Принципы и организация проведения качественных исследований
Большинство исследователей считает, что в исследованиях повседневной социальной реальности следует отдавать предпочтение качественным методам, понимаемым как анализ жизненного мира личности. Это связывается, прежде всего, с факторами внешней среды, которые можно учесть только при помощи качественных эмпирических исследований. Исследование социальной реальности происходит в основном через речевую, коммуникационную составляющую, диалоговые формы общения с личностью.
Для профессиональной социологии ее научного обоснования существенное значение имеют следующие принципы качественно-эмпирических исследований$$$Наместникова И.В. Методы исследования в социальной работе. -М.: Издательство Юрайт, 2014.- С. 226-230%%%6^^^:
-ориентация «на субъекта»;
-ориентация на понимание общего контекста события;
-ориентация на конкретную ситуацию и на герменевтический анализ происходящего.
Качественное исследование социальной повседневности воспринимается исследователями как комплексный анализ жизненного пространства личности и может выполнять при этом следующие функции:
1) Описания социальной реальности;
2) Восприятие объекта исследования в контексте социальных отношений;
3) Диагностика явлений и процессов.
Роль и позиция исследователя в качественном исследовании универсальна. Он должен сочетать в себе способность к комбинированию абстрактного и конкретного; умение сопоставлять различные источники информации; сочетать в себе функции интервьюера, социального психотерапевта и аналитика; обладать научной интуицией и воображением; способностью применять методы дедукции и индукции. Исследователь фактически превращается в «инструмент» для сбора эмпирической информации$$$Наместникова И.В. Методы исследования в социальной работе. -М.: Издательство Юрайт, 2014.- С. 226-230%%%7^^^.
Специалисты выделяют основные сферы применения качественных методов: социальная работа, гендерные исследования, социология семьи, социология личности, социология культуры, социология политики, изучение социальной мобильности, социология социальных изменений и многие другие.
С помощью качественных методов социологии можно проводить социологическую диагностику различных социальных групп населения. Социологическая диагностика помогает вскрыть социальные процессы, происходящие в той или иной социальной группе, проникнуть в их глубину, обнаружить их подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние социальной группы. Исследователь должен при этом следовать принципу объективности. Результаты социальной диагностики формируют «социальный диагноз». Эта стратегия опирается на феноменологический подход.
Основные этапы качественного исследования:
Логика и последовательность шагов качественного исследования: замысел проекта в целом и отдельные шаги в общем виде. Специфические черты общей стратегии качественного исследования: гипотезы, концепции, измерительные процедуры, представление данных, теории, процедуры, анализ.
Процедура предварительной подготовки: формулировка проблемы, общетеоретическое определение координат. Логика анализа - спиралевидная последовательность действий: данные, описание, классификация, концепции, итоговый текст.
Специфические требования к отбору кандидатов для качественного исследования: возраст, общее и интеллектуальное развитие, коммуникабельность, деловые качества, мотивация, сензитивность, семейное положение.
Условное выделение этапов качественного проекта предполагает: определение проблемы, разработка идеи с общей формулировкой цели, планирование выборки, полевые работы, анализ, (представление данных); подготовка материала для интерпретации, интерпретация (концептуализация) данных. Подробный анализ каждого этапа.
Разработка процедуры качественного исследования. Выбор проблемы, цели и формулировка исследовательского вопроса. Полевой этап как фон всего исследовательского проекта. Выбор конкретных информантов (лиц, предоставляющих информацию), обоснование выбора, проблема доступа и установления контакта. Роль исследователя в качественном исследовании. Проблема взаимовлияния исследователя и информанта.
Основные этапы подготовки исполнителей
полевого цикла исследования:
1. Инструктивно-ознакомительный этап:
-ознакомление с целями, задачами исследования, назначением предстоящих работ, с характеристиками объекта;
-изложение общих и специальных условий и требований участия в предстоящих работах;
-общая характеристика методики исследования, инструментария используемых технических средств.
2. Этап «пробных работ»:
-разбор единиц и категорий анализа, их теоретического и эмпирического содержания, форм операционального выражения;
-разбор основных процедур; демонстрация заполнения методических документов; комментарии о требованиях, приемах повышения надежности и достоверности данных; разбор типичных ошибок в выполнении процедур; рекомендации по самоконтролю;
-репетиция процедур использования методических документов в лабораторных или полевых условиях с участием инструктора, отработка навыков, коррекция действий.
3. Этап «наряд-заданий»:
-выдача заданий, инструкций, методических учетных документов, технических средств, комплектование групп, бригад, распределение обязанностей.
Фиксируется информация о формах связи с организаторами работ, о формах контроля, о порядке сдачи методических документов.
Типичные ошибки, трудности, проблемы организации качественного исследования:
1. Программа исследования не формировалась, а инструментарий разработан (появляются системные ошибки из-за неучтенной информации);
2. Программа составлена без предварительного знакомства с объектом;
3. На подготовительно этапе не сформированы рабочий план и сетевой график работ;
4. План исследовательских работ не согласован с заказчиком.