Этапы анализа качественных данных
1. Первичное прочтение текста целиком;
2. Вторичное прочтение текста (осмысление текста в терминах участников «плотное описание»);
3. Разбивка текста на категории, субкатегории, исключение ненужной информации;
4. Структурированный текст, состоящий из основных категорий, необходимых для дальнейшего анализа.
5. Транскрипт и выбор единицы анализа текста (совокупность законченных сюжетов –секвенций, пассажей);
6. Работа с «плотным описанием текста» -в котором кроме фиксации самого события или отношения могут быть выделены:
а) контекст события (социальный или культурный);
б) субъективная значимость происходящего для участников действия;
в) описание процесса;
7. Первичное кодирование – процесс объединения единиц анализа в более общую категорию или класс с кратким емким названием (отбирая события, концентрироваться нужно на ключевых эпизодах);
8. Открытое, осевое и выборочное кодирование (А. Страус рассматривает кодирование как многоступенчатую процедуру приближения к концептам и теоретизированию и различает несколько видов кодирования). Поэтапное кодирование позволяет сузить поле анализа.
На этапе открытого кодирования исследователь «маркирует» все темы, имеющиеся в тексте как категории, находящиеся на низком уровне абстракции.
Осевое кодирование позволяет уточнить контекст событий и выстроить ось ключевых категорий. Выясняются причины и последствия событий, условия и виды взаимодействия, стратегии и процессы. Некоторые категории уточняются и переформулируются, или исключаются.
Выборочное кодирование является заключительным, когда уже становится ясна центральная тема, полученная из текстового массива. Выделяется основное направление и подтемы будущего анализа.
9. Проверка надежности данных (сопоставление высказываний респондента с реальными фактами; выявление противоречий в рамках высказывания одного респондента; сопоставление с аналогичными обстоятельствами и событиями в жизни других людей; сравнение полученных данных с другими источниками информации).
10. Триангуляция данных (применяется для повышения надежности результатов при исследовательской интерпретации данных). Триангуляция -перекрестная интерпретация некоторого фрагмента случая тремя исследователями, работающими в одной команде.
Виды триангуляции$$$Наместникова И.В. Методы исследования в социальной работе. -М.: Издательство Юрайт, 2014.- С. 232-233%%%8^^^: модель А. Бартона и П. Лазарсфельда, рекомендованная в 1950-е годы, для применения качественных методов при разработке гипотез и проверки их с помощью количественных методов; а также вторая модель «методологическая триангуляция» - более расширенная модель триангуляции методов. Согласно ей, качественный и количественный подходы, хотя и различны, но в определенном смысле методологически сопоставимы и триангуляция может применяться:
а) как сравнение разных интерпретаций трех различных исследований;
б) как сравнение интерпретаций с позиций разных методов;
в) как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях,
г) как повторение результатов на том же объекте через определенный промежуток времени.
11. Категоризация данных –перевод информации в категории и субкатегории: классификация, теоретическое осмысление. Метод аналитической индукции.
12. Метод «восхождения к теории». Способы теоретизирования в качественном исследовании (поступательная аппроксимация, иллюстративный метод, аналитическое сравнение, метод согласия, метод различия, анализ доменов, «идеальные типы», выделение контекста, аналогии и др.).
Типичные ошибки и трудности, возникающие при анализе качественных данных
1. Субъективизм интерпретации, вытекающий из односторонности анализа объекта (способ преодоления-триангуляция);
2. Поспешное обобщение данных, основывающееся на малом количестве случаев;
3. Пренебрежение проверкой надежности информации;
4. Проблема сознательная и несознательной неискренности респондента, его дополнительной интерпретации событий через призму прожитой жизни.
Организация социологического исследования в социальной сфере