Значение психологии в становлении социологической теории личности
Развиваясь параллельно с наукой психологией, социология заимствовала у нее некоторые аспекты теории личности. Следует отметить, что для психологии понятие личности является центральным. Психология изначально возникла и развивалась как наука о душе человеческой, единственной и неповторимой. В отличие от философии, психологию интересовали совершенно конкретные проявления конкретной личности – психика, эмоции, поведение, страхи и т.п.
В психологической традиции существовали разные точки зрения: от убеждения во враждебности социума биологической природе человека до утверждений о тотальной зависимости человека от общества и невозможности существования человека вне социальных связей.
Для социологии было и остается важным выяснить, почему человек ведет себя так, а не иначе. Порой действия отдельной личности становятся основой для глобальных исторических изменений. Не менее важным со временем стало понимание того влияния, которое общество оказывает на личность.
Общим в изучении личности в психологии и социологии стало исследование процессов адаптации и введения личности в общество, ее мотивов, установок и социального поведения.
Концепции социализации личности
На стыке проблем человека биологического и человека социального возникла теория социализации личности. Основоположниками концепции социализации стали представители психологической науки ХХ века – З. Фрейд, Ж. Пиаже, М. Мид.
Представители школы психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм) предполагали, что человек с самого момента рождения входит во враждебный ему социальный мир. Центральная проблема человека заключается в том, что он, будучи выходцем животного мира, сталкивается с необходимостью приспосабливаться не только к природному миру, но и к миру людей. Каждый человеческий шаг в жизни сопровождается правилами и запретами, наложенными обществом. Человек вживается в общество, иногда идя вразрез с собственными биологическими потребностями.
Пример: Очень часто жизнь подбрасывает человеку сложные социально-психологические задачи. Тонет незнакомый человек во льду на реке, остался последний кусочек хлеба на двоих в блокаду.… В такой ситуации каждую личность раздирают два стремления: выжить (биологическое) и остаться «человеком» (социальное).
В отношении природного мира в биологии принят термин «адаптация» – приспособление к условиям существования. Однако, социально-психологический смысл человеческой адаптации значительно шире простого приспособления.
Социализация – процесс усвоения личностью социальных норм, знаний и ценностей.
Очень часто личность усваивает предлагаемые ей условия, но при этом может их игнорировать или видоизменять.
Пример: каждого ребенка учат себя вести в обществе. С раннего детства ему растолковывают родители, воспитатели, учителя как нужно поступать, а как нельзя. При встрече со знакомым человеком необходимо поздороваться, в транспорте – уступить место пожилым людям, быть ответственным за свои ошибки и пр. Очень нелегко бывает выполнять все требования и нормы общества. Человек постепенно либо привыкает и смиряется с необходимостью поступать так, а не иначе, либо учится обходить или не замечать некоторые правила, а иногда и бороться с ними.
Но главное, что интересует социологию, это как проходит процесс усвоения личностью социального опыта. И социальные ученые начали искать ответ на три вопроса:
1) Как, каким способом личность усваивает социальный опыт?
2) При помощи каких механизмов возможно усвоение социального опыта?
3) Кто способствует усвоению личностью социального опыта?
Таблица 3 - Способы, механизмы и агенты социализации
Автор концепции | Способ | Механизмы | Агенты |
З. Фрейд, австрий-ский психиатр, основопол. психо-анализа | Воспитание(овладение соци-альными форма-ми, адаптация, зависимость от воспитания). | 1. Подражание игра «делай как я!» 2. Подтверждениеисключением (ты молодец, а он - плохой) | Социализация в семье до 5 лет. Стадии аналогич-ны психосексуа-льным. |
Ж. Пиаже, швейцар-ский психолог –экспери-ментатор | Научение - овладение пред-метной деятель-ностью. | 1. Ассимиляция – уподобление, слияние, усвоение. 2. Аккомодация – приспособление, приноровление. Основное условие социализации - игра. | Коллектив, про-фессиональная деятельность. |
Коммуни-кативные теории, Д. Мид, американ-ский психолог | Коммуникация – непрерывный процесс общения. | Овладениенавыками взаимодействия, выработка способов согласования дей-ствий, развитие спо-собностей к пони-манию целей и мо-тивов других лю-дей. | Референтная группа (семья, улица) –субъекты, с кото-рыми индивид взаимодействует. |
Значительную роль в развитии концепции социализации сыграли идеи известного психолога З. Фрейда, отмечавшего пагубное воздействие социализации на индивида. Это воздействие выражается в ограничении свободы индивида выражать и реализовывать свои биологические потребности. Позже исследователями было признано, что процесс социализации является неотъемлемой частью адаптации личности в обществе и инкультурации (помещения в культуру).