Вы себе представляете (понятия, ассоциации) ?
2) Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите: “мебель”, “мебельный магазин”, “мебельный салон”?
3) Какую кухню Вы хотели бы иметь: как она выглядит, из какого материала, масштабы, цветовая гамма. Какую мебель Вы хотели бы иметь, в каком стиле?
15 мин:
4) Вспомните названия мебельных магазинов (салонов) нашего города.
4а) В какие магазины Вы обращались (обратились бы) при покупке кухни, мебели?
5) Какую рекламу обстановки квартиры Вы могли бы вспомнить?
Помощник: раздает рекламные проспекты.
Перерыв (кофе-брейк)
25 мин:
6) Вам предложены рекламные проспекты. Какое название Вы бы дали магазину, который предлагает такую кухню и мебель?
Модератор записывает список названий (красный маркер/ватман)
Выберите, пожалуйста, 2 наиболее предпочтительных для Вас названия.
Помощник раздает каждому участнику список названий.
Модератор: Выберите, пожалуйста, 2 наиболее предпочтительных, на Ваш взгляд, варианта названий (отметьте ручкой).
Помощник: собирает списки, подсчитывает, сколько получил каждый вариант названия, результаты передает модератору.
7) Представьте себе, что Вы сами открываете собственный мебельный салон. Как бы Вы его назвали?
Модератор: Записывает названия, которые предлагают участники (черный маркер/ватман)
Модератор: Выберите, пожалуйста, 2 наиболее предпочтительных для Вас названия.
Модераторотмечает результаты выбора на ватмане черным маркером.
5-10 мин:
Помощник раздает участникам бумагу, карандаши, фломастеры.
8) Какой бы Вы значок (картинку, рисунок, логотип) придумали для данного магазина?
Помощник собирает рисунки.
5 мин:
Завершение фокус-группы, подведение итогов.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Социометрический анализ (социометрический тест) является методом, пришедшим в социологию из психологии. Метод используется для измерения групповых свойств и позволяет:
1) оценить сплоченность/разобщенность группы;
2) выявить взаимоотношения в группе: отношения симпатии
/антипатии; участников группы, которые являются «невидимками» для остальных членов группы;
3) получить структуру группы: лидеры, их сторонники, противники, «неприсоединившиеся» и т.п.
Как уже отмечалось, метод заимствован из психологии, где с его помощью изучались малые группы. Размеры малой группы в психологии составляют от 3 человек (нижняя граница) до 7 – максимум 9 (верхняя граница). Социологов такой размер малой группы не устроил, так как большинство групп, с которыми имеет дело социолог, значительно больше (трудовой коллектив, студенческая группа, класс в школе и т.п.), поэтому размеры малой группы были увеличены до 20 человек, но проводятся социометрические измерения и групп составом до 40 человек.
В отличие от большинства методов сбора информации в социологическом исследовании, социометрия не позволяет в полной мере сохранить конфиденциальность полученной информации: ведь суть метода заключается в выборе участниками группы конкретных членов группы, причем сам респондент указывает свою фамилию на бланке опросного листа. Процедура метода достаточно проста: каждый участник группы получает опросный лист, где он должен высказать свое мнение о коллегах. Типичные критерии оценки для участников группы касаются следующих сфер жизнедеятельности: работа, отдых (досуг), решение профессиональной проблемы, оптимальное руководство группой. Формулировка конкретных вопросов требует от социолога знания специфики группы: чем занимается коллектив, как давно он создан, насколько часто обновлялся и т.п. Эта информация необходима и для интерпретации результатов: например, игнорирование одного из членов группы другими может быть вызвано не его личностными качествами, а лишь краткостью пребывания в группе.
В качестве примера опросного листа приведу вопросы, которые предлагались курсантам Санкт-Петербургского института пожарной безопасности.
Пример.
Социометрическая анкета № 1
Уважаемый слушатель!
С целью исследования социально-психологического климата в Вашем коллективе просим заполнить эту анкету.
Данные отдельных анкет оглашению не подлежат. Ниже приведены вопросы. Против каждого из них поставьте фамилии выбранных Вами товарищей.
Ваша фамилия, имя и отчество_______________________________________
Вопросы, критерии | Ответы: фамилия, имя |
1. С кем бы Вы хотели заступить в наряд? | 1.___________________ 2.___________________ 3.______________________ |
2. С кем бы Вы провели совместный отдых в городе (Назовите не более трех из числа членов Вашего взвода)? | 1_______________________ 2.______________________ 3.______________________ |
3. Кого бы Вы пригласили на день своего рождения, если бы стали его праздновать (Назовите не более трех из числа членов Вашего взвода)? | 1.______________________ 2._______________________ 3._______________________ |
Курс ___________ Взвод_______________
БЛАГОДАРИМ ВАС!
Каждый вопрос в опросном листе должен иметь свою «зеркальную противоположность»: если вы спрашиваете у респондента с кем он, к примеру, хотел бы выполнять какую-либо работу, то нужно спросить и с кем он ее не хотел бы выполнять ни при каких условиях. Следует сразу отметить, что в приведенном выше примере был нарушен принцип «зеркальности вопросов». При соблюдении данного принципа первый вопрос теста должен был бы иметь вид:
Пример.
Вопросы, критерии | Ответы: фамилия, имя |
1. С кем бы Вы хотели заступить в наряд? | 1.___________________ 2.___________________ 3.______________________ |
2. С кем бы Вы не хотели заступить в наряд ни при каких условиях? | 1_______________________ 2.______________________ 3.______________________ |
В данном примере (в его первом варианте) количество возможных выборов респондента ограничено тремя. В ряде случаев имеет смысл ограничить количество выборов. Ограничения нужны для того, чтобы респондент не имел возможность выбрать всех – в таком случае ценность его ответа низка: ведь выбрать всех – значит не выбрать никого, это своеобразный способ ухода от ответа. Количество выборов зависит от размера группы: чем больше размер группы, тем больше может быть выборов. Итак, в зависимости от размера группы, предлагается следующие ограничения выборов:
Число членов группы | Социометрическое ограничение |
5-7 | |
8-11 | |
12-16 | |
17-21 | |
22-26 | |
27-31 | |
32-36 |