Роль традиций в политической жизни
Политические традиции (от лат. traditio — передача) представляют собой форму трансляции от поколения к поколению политического опыта, обычаев, представлений, норм, ценностей, институтов. Передается из поколения в поколение то, что позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей природной и социальной среды. На основе такой адаптации в течение длительных промежутков времени возникают специфические общности людей, которые называют этносами (от греч. etnos — народ). Этносы приспосабливаются к условиям окружающей среды посредством создания специфических стандартов поведения — стереотипов, которые передаются от поколения к поколению. Эти стереотипы постепенно меняются (модифицируются) вместе с изменением состояния окружающей среды в каждом новом поколении. Трансляция и усвоение стереотипов образует традиции. Усвоенные стереотипы отличают представителей одного этноса от другого. Совокупность этносов, связанных одной исторической судьбой (возникающих одновременно в одном ландшафтном регионе), называется суперэтносом [Гумилев, 1990, 499-500].
Суперэтнос представляет собой исторически развивающийся симбиоз (безраздельное сосуществование) этнических стереотипов.
[79]
Он складывается на основе комплементарности (взаимной дополняемости) этносов. Суперэтнос развивается циклически, проходя ряд последовательных фаз [Гумилев, 1992, 20—21]. Каждый такой цикл продолжается около 1500 лет. Цикл включает подъем и спад активности этносов, входящих в суперэтнос. В первой половине цикла (рост активности) создается система стереотипов поведения, соответствующая новым условиям жизни. Во второй половине цикла (спад активности) наблюдается распад старой системы стереотипов и начинается новый цикл, создающий новую систему стереотипов, в которой старые стереотипы занимают подчиненное положение, и т.д. В результате нескольких циклов происходит накопление форм адаптации к условиям среды, т.е. повышается коэффициент адаптации всех этносов, объединяющихся в суперэтнос.
Таким образом, население, постоянно занимающее определенную территорию (регион ландшафта) Земли, в ходе истории периодически обновляет социокультурную систему своего взаимодействия как с природой, так и с населением других (прежде всего соседних) территорий. Так, например, в течение последних 2000 лет на территории, занимаемой сейчас народами СНГ, древнерусский суперэтнос, существовавший в период с I по XV в., постепенно, начиная с XIII в., был заменен российским суперэтносом. В период с XIII по XV в. одновременно происходило разрушение древнерусского и формирование российского набора этнических стереотипов. К концу XV—началу XVI в. были упразднены последние политические реликты старой этнической системы (вечевые демократии Новгорода, Вятки и Пскова) и заложены основы новой этно-политической системы в Великом княжестве Московском [Гумилев, 1992, 254]. Весь этот период шла борьба между двумя системами стереотипов социального (в том числе и политического) действия, которая привела к трансформации древнерусского суперэтноса в российский. В то же время у отдельных этнических групп и их представителей существовали многообразные сочетания элементов старой и новой систем поведения.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева отличается от теорий культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера циклическим характером. В обоих вариантах все эти типы выстроены в линейную временную структуру, в рамках которой они последовательно сменяют друг друга. В итоге делается вывод об особом значении и перспективности славянского (у Данилевского) или русско-сибирского (у Шпенглера) культурно-исторического типа. Между тем западноевропейская, китайская, исламская, североамериканская и латиноамериканская этнические системы имеют не меньшее значение и не менее прогрессивны. Каждая из них может
[80]
трансформироваться и увеличивать адаптивный потенциал в рамках своего ландшафтного региона до тех пор, пока будет существовать жизнь на Земле.
В процессе этногенеза возникают, транслируются и трансформируются не только стереотипы сознания и поведения, но и соответствующие им социальные институты, в том числе и политические. Институты представляют собой форму объективации стереотипов.
Государство как совокупность институтов власти служит условием устойчивого существования этнических систем социального действия. Определенные исторические формы государства возникали и разрушались вместе с возникновением и разрушением соответствующих комплексов этнических стереотипов. Вместе с тем нужно учитывать, что старые институты так же, как и старые стереотипы, не исчезали бесследно, а сохранялись в преобразованном виде в новых этнополитических системах, хотя и занимали подчиненное положение по отношению к новым институтам власти и стереотипам, позволяющим успешно адаптироваться к изменившимся условиям существования людей в пределах ареала (от лат. area — площадь, пространство) — зоны распространения определенных видов животных, растений, полезных ископаемых, языков, диалектов и т.д. Политические институты и стереотипы существуют независимо от людей и передаются от поколения к поколению в ходе политической социализации — усвоения новыми поколениями созданного предшествующими поколениями.
Как уже говорилось ранее (см. гл. 1), политическая подсистема в рамках системы социального действия выполняет функцию целе-достижения, поддержания определенного порядка совместной жизни людей, позволяющего им согласовывать свои индивидуальные и групповые действия и обеспечивать эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Политические традиции оказывают решающее воздействие на характер функционирования и трансформации институтов государства и гражданского общества. Политическая система любой страны может быть стабильной и эффективной лишь в том случае, если она создается и развивается в соответствии с политическими традициями этой страны, если она учитывает укоренившиеся в политическом сознании и поведении ее населения стереотипы. Все народы по-своему уникальны, уникальны и политические системы, создаваемые ими. Достаточно сравнить такие исторически связанные политические системы, как системы США и Великобритании [Страны мира. Факты и цифры. М., 2000. С. 35, 157], чтобы убедиться в правомерности данного утверждения. Политические институты
[81]
должны формироваться (и реформироваться) с учетом политических традиций народа, иначе последний не сможет их освоить и применить для решения проблем своей жизни, точно так же, как эти институты не смогут получить поддержку народа при проведении того или иного курса. Попытки заимствования форм государственного устройства у других народов, как правило, заканчиваются неудачно.
Традиции отличают одну страну от другой, выражая особенности ее рождения и исторического пути, модифицируя все компоненты ее политической жизни. Так, например, сильная ориентация американцев на местное, а не централизованное начало в государстве, отмеченная исследователями как в XIX, так и в XX в., обусловлена тем, что становление американской государственности начиналось с общины [Токвиль, 66—69]. Однако эту форму организации первые европейские переселенцы переняли у индейских аборигенов. Бенджамин Франклин, один из составителей Конституции США (1787), писал: «Американская институциональная модель, первоначально основанная на слабой централизации власти и сильных штатах, создавалась под влиянием модели ирокезов» [Шварценберг, 2, 250]. Данная модель наиболее соответствовала условиям жизни в том ландшафтном регионе, в котором началось зарождение американских штатов, впоследствии образовавших союз.
Не меньший интерес представляет анализ циклических процессов, наблюдаемых в различных странах после завершения процессов становления их политических систем, в период их стабильного функционирования и эволюционной трансформации. Американский историк Артур Шлезингер указывает на наличие маятниковых колебаний между консерватизмом и либерализмом в США, между ориентацией на частные и общественные интересы [Шлезингер, 42—45]. Он связывает эти циклы политической жизни США с динамикой поколений: в первый период самостоятельной жизни каждое поколение осваивает политические институты, во втором периоде оно занимает ключевые позиции в сфере власти и в то же время постепенно вытесняется из нее новым поколением, начинающим свой собственный цикл. Первая часть цикла имеет либеральный, вторая — консервативный характер [Там же, 50-53]. В этом примере наиболее важно то, что колебания происходят в одном и том же поколении. Это значит, что консервативная и либеральная политические стратегии равнозначны в различных ситуациях.
То же самое можно сказать о циклах политической жизни западноевропейских стран. Здесь наблюдаются маятниковые колеба-
[82]
ния между политическими стратегиями правого (собственность, свобода личности) и левого (социальные гарантии, социальное равенство) толка, между консервативной (выражающей интересы предпринимателей) и социал-демократической (выражающей интересы наемных работников) идейными ориентациями. Так, в настоящее время в ФРГ социал-демократы пришли на смену христианским демократам, а в Великобритании лейбористы сменили консерваторов. В основе этих колебаний лежат так называемые средние циклы экономической конъюнктуры — чередование периодов подъема и спада производства. В периоды подъема население предпочитает левых, а в периоды спада — правых. В обоих случаях обеспечивается решение накопившихся проблем.
Существуют ли в России подобные воспроизводящиеся разнородные стратегии политического действия? Мы не можем воспользоваться данными электоральной статистики для ответа на этот вопрос, поскольку свободные альтернативные выборы проводятся в России недавно. Поэтому нам придется проанализировать историю российского государства. С помощью теоретической реконструкции ее эпизодов можно обнаружить «то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон» (В.О. Ключевский). Главными источниками эмпирического материала в данном случае могут быть летописи, официальные документы и работы историков.