Глава 8. администрация и общественность
Место администрации и общественности
В системе власти
Администрация (от лат. administratio — управление) выполняет одну из важнейших функций политической системы — функцию управления совместной деятельностью людей в различных сферах их жизни. Согласно Р. Дарендорфу, политика включает в себя три элемента: руководство, управление и участие [Дарендорф, 1991, 14]. Можно утверждать, что функцию руководства выполняет правящая элита, функцию управления — администрация, функцию участия — общественность. В русском языке слово «общественность» обозначает: 1) активную часть населения, выражающую свое мнение по поводу событий общественной жизни; 2) организованную часть населения, состоящую в различных негосударственных объединениях; 3) часть людей, склонных к общественной деятельности [Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 400]. Администрация включает в себя часть населения, занимающую управленческие должности в аппарате исполнительных органов государственной власти, а также предприятий и учреждений государственного и частного секторов экономики. Первую часть административных работников обычно называют чиновниками (чин — это служебное звание в госаппарате), вторую — управляющими. Мы будем рассматривать только ту часть администраторов, которая задействована в структурах государственной власти.
По роду своих занятий эта социально-профессиональная группа вынуждена постоянно сталкиваться с активной и организованной частью всех других социально-профессиональных групп, которую и называют общественностью. Администрацию надо отличать от бюрократии. Бюрократия (власть аппарата, т.е. должностных лиц) — это искаженная форма администрации, обособленной от населения, совместную деятельность которого она призвана организовывать. В обществе нет других социальных групп, имеющих профессиональную подготовку и владеющих управленческими знаниями и навыками, кроме администрации. Причем по мере исторического развития численность занятых здесь людей постоянно увеличивается. Так, если в начале XX в. на 300 американцев приходился один федеральный чиновник, то в конце века эта пропорция составила 15:1 [Голосов, 170]. Роль этих людей во всех сферах жизни общества и прежде всего в политической жизни также неуклонно повышается. Можно сказать, что в политическом отношении они представляют собой наиболее сплоченную и мобилизованную группу.
Элита доминирует над всеми прочими слоями населения с помощью администрации, превращая ее в противостоящее всему обществу орудие власти. Именно в таком, обособленном от общества и равнодушном к его нуждам виде администрация и называется бюрократией. На самом деле никогда не было, нет и не будет автономной власти чиновников над рядовыми гражданами, поскольку чиновники всегда являются проводниками чужой воли — воли правящей элиты. Кажущаяся их независимость от элиты обусловлена неоднородностью самой элиты, ее делением на группы с несовпадающими интересами, которые конкурируют друг с другом в борьбе за контроль над администрацией. Видимость автономии чиновников, их аполитичности возникает также из-за того, что они работают пожизненно, в то время как отдельные части элиты выполняют функцию руководства чиновниками поочередно. Политики приходят и уходят, а чиновники остаются, поскольку для компетентного выполнения управленческих функций необходима длительная специальная подготовка и практика.
Во всех странах мира обучением и переобучением госслужащих занимаются специальные учебные заведения (в нашей стране — Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также аналогичные региональные академии).
Основная функция правящей элиты — управление управляющими, т.е. политическое руководство служащими госсаппарата, начиная с правительства и кончая администрацией населенных пунктов, районов и госпредприятий. Администрация непосредственно осуществляет функцию принудительного подчинения отдельных граждан общегосударственным интересам, а элита придает этому принуждению легитимный характер, т.е. добивается добровольного выполнения населением распоряжений администрации. Эти административные распоряжения всегда направлены на реализацию политического курса, разработанного элитой в соответствии с ее интересами. Искусство политического доминирования элиты заключается в том, чтобы свои частные интересы представить различным слоям населения как их общие интересы. Только в этом случае действия администрации становятся легитимными.
Как уже говорилось ранее, М. Вебер рассматривал государство как «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие» и отводил чиновничеству решающую роль в его осуществлении. Он разработал классическую теорию бюрократии, показал закономерный характер усиления ее значения в современном (индустриальном) обществе и сформулировал ее отличительные социально-профессиональные признаки [Вебер, 1990, 660]. Это прежде всего:
• эффективность (способность осуществлять намеченное с наименьшими затратами);
• иерархическая структурированность положения индивидов (строгое подчинение нижестоящих вышестоящим);
• единообразие правил поведения;
• обезличенность отношений между индивидами.
Эти качества делают администрацию «машиной власти» — средством систематического определяющего воздействия на людей. Ведь она повседневно обязана заниматься только этим делом и больше ничем. Штатные государственные служащие являются частью «политического аппарата» государства наряду с парламентом, судом, правительством, полицией и армией [Гидденс, 1992, 80].
Администрация образует ядро государства, от ее профессионализма зависит его процветание или деградация. Поэтому она вызывает столь сильные чувства у населения, в равной степени положительные (одобрение) и отрицательные (возмущение). Никто, кроме штатных государственных служащих, не должен по законам своей профессии заботиться о нуждах населения, однако каждый из этих служащих лично ничего сделать для этого не может, поскольку он является обезличенным звеном огромной человеческой машины, вынужденным беспрекословно подчиняться ее раз и навсегда заданному ритму. Отсюда отчуждение администрации от населения, проявляющееся в негативном и даже враждебном отношении последнего к ней. Отсюда высокомерное отношение чиновников к рядовым гражданам, которые, с точки зрения этих профессиональных управляющих, представляют собой сплошную массу непосвященных, ничего не смыслящих в государственных делах и назойливо мешающих действительно компетентным людям выполнять их служебные обязанности.
Сравнительное советско-американское исследование, проведенное в декабре 1988 — январе 1989 г. в Москве и ряде городов США, обнаружило весьма любопытное сходство политических диспозиций жителей этих государств (рис. 25). На вопрос, согласны ли вы или не согласны со следующими суждениями, предлагались два варианта ответа.
1. Официальные лица не считаются с тем, что думают простые люди.
|
2. Простые люди не имеют никакого влияния на то, что делает правительство.
|
Рис. 25. Отношение к администрации в США и СССР
Источник: Ценности массового сознания в СССР и США (Некоторые результаты сравнительного советско-американского исследования). М., 1989. С. 51.
Анализ этих данных (разумеется, с учетом локальности опроса) свидетельствует о том, что как в США (после 200 лет представительной демократии), так и в СССР (после 70 лет тоталитаризма) уровни согласия и несогласия с суждениями, выражающими равнодушие официальных лиц к мнению простых людей и невозможность влияния этих людей на правительство, в то время были сопоставимы. Важно и то, что в обследованных городах обеих стран наблюдалось сходное соотношение между согласными и не согласными с первым и вторым суждениями. Следовательно, независимо от общественного и политического строя страны официальная власть вызывает идентичное двойственное впечатление у рядовых граждан.
Эти данные являются еще одним подтверждением обоснованности ключевых положений теории «политически функционирующей общественности» (oftentlichkeit) немецкого социолога Юргена Хабермаса (р. 1929). Еще в начале 60-х годов XX в. [Habermas, 252—253] он обратил внимание на проблему мобилизации рядовых граждан западных стран для участия в контроле за деятельностью не только государственной администрации, но профессиональных политиков (партийных и профсоюзных функционеров). Институты представительной демократии не обеспечивали эффективность этого контроля, отчуждение населения от власти сохранялось и даже усиливалось.
Развитие автономных (не зависящих от административной и партийной системы) структур общественности (autonome offentlichkeiten) Хабермас рассматривает как важнейшее условие преодоления бюрократизации не только государственного аппарата, но и аппарата официальных негосударственных организаций (партий, профсоюзов), вовлеченных в процесс осуществления власти.
Общественность представляет собой находящуюся в постоянном взаимодействии (коммуникации) часть активных граждан, не занимающих никаких должностей в административном аппарате государства и гражданских организаций и потому способных критически оценивать и контролировать деятельность этих аппаратов. Эта «критическая» часть населения противостоит не только «манипулируемой» его части, но и государственной и общественной бюрократии. Хабермас отмечает, что «контроль над государственно-политической бюрократией возможен лишь со стороны общественно-политической бюрократии партий и союзов, которая, в свою очередь, также подлежит контролю в рамках общественных организаций» [Habermas, 253].
Таким образом, понятие «общественность» у Хабермаса обозначает не столько общественные организации, сколько общественную коммуникацию активной и сознательной части населения, противодействующей нелегитимному насилию со стороны государственной бюрократии, осуществляющемуся при попустительстве общественной бюрократии партий и союзов. Общественность у него, по существу, является важным фактором превращения представительной демократии в демократию гражданского соучастия, исключающую «неконтролируемое господство» каких бы то ни было структур над гражданами.
Ральф Дарендорф внес существенное дополнение в теорию общественности, разделив последнюю на три группы [Dahrendorf, 230]:
1) пассивную общественность, не принимающую участия в политической жизни по причине отсутствия мотивации или интересов или вследствие препятствий, чинимых противоборствующими сторонами;
2) пассивную общественность, спорадически участвующую в политическом процессе, инициатива которой, однако, не выходит за рамки единичного вопроса на выборах;
3) активную общественность, регулярно и осознанно принимающую участие в политическом процессе.
Он отмечает, что доля активной общественности среди населения очень незначительна и она может осуществлять прямое воздействие на принятие решений государственными структурами только в сотрудничестве с пассивной общественностью. Курс на прямое соучастие граждан в процессе принятия политических решений Дарендорф считает «здоровой и необходимой тенденцией» [Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 73]. Демократия гражданского соучастия в современном обществе служит важным дополнением представительной демократии, поскольку последняя, по оценкам многих социологов, переживает серьезный кризис.