Интерпретация основных понятий.
При разработке программы социологического исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются интерпретации.
Теоретическая интерпретация понятия. Показывает, как данное понятие используется и толкуется различными авторами.
Например: «Трудовая адаптация» - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличии от биологического, и личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга.
Но мы не можем сравнивать и измерять теоретические понятия, мы сравниваем (измеряем) показатели понятий (индикаторы). Т.е. однозначно трактуемые понятия.
Эмпирическая интерпретация понятия- разложение сложного понятия на ряд простых, однозначно понимаемых понятий, поиск эмпирических значений понятий. Это процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины.
Эмпирический индикатор – это однозначно трактуемое понятие, доступная наблюдению или измерению характеристика изучаемого объекта.
Например: «Трудовая адаптация»: владение профессиональными навыками и умениями; знание трудового распорядка, правил, обязанностей; особенности взаимодействия с членами организации; участие в совместном проведении досуговых мероприятий и т.п.
При эмпирической интерпретации большую роль играют интуиция, знания и опыт исследователя.
Операционализация понятия – сведение абстрактного теоретического понятия к множеству значений с указанием инструмента их измерения (получения). Т.е. уточняется, какими методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные свойства ключевого теоретического понятия.
Интерпретация и операционализацияпочти всегда приводят к упрощению или частичной утрате смысла, т.к. эмпирические показатели редко передают весь смысл, который мы вкладываем в теоретическое понятие. Нужно подбирать такие показатели, которые передают возможно большую часть содержания понятий.
Гипотезы исследования.
Гипотеза исследования -это обоснованное предположение о структуре, характере элементов и связей изучаемых социальных объектов, о механизмах их функционирования и развития.
По степени общности различаются
· гипотезы-основания (исходные)
· гипотезы-следствия
Исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку выводных гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. С помощью гипотез-следствий раскрывается содержание терминов и связей гипотез-оснований.
Проверка гипотез-следствий возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации и операционализации.
С точки зрения задач исследования различаются
· основные гипотезы
· неосновные гипотезы
Эти гипотезы относятся к разным задачам. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным гипотезам, относящимся к центральному вопросу исследования.
По степени разработанности и обоснованности различаются
· первичные гипотезы (рабочие)
· вторичные гипотезы (выдвигаются взамен первичные, если они опровергаются эмпирическими данными).
По содержанию различаются
· Описательные гипотезы – это предположение о существующих свойствах объекта, о характере связей между изучаемыми элементами данного объекта.
· Объяснительные гипотезы – это предположение о степени тесноты связей, взаимодействий и причинно-следственных зависимостей в изучаемых социальных явлениях и процессах.
По уровням анализа различаются
· теоретические гипотезы (определяют характер связей в идеализированных объектах)
· статистические гипотезы (объясняют характер связей в системе)
· эмпирические гипотезы (объясняют взаимосвязь эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей).
Основные требования к гипотезам.
· Гипотеза не должна содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации.
· Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
· Она должна быть простой. Лучше исходить из максимально простого и общего основания.
· Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.
· Гипотеза должна быть проверяема на данном уровне теоретических знаний и практических возможностей исследователя.
· Должна быть обеспечена репрезентативность, валидность, надежность данных, с помощью которых осуществляется проверка гипотезы.
· Содержание гипотезы не должно быть тривиально и не должно сводится к суждениям здравого смысла.
· Для повышения подтверждаемости гипотетического суждения следует стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез.