Распределение часов по разделам, темам
Санкт-Петербургская юридическая академия
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В СУДЕ
Программа учебной дисциплины
по специальности - «Юриспруденция»
Санкт-Петербург
НОУ СЮА
ББК 32.81
С 86 Стешов А.В.
Ораторское искусство в суде: программа учебной дисциплины/ А.В. Стешов. - СПб: НОУ СЮА, 2010. - 12 с.
Программа учебной дисциплины «Ораторское искусство в суде» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на теоретических основах риторической педагогики, исследованной автором. Изучение дисциплины формирует у студентов целостное представление о состязательном процессе ораторов в суде, об особенностях риторической подготовки обвинительной и защитительной речей, позволяет студентам почувствовать ответственность за свои умения говорить в суде. Она знакомит с историей судебного красноречия в России и опытом русских судебных ораторов.
Программа учебной дисциплины предназначена для студентов Санкт-Петербургской юридической академии.
Рецензенты:
Олейников В.С. - доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД РФ);
Долматов А.В. - доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургская юридическая академия).
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании Учёного совета академии 27 января 2011 года, протокол № 1.
ББК 32.81
ã Стешов А.В., 2011
ã НОУ СЮА, 2011
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Ораторское искусство в суде» разработана в соответствии с профилем подготовки специалистов по специальности юриспруденция и с учетом особенностей учебного плана. В ней учтены современные взгляды на риторику, методологические основы ораторского искусства, разработанные автором методики и двадцатилетний опыт преподавания ораторского искусства высшей школы (академической риторики).
Цель изучения курса – формирование у обучающихся научного представления об ораторском искусстве в суде, овладение знаниями для подготовки ораторской речи и публичного произнесения.
Исходя из цели программа предполагает следующие задачи:
- довести до понимания предмет ораторского искусства;
- овладеть риторической разработкой речи;
- отработать первичные умения в произнесении речи.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны
- знать:
- основные базовые понятия риторики;
- особенности обвинительной и защитительной речей;
- структуру речи;
- принципы расположения материала в речи;
- структуру доказательства по делу в суде;
- требования к искусной ораторской речи;
- средства выразительности в судебном красноречии;
- возможности голоса в речевом воздействии.
- Уметь:
- разрабатывать замысел ораторской речи в суде;
- составлять хрии (мини-речи);
- обладать компетенцией;
- формировать ораторские фигуры мысли, слова и тропы;
- произносить речь по тексту.
Изучение учебной дисциплины «Ораторское искусство в суде» завешается сдачей зачёта.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ
И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(примерный тематический план)
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия: | самостоятельная работа | |||
всего | лекции | семинары | практич. занятия | |||
Тема 1. Введение в теорию ораторского искусства | ||||||
Тема 2. Общая характеристика состязательного процесса в суде | ||||||
Тема 3. Риторическая разработка замысла ораторской речи в суде | ||||||
Тема 4. Композиция судебной речи | ||||||
Тема 5. Доказывание в судебной речи | ||||||
Тема 6. Ораторские средства выразительности | ||||||
Тема 7. Произнесение ораторской речи | ||||||
Зачёт | ||||||
Итого: |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ
И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(примерный тематический план)
Заочная форма обучения
на базе высшего и среднего специального образования
Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия: | самостоятельная работа | |||
всего | лекции | семинары | практич. занятия | |||
Тема 1. Введение в теорию ораторского искусства | ||||||
Тема 2. Общая характеристика состязательного процесса в суде | ||||||
Тема 3. Риторическая разработка замысла ораторской речи в суде | ||||||
Тема 4. Композиция судебной речи | ||||||
Тема 5. Доказывание в судебной речи | ||||||
Тема 6. Ораторские средства выразительности | ||||||
Тема 7. Произнесение ораторской речи | ||||||
Итого: | ||||||
Зачёт |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ
И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(примерный тематический план)
Заочная форма обучения
на базе среднего (полного) общего образования
Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные занятия: | самостоятельная работа | |||
всего | лекции | семинары | практич. занятия | |||
Тема 1. Введение в теорию ораторского искусства | ||||||
Тема 2. Общая характеристика состязательного процесса в суде | ||||||
Тема 3. Риторическая разработка замысла ораторской речи в суде | ||||||
Тема 4. Композиция судебной речи | ||||||
Тема 5. Доказывание в судебной речи | ||||||
Тема 6. Ораторские средства выразительности | ||||||
Тема 7. Произнесение ораторской речи | ||||||
Итого: | ||||||
Зачёт |
содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ учебной дисциплины