Тема 2. Культура деловой речи

План лекции

1. Понятие правильности речи. Нормы произношения словоупотребления и грамматики.

2. Точность речи. Точность фактическая и понятийная, отражаемая в слове. Точность и сочетаемость слов. Многозначность и паронимия. Тавтология. Точность и использование терминов.

3. Логичность речи. Логичность и синтаксис. Логические связи между частями высказывания. Логичность и законы логики. Логическая структура доказательства. Рубрикация текста. Композиционные пропорции частей.

4. Ясность речи как ее стилистическое качество. Прямые и косвенные высказывания. Ясность выражения намерения. Логическая прозрачность структур текста. Прозрачность семантики слов и выражений.

5. Понятие чистоты речи. Диалектизмы, жаргонизмы и вульгаризмы. Речевая агрессивность и бранные слова.

6. Уместность речи. Характер аудитории. Тема и обстановка речи. Выбор формального или фамильярного стилей. Простота и лаконизм.

7. Понятие выразительности. Дикция и интонация. Средства словесной экспрессии. Мимико-жестикуляторное поведение.

Задание для СРСП

1. Проработайте тему по литературным источникам.

1.Проведите анализ стилистически образцовых и деформированных текстов. Тексты газетной и телевизионной рекламы с точки зрения полноты информации, краткости и логичности. Чистота и выразительность речи..

Задание для СРС

1. Проработайте по учебникам культуры русской речи основные понятия. Подготовьтесь к тесту по культуре речи. Источники:1)Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. – С 65 и сл.; 2) Салагаев В.Г. Культура делового общения. – Алматы: Раритет, 2003. – С 31; 3) Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

Задание для практического занятия

1. Охарактеризуйте понятие речевого этикета. Разыграйте в парах с использованием разных стилей следующие ситуации: приветствие, прощение, извинения, просьбы, благодарность, ответ на благодарность, согласие, несогласие, переспрос, поздравление, сочувствие и др.

2. Разыграйте варианты ситуаций представления один/один, один/группа, группа/группа, мужчина/женщина, начальник/подчиненный, старший/младший, представьте гостей на совещании, конференции и др.

3. Выполните письменно контрольную работу по культуре речи. Пройдите тест.

Тема 3. Личная беседа. Общение по телефону

План лекции

1. Деловой диалог, его риторические отличия от бытового, научного, политического. Протокольные нормы устного общения. Речевой этикет. Основные требования к устному диалогу.

2. Подготовка деловой беседы. Начало беседы. Эффективное слушание и интерпретация. Руководство беседой. Заключительный этап. Анализ эффективности.

Задние на СРСП

1. Дайте тематический анализ деловой беседы (по кн. КДО).

2. Этапы проведения: подготовка по сути проблемы и по личности партнера; руководство беседой. Анализ текстов.

Задание на СРС

1. Самостоятельно проработать материал учебных пособий по телефонному общению. Преимущества и недостатки. Этические требования и запреты. Цели телефонных справок, бесед и переговоров.

2. Структура телефонного общения. Подготовительный этап. Композиция беседы: начало, обсуждение, заключение. Требования к речи.

3. Организация телефонного общения в офисе.

Вопросы и задания для практического занятия

1. Что значит этика беседы. Рекомендации Д.Карнеги по деловому общению (реферат).

2. Разыграйте в парах и проанализируйте (плюсы, минусы, результат) телефонные беседы по темам: договоренность о встрече, предварительные консультации о переговорах, недопоставка товара, рекламация на услугу, подготовка к выезду за рубеж, публикация рекламы.

3 Пройдите тест: Умеете ли Вы слушать.

Тема 4. Совещания

План лекции

1. Определение и типология совещаний. Цели и ожидаемые результаты инструктивного, диспетчерского и проблемного совещаний. Характеристика инструктивного и диспетчерского совещаний.

2. Подготовка проблемного совещания по существу темы и по организационным моментам.

3. Управление проблемным совещанием. Оформление хода и результатов.

4. "Мозговая атака" и "круглый стол" как совещательные жанры.

Задание для СРСП

1. Проработать тему по источникам. Уяснить сущность различий в совещаниях разных типов. Технологии подготовки, проведения и анализа.

2. Найти ответ на вопрос: какой стиль поведения руководителя совещания уместен в разных совещательных ситуациях.

Задание для СРС

Подготовиться к деловой игре «Производственное совещание».

План практического занятия

1. Раскройте технологию подготовки совещаний разных типов.

2. Разыграйте следующие моменты совещательной регламентской процедуры в формальном и доверительном стилях. Внимание; Приветствие участников; Есть ли кворум; Кто ведет протокол; Повестка дня; Регламент работы; Доклад по теме совещания; Вопросы (открытые и закрытые); Выступления и предложения; Ограничение дебатов; Формулировка выводов; Оформление решения; Чтение протокола.

3. Пройдите тест: "Оценка руководителя совещания".

Тема 5. Переговоры

План лекции

1. Сущность и назначение переговоров. Разновидности переговоров. Научные разработки проблемы. Гарвардский проект. Основные стили ведения переговоров, их достоинства и недостатки.

2. Подготовка к переговорам. Предварительные консультации и пакет предложений. Содержательная подготовка. Переговорная команда. Правила процедуры.

3. Дискуссия и соглашение. Выяснение позиций и интересов. Вопросы. Общая почва. Учет интересов друг друга. Разработка вариантов. Стратегия согласия. Оформление результатов. Анализ.

4. Основные правила спора.

Задание на СРСП

1. Проработать по источникам теорию переговоров (Фишер и Юрии, Нирренберг и др.)

2. Подготовьтесь к защите реферата о Гарвардском методе переговоров.

3. Подготовьтесь к защите реферата «Выход из конфликтной ситуации».

Задание на СРС

1. Подготовиться к деловой игре «Переговоры». Найти тему, распределить роли участников игры и экспертной группы.

План практического занятия

1. Уяснить технологию подготовки к переговорам по существу и по участникам. Определить основные этапы регламентской процедуры: начало, дискуссия, соглашение, анализ и оформление результатов. Критический анализ проведения и результатов. Коррекция поведения.

2. Разыграть в командах или парах, фрагментарно или полностью следующие ситуации: о размещении туристов в отеле; о поставках оборудования; о невыполнении условии контракта, о представлении аудиторских услуг, об условиях кредитования (и др. по предложению студентов).

3. Оценить результаты деловой игры.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 1: ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЕРЕГОВОРЫ»

Модуль 2

Наши рекомендации