Материальные носители речи

Выше мы говорили о единстве и соотношении материальной и семантической

составляющих в знаковых системах. Рассмотрим более подробно разделение словесности по наиболее существенным основаниям.

Итак, общее деление словесного общения на разновидности может быть проведено по характеру материальных носителей речи. С этой точки зрения выделяются: устная, письменная, печатная и электронная речь. Общее название для носителей словесной информации в данном случае - фактура речи.

Приведем классификацию видов словесности, которую дает на указанном основании академик Ю.В. Рождественский в своей книге "Теория риторики":

Устная речь

Дописьменная устная речь 1.2. Литературная устная речь

1.1.1.Фольклор 1.2.1.Ораторика 1.2.2.Гомилетика

1.1.2.Молва 1.2.1.1.Судебная речь 1.2.2.1.Проповедь

1.1.3.Диалог 1.2.1.2.Совещательная 1.2.2.2.Пропаганда

1.2.1.3.Показательная Р. 1.2.2.3.Учебная Р.

1.2.3.Сценическая речь

Письменная речь

Палео - и неография 2.2.Сфрагистика 2.3.Нумизматика 2.4.Эпиграфика

2.1.1.Письма

2.1.2.Документы

2.1.3.Сочинения

Печатная речь

Художеств. литерат. 3.2.Научная литература 3.3.Журнальная литература

Массовая коммуникация

4.1.Массовая информация 4.2.Реклама 4.3.Информатика

4.1.1.Газеты 4.3.1.Информационные системы

4.1.2.Радио

4.1.3.Телевидение

4.1.4.Кино

Как видно из таблицы, материальных разновидностей речи достаточно много. Главными частями деления будут: устная речь, письменная (рукописная), печатная (книги, журналы), массовая коммуникация с применением периодических печатных изданий и электронных средств.

При пользовании устной речью в частном диалоге или на совещании, мы обмениваемся, как уже говорилось, высказываниями, каждое из которых выражает разные взгляды собеседников на предмет речи. Закончив обсуждение какой-либо темы, мы приходим к согласию, или остаемся при своем мнении. Живой непосредственный диалог с его окончанием "затухает", оставляя в нашей памяти лишь наиболее важную (актуальную) для нас информацию. Но других "следов" устная речь не оставляет.

Конечно, некоторые важные для общества диалоги могут быть записаны для последующего воспроизведения на магнитной ленте, видео или кинопленке. Но это уже редкие "экземпляры" живых диалогов, специально отобранная для широкой публики информация и дополнительный материальный ее носитель.

Некоторые темы могут волновать какое-то время большое количество людей, пересказываются в виде слухов, толков, пересудов. Такой способ общения называют молвой. ("И уже гудит молва: дочка царская жива". Пушкин). Но для повседневного быта важен именно "частный" диалог, разговор с глазу на глаз.

Каждая из этих четырех основных разновидностей словесности имеет, как мы видели, и внутреннее деление. Но подчеркнем другое: в современном информационном обществе все эти разновидности используются одновременно и находятся в постоянном взаимодействии.

Однако это не значит, что каждый человек активно пользуется всеми видами речи. Разные группы людей в разной степени владеют теми или иными видами словесности. Мы, например, можем не знать даже значения слов, называющих некоторые ее виды: нумизматика (надписи и графика на старинных монетах и медалях), сфрагистика (наука о печатях), палеография (наука о древних рукописях). Другие виды слова необходимы нам повседневно. Мы разговариваем в семье, в школе, с друзьями, пишем письма и записки, читаем книги и газеты, пользуемся Интернетом. При этом одними видами речи мы владеем активно, то есть умеем создавать собственные законченные высказывания, другими - пассивно, то есть воспринимаем, понимаем и оцениваем какие-то высказывания (тексты).

Нам может быть не обязательно умение вести репортаж со стадиона или с площади, делать компьютерную программу. И совсем не обязательно для всех умение писать романы, стихи или поэмы. Это дело профессионалов: репортера, программиста, писателя. Если мы не являемся специалистами, скажем, в биологии или физике, то нам не требуется умение писать статьи или другие разработки по этим отраслям знания. Таким образом, разные виды устной и письменной речи с разной степенью активности используют все члены лингвосоциума. Грамотный человек как гражданин страны должен активно владеть теми разновидностями речи, которые связаны с его общегражданскими правами и обязанностями. Другие виды речи – систему профессиональных жанров - мы осваиваем при получении специального образования и совершенствуемся в них во время работы.

Дипломированный учитель, например, должен до тонкостей знать свой предмет и уметь вести уроки и воспитательное общение. Менеджер коммерческого предприятия профессионально обязан быть мастером личной беседы и переговоров, владеть всеми жанрами документов для внешних связей и управления персоналом своей фирмы.

Лингвистическая сторона процесса общения в его устной или письменной формах подчиняется не только этическим, но и лингвистическим правилам, хотя нам и кажется, что в беседе с близкими мы ведем разговор без всяких правил. Этические правила устной беседы - речевой этикет - мы усваиваем, когда учимся говорить и совершенствуемся в нем всю нашу жизнь. Правильность речи, ее краткость, богатство, выразительность, точность и ясность – эти качества успешной публичной речи формируются достаточно долго. Ориентация на некоторые нормы выбора и сочетания слов, на приемы построения целостного высказывания и запреты в их употреблении формируют наш слог, то есть индивидуальный стиль речевого общения.

Овладевая письмом, мы не только стремимся выработать скоропись, но обучаемся "думать на письме", делать нашу речь содержательной и выразительной. При этом мы опять-таки усваиваем правила орфографии и пунктуации, словоупотребления, грамматики и стилистики. Эти правила прививаются длительным, кропотливым и специально организованным обучением. Но результат стоит затраченных усилий: мы становимся грамотными людьми, статус которых высоко оценивается обществом.

Заканчивая общеобразовательную школу и готовясь получить профессию, мы должны активно владеть социально значимыми жанрами практической (не-художественной) сферы общения. Это такие разновидности речи, которые касаются каждого работника (некоторые жанры деловых документов) или студента (академические жанры). Грамотный человек просто обязан уметь составить официальные бумаги для трудоустройства, владеть жанром договора, доверенности и т.д. Для того чтобы успешно учиться в вузе надо уметь писать реферат, составлять конспект, план текста или будущего выступления, владеть другими способами свертывания информации, а также быть готовым написать творческую работу по своей специальности.

Художественная речь воспитывает в нас вкус к словесному образу, расширяет наш лексикон, приучает к выразительному, правильному и последовательному изложению мыслей, прививает стилистический вкус. Художественный текст для современного человека не только основной нравственный руководитель, но и учитель языка.

Итак, из всего многообразия видов и жанров словесности мы, используя общие ее правила, осваиваем хорошо лишь немногие, другим же надо специально учиться, получая профессиональную (в том числе и риторическую) подготовку.

Цели общения

Целесообразность человеческой речи – одна из главных ее содержательных (семантических) качеств. В конкретных ситуациях коммуникативные цели общения у говорящего и слушающего различаются. Но у участников общенияесть и общие задачи.

Итак.

По целям общение может быть:

а) информирующим (для сообщения сведений и их адекватного восприятия);

б) аргументирующим (для высказывания и доказательства своего мнения и изменения мнения собеседника);

в) агитирующим, пропагандистским (для побуждения к каким-либо действиям, как в рекламе);

г) эвристическим (для совместного нахождения истины);

д) эпидейктическим, то есть оценочным (для выражения рациональной, эмоциональной или нравственной оценки чего-либо);

е) гедонистическим, то есть развлекательным (для того, чтобы доставить удовольствие себе и партнерам по общению);

ж) поэтическим (для создания образно-ценностной, эстетической "картины мира" и ее адекватным восприятием читателем или зрителем).

Сформулированные здесь общие цели коммуникации почти никогда не обнаруживаются в чистом виде, в "единственном числе". Информативность сообщения переплетается с оценками, естественным стремлением "говорить красиво", выразительно, стремлением склонить слушателя к своему эмоциональному отношению к предмету сообщения. Похвальная речь, например, тост на юбилее, содержит не "голые" оценки, а подтверждается ссылками на какие-то факты, примеры достойных поступков юбиляра, то есть рационально обосновывается. Похвальное торжественное слово стремится к выразительной оригинальности, к художественности. Поэтический же текст выражает не только "эмоциональную картину мира" поэта, но может содержать глубокие философские обобщения, плоды "Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет" (А.С. Пушкин). Вообще говоря, художественное слово (настоящее, разумеется) - это "высший пилотаж" речевой культуры. Но художественные достоинства произведений литературы не находится в логическом противоречии с прагматизмом речи практической. Они вместе составляют элементы системы, живое древо словесной культуры. Точно так же, как материальная сторона жизни, физическая ее сторона и духовная жизнь вместе составляют единство культуры.

Во-вторых, общие цели доказать, побудить к действию (агитация), информировать и т.д. в практической речи конкретизируются, "приспосабливаются" к ситуативному и речевому контексту. Например: "Я хочу только вам под большим секретомрассказать о…"; "Я должен информировать вас о предстоящей проверке финансово-хозяйственной деятельности нашего предприятия со стороны налоговой инспекции". В обоих случаях цель как бы сужается, вводится в конкретную обстановку, указывается тема информации ("секретный" случай, проверка). Цель речи оказывается накрепко связанной, с одной стороны, с условиями и правилами ведения речи (этосом), ситуативным контекстом, а с другой стороны, с участниками общения.

Сама по себе цель может быть названа прямо или не названа совсем. Например: "Я хочу поступить к вам на работу"; "Мне необходимо получить ваше разрешение на выезд". В данном случае есть полная определенность в намерениях посетителя официального учреждения.

Но цель речи может быть и скрытой, словесно не выраженной. При этом говорящий рассчитывает на то, что собеседник поймет и оценит этичность, обоснованность намерений партнера. В тех же ситуациях посетитель служебного кабинета может выразиться иначе: "Я слышал, что у вас есть вакансии"; "Говорят, будто у вас можно получить разрешение на выезд". Во втором случае мы имеем дело не с прямым, а с косвенным сообщением. Привычка говорить прямо или завуалированно может быть чертой речевого поведения, даже свойством характера человека.

Наши рекомендации