Работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»
Работа "Польский крестьянин …" (2232 страницы) имеет странную судьбу в истории социологии. Объектом исследования стали определенный "класс населения" и его связи с американским обществом, к которому он вынужден был адаптироваться. В начале ХХ в. Польское крестьянство трансформировалось, и находилось на стадии перехода от старой, основанной на общинной солидарности, системы социальной организации к современным формам жизни. Это было обусловлено не только переменами в политической и социальной жизни, но также и процессами индустриализации. Однако перемены поначалу затронули только те районы Польши, которые прилегали к быстро развивавшимся индустриальным центрам, таким как Лодзь, Познань, Гданьск. По мнению Томаса и Знанецкого, изучаемые ими крестьяне находились в переходном состоянии, так как сохранили еще достаточный потенциал для того, чтобы продолжать существование в традиционных рамках сельской общины, но в то же время вынуждены были приспосабливаться к новым реалиям.
обранные Знанецким и Томасом документальные свидетельства показали, что переселение польских крестьян в экономически более развитую страну не привело к улучшению нравственного климата в их среде. В период адаптации - наоборот, отмечалось ухудшение нравов и ослабление семейных связей. По мнению авторов "Польского крестьянина" отсутствует прямая зависимость между материальными условиями жизни людей и соблюдением ими высоких моральных норм. Дело в том, что пределы материального насыщения есть функция не только и не столько физиологии, сколько психологии. Аппетит к материальным благам человек получает при рождении. Аппетит к духовным благам возникает только при правильном воспитании. Скачок в уровне материального обеспечения, вызванный НТР, не был подкреплен колоссальной и кропотливой воспитательной работой и застал население многих развитых стран врасплох.
Рассматриваемые польским социологом и его американским коллегой факты из жизни эмигрировавших в США польских крестьян показывают, что традиционные устои, характерные для данной социальной группы в ее естественной патриархальной среде, стали "размываться" в связи с изменениями условий жизни. Но не сами по себе новые условия жизни в Америке ослабляли некогда прочные семейные связи и моральные устои польских крестьян. Ослабление этих уз Томас и Знанецкий напрямую связывают с появлением у польских переселенцев новых жизненных стимулов, с их отходом от прежней установки на общинную солидарность и переходом к новой установке на значительное повышение личных доходов. На родине польские крестьяне довольствовались малым, а проявления в их среде индивидуализма осуждались и, как правило, пресекались общиной. Отметим и то, что действовавшие в польской общине правила религиозной морали отличались большой строгостью, а их соблюдение контролировала римско-католическая церковь.
Социальная экология Р.Парка
Роберт Парк формирует и развивает социальную экологию как науку. В своей концепции он выделяет уровни эволюции -биотический и социальный, а также уровни порядков, каждый из которых характеризуется специфической формой конкуренции . Ключевым механизмом формирования и развития общества является коммуникация.Развитие общества для Роберта Парка связано с пространственной организацией населения, способностью к передвижению и миграции. Разнообразие, социальные связи, свобода индивида в большей степени представлены на уроне экологического порядка, и движение к культурному порядку предполагает уменьшение свободы индивида.
Роберт Парк выделяет следующие постулаты жизнедеятельности системы:
1) единство развития человеческого сообщества с природной средой;
2) признание равновесия на всех структурных уровнях системы (4 порядка) в качестве необходимого условия развития;
3) определяющим условием сохранения равновесия является совокупность нравственных убеждений, основанных на знании и вере в то, что общество есть часть природы.Особую роль в деятельности Р. Парка занимает работа «Город»,в которой его концепция социальной экологии связана с изучением
Исходным пунктом в построении Р. Парком социально-экологической концепции послужило его понимание общества как "глубоко биологического" организма, процесс социального изменения которого представляет движение от конфликта к согласию. Американский социолог утверждал, что кроме социального уровня, общество имеет еще уровень "биотический", лежащий в основе всего социального развития. При этом если на макроуровне биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне биотическая природа человека выражается в способности к передвижению в пространственном взаимодействии - миграции. Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества, который является предметом исследования социальной экологии. А надстраивающийся над ним экономический, политический и культурный порядок представляет собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов, обычаев.
По мнению Р. Парка, существование и развитие общества зависят от того, насколько успешно оно передает от одного поколения к другому свои обычаи, нравы, навыки и идеалы, которые как элементы культуры могут быть определены одним понятием - "согласие". Основой разнообразия, тесноты социальных связей, консенсуса, социального приспособления выступает свобода передвижения. Иерархия степеней свободы индивида выстраивается по степени убывания от экологического порядка к культурному порядку. Так, индивиды чувствуют себя более свободными на экономическом уровне, чем на политическом, а на политическом - более свободны, чем на моральном.