Требования к уровню лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций студентов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(национальный исследовательский университет)» (МАИ)
РАДИОВТУЗ
Методические рекомендации и контрольные работы (К.Р.)
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Для студентов
Заочной формы обучения.
Автор-составитель:
ст. преподаватель
Якубовская Ж. В.
Одобрено на заседании
Выполнил: студент гр.__________________
Ф.И.О._______________________________
Дата____________Подпись_____________
Проверил: преподаватель каф.__________
Ф.И.О._______________________________
Рейтинговая оценка за К.Р._____________
Дата____________Подпись_____________
МОСКВА – 2014г.
1. Введение...................................................................................................... 2
1.1. Структура содержания дисциплины и контрольных работ.................................................... 2
1.2. Порядок освоения содержания дисциплины......................................................................... 3
1.3. Требования к уровню лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций студентов. 3
1.4. Формы отчетности студентов................................................................................................. 3
1.5 Критерии оценивания ответов................................................................................................ 4
2. Литература, обязательная и дополнительная. Словари........................... 7
3. Контрольные работы по русскому языку и культуре речи...................... 9
3.1 Контрольная работа №1 (ДЕ1 – стилистика): язык и речь; функционально-смысловые типы речи; функциональные стили речи........................................................................................................ 9
3.2 Контрольная работа №2 (ДЕ2 – риторика): предмет и структура учения о публичной воздействующей речи; типовые приемы разработки текста для речевого взаимодействия; логика, этика, эстетика публичного выступления............................................................................................................................... 12
3.3 Контрольная работа №3 (ДЕ3 – научный и деловой русский язык): структура и языковое оформление текстов научного и официально-делового стиля; аннотирование, реферирование, рецензирование; типичные ошибки при составлении деловой документации................................................................................... 16
3.4. Контрольная работа №4 (ДЕ4 – культура устной и письменной речи): лингвистические словари; нормы фонетические, лексические и фразеологические, грамматические, орфографические и пунктуационные. 21
4. Методические рекомендации студенту по подготовке устного ответа... 26
5. Итоговая аттестация студента................................................................... 26
Введение.
Структура содержания дисциплины и контрольных работ.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» включена в общегуманитарный цикл основной Программы высшего профессионального образования согласно Государственному образовательному стандарту с 2011‑12 учебного года.
Изучение дисциплины запланировано на 1-ый семестр 1-го курса для студентов негуманитарных специальностей всех форм обучения, включая заочную и дистанционную.
Содержание дисциплины и контрольных работ для заочного и дистанционного обучения структурировано в общем виде 4-мя дидактическими единицами (далее-ДЕ) в соответствии с Государственным образовательным стандартом:
· ДЕ1 (контрольная работа №1) – стилистика;
· ДЕ2 (контрольная работа №2) – риторика;
· ДЕ3 (контрольная работа №3) – научный и деловой русский язык;
· ДЕ4 (контрольная работа №4) – культура (нормы) устной и письменной речи.
Материалы каждой из 4-х контрольных работ распределены в последовательности:
· перечень тем соответствующей ДЕ;
· методические рекомендации студенту;
· литература;
· вопросы для самоподготовки студента;
· вопросы и задания для письменного ответа ( с указанием максимальной оценки в баллах за каждый ответ);
· рейтинговая оценка контрольной работы в целом.
Порядок освоения содержания дисциплины.
Для поэтапного освоения содержания дисциплины студентами заочного обучения в течение семестра предусмотрены:
· установочная лекция преподавателя в начале семестра;
· систематическая самостоятельная работа студентов с рекомендованной литературой на протяжении семестра;
· последовательное выполнение студентами контрольных работ в соответствии с сопровождающими их методическими рекомендациями, а также подбор материала для устного ответа на зачете;
· итоговая аттестация студентов во время зачетной сессии.
Требования к уровню лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций студентов.
В результате заочного и дистанционного обучения студенты должны:
· получить целостное представление о предмете, методах, основных категориях дисциплины;
· обладать умениями и навыками безошибочного письма, правильной устной и письменной речи, композиционного построения и речевого оформления текстов в различных сферах употребления;
· овладеть методами анализа и корректирования устных и письменных высказываний;
· повысить уровень компетентности в работе с источниками информации для расширения кругозора;
· понимать универсальность языка и речи и ценностное значение этических и эстетических особенностей речевой коммуникации;
· утвердиться в стремлении к непрерывному самообразованию, к систематической и творческой работе.