Основы ораторского искусства

Огромную роль в устной речи играет артикуляция (от лат. - «расчленяю»). Для её улучшения и поддержания рабочей формы предлагается следующий вариант

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:

«Челюсти»

1. Опустить нижнюю челюсть и поднимать её обратно к верхней.

2. Рот слегка приоткрыт. Нижнюю челюсть попеременно отводить то вправо, то влево.

3. «Баба Яга» - нижнюю челюсть выдвинуть вперёд и вернуть в нормальное положение.

Все упражнения повторять по 10-15 РАЗ.

«Губы»

1. Попеременно растягивать в улыбке и собирать в «пятачок».

2. Собранными в пятачок губами нарисовать крест.

3. Собранными в пятачок губами описать окружность.

4. При открытых челюстях натягивать губы на зубы (с усилием).

5. Губы попеременно сложены на звук У и А. Упражнение выполняется с усилием.

Все упражнения повторять по 5-10 раз.

«Язык»

1. «Лягушка» - резко вытянуть язык изо рта и также резко вернуть его обратно.

2. «Ужалить» попеременно левую и правую щёки изнутри.

3. Круговое облизывание губ изнутри.

4. Высунутым языком попеременно доставать до носа и до подбородка (до ощущения напряжения в корне языка).

5. Попеременно произносить Р-Р-Р и Рь-Рь-Рь (чередовать вибрацию всего языка с вибрацией кончика языка).

6. «Цокание лошадиных копыт» (с эффектом приближения и удаления).

Все упражнения выполнить по 5-7 раз.

«Дыхание»

Дышать «рёбрами» и до конца выдыхать.

Выход на зевок.

На выходе резко через глотку произнести объёмный звук «ОА».

Взрыв при звуках П и Ф от живота попеременно.

Прочитать: «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя»

а/ с прикушенным языком;

б/ с закрытыми губами;

в/ произнося вслух только согласные, а гласные беззвучно выдыхая.

Объёмным звуком произносить гласные звуки в следующей последовательности:И- Э - А - О - У -Ы

А теперь: Аи? Аи! Аи. Аэ? Аэ! Аэ. Ои? Ои! Ои. Оа? Оа! Оа. Оу? Оу! Оу. Оэ? Оэ! Оэ.

«Взрываю !» Произнесите без голоса глухие согласные, активно их взрывая:

П! Пь! П! Пь! Т! Ть! Т! Ть! К! Кь! К! Кь!

Произнесите ряд слогов:

Ру! Ро! Ра! Рэ! Ри! Бу! Бо! Ба! Бэ! Би! Бы!

Закрыв двумя пальцами ноздри, произнесите слоги:

Ты, Ти, Та, Тя, Тэ, Те.

Ды, Ди, Да, Дя, Дэ, Де.

Н-А -Р-А-С-П-Е -В:

Лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю.

Ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю.

Мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю.

Ны, нэ, на, но, ну; ни, не, ня, не, ню.

А СЕЙЧАС - СКОРОГОВОРКА!

. У осы не усы, не усища, а усики.

. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

. Чешуя у щучки, щетина у чушки.

. Коси коса пока роса, роса долой и мы домой.

. Пароль-ОРЁЛ!

. Около кола колокола.

. Раз дрова, два дрова, три дрова.

. Проворонила ворона воронёнка.

. Осип охрип, Архип осип.

На горе АРАРАТ растёт крупный виноград.

ТЕМИ ПРОЕКТІВ.

1. Павло Скоропадський - національний лідер.

2. Війни і будні козаків-запоріжців.

3. Шпигунство: історія і сучасність.

4. Освіта в епоху Інтернету.

5. Студент і суспільно-політична діяльність.

6. Правильне виховання патріотизму в школі.

7. Найвидатніший з моїх учителів.

8. Фольклор і естрада.

9. Епідемія детективу в літературі.

10. Цікава політична постать сучасності.

11. Коефіцієнт інтелекту.

12. Що таке для мене особиста свобода?

13. Мій най дивніший знайомий.

14. Гідне похвали милосердя.

15. Що таке веління совісті?

16. Проблеми сучасної жінки.

17. Формула щастя сучасної людини.

18. Мій пухнастий друг.

19. Як уникнути стресу?

20. Тактика поведінки у ситуації конфлікту.

21. Як виховувати своїх батьків.

22. Сучасний Дон Кіхот

23. Еевеличество ЛЮБОВЬ...

ЛІТЕРАТУРА

Александров Д.Н. Риторика: уч. Пособие для вузов, М., 1999

Аристотель. Позтика.-Соч. в 4-х т.-Т.4,-М., 1983

Арутюнов В.Х., Кирик Д.П., Мішин В.М. Логіка.- К., 2000

Баєва О. А. Ораторскоеискусство й деловоеобщение.-Минск, 2001

Вандишев В.М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч.посібник.-К., 2003

Горський В.С. Філософія в українській культурі.- К., 2001

Ивин А.А. Искусствопрвильномьіслить.- М., 1990

Клюев Е.В. Риторика.- М., 2001

Ковельман А.Б. Риторика в тенипирамид.- М.. 1988

Козаржевский А.Ч. Античноеораторскоеисусство.- М.. 1980

Кони А.Ф. Избранное.- М., 1989

МейстерЗкхарт. Духовньїепроповеди й рассуждения.- М., 1999

Ломоносов М.В. Избранньїефилософскиепроизведения.- М., 1950

Потебня А.А. Слово й миф.- М., 1989

Православноеисповедание ... Петра МогильІ.- М., 1996

Сагач Галина. Риторика.- К., 2000

Сковорода Г. Твори в 2-х т. - К., 1972

Сопер П.Л. ОсновьІискусства речи. - М.. 1992

Таранов П.С. Искусствориторики.- М, 2001

Хижняк 3.1. Києво-Могилянська академія.- К., 2006

Чепіга І.П. Ораторське мистецтво на Україні в ХУП-ХУІП ст. // Українська Мова і література

в школі.-1989.-№10

Шейнов В.П. Искусствоубеждать.- М., 2001

Шопенгаузр А. Зристикаилиискусствоспорить.-СПб., 1990

Наши рекомендации