Классификация вопросов в опросном листе

1. По содержанию:

n вопросы о событиях и фактах;

n вопросы о мнениях и оценках.

2. По структуре:

n открытые вопросы;

n закрытые вопросы;

n полуоткрытые или полузакрытые вопросы.

3. По функциям:

n основные вопросы;

n вспомогательные вопросы:

- контактные;

- контрольные («ловушки»);

- вопросы-«фильтры».

4. По форме:

n прямые вопросы («в лоб»);

n косвенные вопросы.

Каждый вопрос в опросном листе можно охарактеризовать по приведенным выше признакам, то есть каждый вопрос имеет 4 характеристики. Теперь рассмотрим подробнее каждую классификацию.

Выделение первой классификации - по содержанию - вызвано тем, что, как правило, вопросы о событиях и фактах дают более достоверную информацию, и их легче проверить, чем вопросы, в которых респондента просят высказать свою оценку тех или иных событий или отношение к тому или иному факту. Нередко респондент дает «нужные», то есть социально ожидаемые ответы на эти вопросы, не соответствующие его личному мнению. Поэтому, формулируя вопросы о мнениях и оценках, составитель опросного листа должен стремиться задать их таким образом, чтобы не получить формальный ответ. Добиться этого можно следующими способами:

n нетрадиционная формулировка вопроса, которая заставит респондента задуматься над ним;

n проверка искренности респондента через контрольные вопросы (см. ниже);

n использование открытых вопросов (см. ниже).

Вторая классификация касается структуры вопросов. Открытые вопросы представляют собой обычный вопрос, не предполагающий вариантов ответа. Респондент отвечает на него в произвольной форме. Достоинством данного вида вопросов является то, что составитель опросного листа не направляет респондента в его ответах. Здесь же кроется и недостаток: если вопрос задан предельно широко, например, «Ваше отношение к …», или «Что Вы думаете о...», то и ответ может быть такой же общий. Если в опросном листе встречается слишком много открытых вопросов, то вы рискуете получить его практически незаполненным, так как редкий респондент будет долго задумываться над каждым вопросом, скорее всего он их будет пропускать. Открытые вопросы гораздо труднее поддаются обработке, но могут дать чрезвычайно ценную информацию, которую составитель опросного листа не учел в ходе предварительного анализа темы исследования.

Закрытый вопрос представляет собой вопрос и предложенные варианты ответа на него. Выбор вариантов ответа может быть альтернативным (то есть респондент может выбрать лишь один из вариантов ответа), но встречаются и так называемые вопросы-«меню», где респондент может отметить несколько вариантов ответа. В таких случаях необходимо указать на возможность выбора нескольких вариантов ответа, часто социологи ограничивают число таких выборов до 3-х, что объясняется удобством обработки данных и желанием получить наиболее значимую информацию.

Пример:

Что, по Вашему мнению, играет главную роль в развитии Вашего бизнеса? (Выберите не более 3-х вариантов)

1. Знания.

2. Опыт.

3. Деньги.

4. Связи в предпринимательских кругах.

5. Связи в управленческих структурах.

6. Стремление к достижению личного материального благосостояния.

7. Монополия на рынке.

8. Материальные условия клиентов и потребителей.

9. Хорошая организация работы коллектива.

Преимущество закрытых вопросов заключается прежде всего в удобстве их обработки. Недостатков же можно отметить два: во-первых, отсутствие возможности высказаться порой приводит к тому, что респондент вообще отказывается от заполнения опросного листа: «за него и так уже все решили»; во-вторых, труднее выявить формальное заполнение опросного листа, когда респондент отмечает варианты ответа наугад, даже не читая вопросы.

Избежать недостатки открытых и закрытых вопросов помогает использование полуоткрытых (полузакрытых) вопросов: респонденту предлагается вопрос с вариантами ответа, но есть возможность дать свой вариант ответа: позиция «другое (что именно?)__________». Как правило, свой вариант ответа дает небольшое количество респондентов, но сама возможность дать такой ответ способствует благожелательному отношению респондента к процессу заполнения опросного листа.

Большую часть опросного листа составляют основные вопросы, то есть вопросы, посвященные теме исследования. Но есть и вспомогательные вопросы, задача которых - способствовать получению достоверной и полноценной информации по основным вопросам. Вспомогательный контактный вопрос необходим для установления контакта с респондентом. Первый вопрос в опросном листе должен быть контактным. Требования к такому вопросу два:

n вопрос должен быть несложным;

n вопрос должен быть интересным.

Сформулировать такие требования иногда бывает гораздо проще, чем их выполнить, так как необходимо знать, что именно будет интересным для данной аудитории. Кроме того, контактный вопрос должен быть связан с темой исследования.

Вопрос-«фильтр» необходим тогда, когда в рамках опроса выделяется относительно небольшая группа, которую нужно подробно расспросить по какой-либо теме, касающейся только ее. Вопросы-«фильтры» позволяют разделить респондентов на две группы в зависимости от ответа: одна группа отвечает на последующие вопросы, а другая - пропускает их:

Пример:

Наши рекомендации