Публичная речь как предмет ораторского искусства
Соотношение понятий ораторское искусство, красноречие, риторика
Ораторское искусство (ОИ) возникает в глубокой древности, прежде всего в эпоху Античности. Первые школы ораторского искусства возникают там же - софистические школы. Были открыты софистами - Протагор один из виднейших, выдающихся софистов.
ОИ - особый жанр литературы, напряжённое эмоциональное интеллектуальное творчество, воплощенное по средством звучащего слова.
ОИ может восприниматься как свод законов и правил, обеспечивающих действенность и убедительность речи.
В др. Греции появляются первые субъекты ораторского искусства, ими являются ораторы. В переводе с латинского "oro" - здесь говорю. Этот перевод подчёркивает значение процесса, его одномоментность.
Основным предметом изучения ОИ является публичная речь, произнесённая перед публикой (количество слушателей) здесь и сейчас.
Публичная речь - речь не опосредованная техническими каналами.
Термин "оратор" в др Греции и в др Риме был, на Руси появляется позже, благодаря Феофану Прокоповичу и Ломоносову. На Руси употреблялось другое слово - "вития" до конца 17 века употреблялось на Руси. В 1822г. Термин "оратор" впервые появляется в словаре Академии российской, и толкование этого слова даётся через слово вития. Оратор - Вития. С этого момента прочно входит в обиход слово "оратор".
Риторика - наука о законах изобретения расположения и выражения мыслей в речи (классическое определение риторики). Те риторика - наука об ораторском искусстве. Как только возникает необходимость обобщить, систематизировать накопленные знания - возникает необходимость в науке.
Красноречие и краснобайство имело положительное значение, это слово русского происхождение, это слово обозначает умение говорить - красно, красиво, убедительно и увлекательно. Однако и красноречие и ОИ имеют дело только с речами социальной направленности. Те это речи, на злободневные, общественно полезные, ничего общего не имеющие с пустословием. ОИ имеет социальную направленность.
Судебная риторика
Судебная риторика особая наука об искусстве речи в суде. В суде произносят речи в основном два человека. Первый, кто считается судебным оратором, является адвокат, произносящий защитительные речи и прокурор - обвинительные речи. Другие участники не произносят публичной речи, только выступают (свидетели, потерпевшие, обвиняемый, эксперты), судья выносит приговор - постановление суда.
Судебная риторика предполагает знание обстоятельств дела, оценки фактов с разных сторон, знание психологии, педагогики, этики, логики и относится к узкопрофессиональной деятельности, подчиненной норме права. Это творчество в правовых рамках. Примеры - сборники судебных речей, судебных ораторов.
Публичная речь как предмет ораторского искусства
Публичная речь (ПР). Первоначально речь делиться на два вида: устно-разговорная и письменная.
Устно-разговорная речь может быть:
- диалоговая и монологовая;
- обыденной;
- учебно – педагогической;
- научно – информационной;
- публицистической.
ПР это монологическая речь, акт творчества. ПР никогда не повторяются, это непосредственная коммуникация, те не радио, не тв, ничего для нас не значат, потому что не может публичная речь быть записана на магнитофон, потому что для публичной речи очень важен непосредственный контакт, реакция слушателей, возможность обратной связи.
ПР предполагает результат - вопросы, аплодисменты, всегда мы видим заинтересованность или не заинтересованность зала.
В прессе подготовки публичной речи оратор проходит стадии или фазы.
– Первая фаза - выбор темы, определение цели и вида речи;
– Вторая фаза - подбор материалов; логическая организация (композиция и план, продумывает, что зачем располагать);
– Третья коммуникационная фаза - процесс произнесения (поведение оратора и управление аудиторией); техника произнесения речи. Ответы на вопросы и искусство спора.
– Четвертая фаза пост - коммуникационная: анализ, совершенствование материалов, решение ситуационных моментов, прогнозирование вопросов.
Схема публичной речи. Классическая композиция публичной речи: вступление, главная, заключение так строили свои речи античные ораторы.
До вступления существует начало речи, это этикетные формулы: приветствия. Кроме приветственных формул есть такое понятие как "зацепляющий крючок" - особый приём, этикетные формулы, привлекающий внимание.
Вступление - это своеобразный зачин, это введение слушателя в тему сообщения, она предшествует раскрытию основного содержания. Во вступлении оратор стремится достичь таких результатов:
– вызвать интерес аудитории и овладеть её вниманием;
– установить контакт с аудиторией и завоевать её доверие;
– подготовить благоприятную психологическую почву для восприятия.
Основная часть. При переходе к основной части мы должны учитывать новизну нашего сообщения. Новизна может быть по разному, раскрыта (можем апеллировать к профессиональным интересам, событиям, к предыдущим ораторам).
Главная часть - максимально короткая. Начинается с сообщения основного тезиса (идея, основная, главная мысль, которую будем разворачивать и доказывать).
Какие мы можем использовать приемы? В основной части раскрывая и разворачивая тезис по содержанию можно использовать различные приёмы и методы:
1 Логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Анализ это когда от общего к частному. Синтез, когда обобщаем. Сравнение когда сравниваем несколько явлений. Обобщаем - подводим итог.
2 Законы логики (тождество, не противоречия, исключёние третьего, достаточного основания). Тождество - на примере это и это похожие мысли, в нашем выступление это и это одно и тоже. Закон противоречия и не противоречия. Закон исключения третьего - или/ или (пациент либо жив, либо мертв). Закон достаточного основания - всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями. Сам человек решает сколько доказательств он приведёт.
3 Способы изложения (дедукция, индукция, аналогия); Дедукция / индукция перекликается с логикой.
4 Виды аргументов (к существу дела, к человеку, к авторитету, к публике, к личности, к тщеславию, к жалости). Виды аргументов - когда апеллируем к публике, обращаемся к ней, вызываем различные эмоции.