Глава 6. ценности и политика

Теория ценностей

В социологии ценности относятся, наряду с понятиями и нор­мами, к элементам культуры [Смелзер, 48—51]. Они представляют собой внутренний стержень культуры, концентрированное духов­ное выражение потребностей и интересов социальных общностей, центры мотивации человеческого поведения [Здравомыслов, 1986, 160—165]. «Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур» [Гидденс, 1999, 674].

Ценностью для людей становится любое явление и предмет окружающей действительности, любое человеческое качество, если оно приобретает значение для удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Ценности можно рассматривать с двух сто­рон: предметной (значимые свойства реальных объектов) и норма­тивной (требования к поведению людей). Ценностями являются не сами по себе предметы окружающего мира, а их свойства, важные для людей. В первом значении ценности — это «объекты, вызы­вающие благоговейное отношение» (Т. Парсонс), во втором — «об­щепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться» (Н. Смелзер), и средств, которые он может использовать для достижения этих целей.

Во втором значении ценности делятся на терминальные (цен­ности-цели) и инструментальные (ценности-средства). В предмет­ной форме ценности транслируются из поколения в поколение и составляют элемент традиции. В личностном воплощении они представляют собой усвоенные человеком социальные стандарты мышления и поведения. Парсонс называет ценности высшими принципами социального действия, которые обеспечивают объединение индивидов в сообщество и согласие внутри этого сообщества. Структура и характер ценностей, принятых в конкретном сообществе, зависят от господствующих в нем представлений (поня­тий). Понятия обосновывают ценности. Система ценностей одно­временно интегрирует и дифференцирует людей, способствуя воз­никновению социальных классов, слоев, этнических групп, наций и народов. Она формирует «коллективный портрет» любой из этих общностей, обусловливает их своеобразие, отличие друг от друга. То, что приемлемо для одних общностей, оказывается неприемле­мым для других. Ценности выражают специфику способа адапта­ции социальных общностей к условиям внешней среды, способа их выживания и воспроизводства.

Вместе с тем существуют и совпадающие образцы поведения представителей разных народов (общечеловеческие ценности). Но даже эти общие стандарты поведения занимают различное место в системах социальных приоритетов разных народов. Точно так же общие для культуры конкретного народа ценности занимают раз­личное место в системах социальных приоритетов (субкультурах) классов и слоев, из которых этот народ состоит. Субкультуры включают специфические представления, ценности и нормы, отли­чающиеся от общепринятых.

Ценности обосновывают нормы — правила поведения людей в сообществе, соблюдение которых обеспечивается с помощью сан­кций. Превращение предметной формы ценностей в личностную осуществляется в процессе социализации (от лат. socialis — общест­венный): освоения индивидом существующих в обществе инсти­тутов, представлений, ценностей, норм, ролей и навыков. Она дает людям «возможность взаимодействовать и обеспечивает сохране­ние общества в ходе смены поколений» [Смелзер, 95]. В итоге со­циализации социально значимые объекты становятся предметами индивидуальных устремлений — ценностными ориентациями, сово­купность которых составляет основу мотивации поведения людей в любой сфере общественной жизни.

Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация начинается в семье и завершается в школе (началь­ной, средней, высшей). Здесь формируются базовые качества людей, которые в последующей жизни могут лишь модифициро­ваться, дополняться, уточняться в процессе освоения новых зна­ний, норм, ценностей и навыков (ресоциализации). Н. Смелзер подчеркивает, что социализация — непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Вторичная социализация (социализация взрослых):

1) меняет главным образом внешнее поведение, а не базовые ориентации;

2) осуществляется на основе критической оценки норм поведе­ния, а не механического их усвоения;

3) предполагает понимание социальных приоритетов, а не про­стое подражание образцам;

4) связана с выработкой специальных навыков, а не общей мо­тивации поведения [Смелзер, 108—109].

Причиной периодической ресоциализации являются цикличес­кие экономические, социальные и политические кризисы, а также утрата людьми ощущения идентичности (тождественности) с уста­ревшими ценностями и переориентация на новые ценности, соот­ветствующие изменившейся социальной ситуации. В то же время у каждого народа и класса существует набор базовых ценностей, которые сохраняются в различных ситуациях и образуют специ­фику его культуры (субкультуры). Выявление этих наборов (сис­тем) ценностей дает возможность понять мотивы и механизм по­литического действия населения различных стран. Политика с точки зрения теории политических систем и обычного человека не имеет самоценного значения, она служит достижению целей, выдвигаемых человеческим сообществом, т. е. представляет собой систему средств, обеспечивающих нормальное функционирование и поступательное развитие экономической, социальной и культур­ной подсистем (см. гл. 2). Служебная роль политики по отноше­нию к другим сферам обусловливает их определяющее воздейст­вие на нее. В рамках этого воздействия социальная стратифика­ция представляет собой объективный фактор политической жизни людей, а система ценностей (как ядро культурной подсистемы) — субъективный.

При изучении ценностей в современной социологии обычно используют две методики массовых опросов [Клямкин, 44; Ла­пин, 34]:

1) выявление отношения населения к словам, выражающим определенные ценности, например: «семья», «стабильность», «поря­док», «свобода», «демократия» и т. д.;

2) выявление степени согласия или несогласия с оценочными суждениями чаще всего противоположного характера, например: «свобода человека — то, без чего его жизнь теряет смысл» — «нужно благополучие, а свобода — это второй вопрос для челове­ка»; «главное в жизни — забота о своем здоровье и благополу­чии» — «главное в жизни — найти и выразить себя, даже в ущерб своему здоровью и благополучию».

Рассмотрим основные результаты отечественных и зарубежных опросов населения, посвященных исследованию ценностей (см. работы: Андреенковой, Докторова, Инглхарта, Клямкина, Лапина, Рукавишникова и др.).

Наши рекомендации