Русская риторика (история и этапы становления)
Риторика как одна из словесных наук на Руси развивалась крайне неравномерно. Особенно интенсивно она формировалась на переломных этапах нашей истории.
В XI-ХП веках красноречие занимает на Руси одно из первых мест в литературной жизни, ораторские жанры являются ведущими жанрами, развивается не только церковное, но и светское красноречие. Все дошедшие до нас памятники красноречия Киевской Руси по жанру относятся либо к «учительному» (дидактическому), либо кэши дейктическому (торжественному) красноречию. Красноречие обычно преследовало цели практические: назидание, информация, полемика.
В Древней Руси произведения этого типа обычно обозначались терминами «поучение», «слово», «беседа», что характеризовало жанр памятников и в какой-то степени их содержание. Поучения и беседы обычно были невелики по объему, часто были лишены каких-либо риторических украшений, писались простым, почти разговорным языком. «Разговорность» языка произведения была придумана ритором и свидетельствовала об учете образованности адресата речи.
Первым памятником русского дидактического красноречия ученые называют «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты.Знатный новгородец Лука Жидята в 1036 г. по желанию киевского князя был поставлен новгородским епископом. Новгородскую кафедру Лука занимал 23 года, но один из холопов Луки оклеветал его перед митрополитом. Лука был осужден и 3 года пробыл в заточении. Столь суровое наказание он перенес за свой смелый и решительный характер, который не был люб митрополиту Ефрему. По возвращении из заточения Лука вновь стал епископом. «Поучения к братии» Луки Жидяты невелики по объему, всего 40-50 строк. Вслед за вступительным обращением к братии идет перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину (это положения новой веры, моральные предписания). Составляя перечень правил речевого поведения христианина, Лука Жидята пользовался, несомненно, Библией: почти все его заповеди заимствованы оттуда. Лука хотел показать братии, как надо и как не надо жить: не молвить «срамные» слова, не богохульствовать, чтить старого человека и родителей своих, не клясться Божьим именем, не проклинать, говорить по правде, славословить князя своего.
Поучения из «Сборника 1076 года» знакомят с правилами чтения книги, дают рекомендации, как работать с текстом, говорят о нравственном влиянии чтения «святых» книг: «Когда читаешь книги, то не старайся поскорее прочесть до следующей главы, задумайся над тем, о чем говорится в книге и в тексте ее и трижды вернись к той главе. Говорится ведь: в сердце мое западут слова свои, и не ослушаюсь тебя. Нельзя построить корабль без гвоздей и стать праведником, не читая книг, так же как пленник вспоминает (постоянно) о родителях своих, так и праведник — о чтении книг. Красота воина в его оружии, и кораблю красота — паруса, так же и красота праведника в чтении книг». Правила чтения книги из этого поучения близки к современным.
Поучения Феодосия Печерского принадлежат к древнейшим памятникам красноречия Древнейшей Руси. Не грозным окриком, а убеждением старался игумен Феодосии внушить монахам общины суровый и строгий идеал иноческой жизни. Все поучения Феодосия Печерского составлены в форме личного обращения к братии. Поучения Феодосия преследовали чисто практическую цель: напомнить о том или ином «правиле» иноческого поведения. «Правила» внешнего поведения и распорядка жизни иноков чередуются у ритора с правилами этического свойства: обличение праздности, стяжательства, невоздержанности в пище. Молодых иноков Киево-Печерского монастыря Феодосии наставлял быть примером благочестия = и дисциплины. Этот памятник красноречия — святыня всерусская. Христианские представления соединились в его идейном содержании с древним культом Земли, который также отразился на идейной стороне монументально-исторической формации. «Поучения» Феодосия отличались ораторским пафосом, были практически лишены риторических украшений, и это был прием: говорить безыскусно, убедительно, с долей патетики, воздействуя на слушателей.
«Поучение новгородского архиепископа Ильи»отличается своей близостью к народным обычаям, бытовой конкретностью обличений и назиданий. Новгородский архиепископ обращается к священникам как к духовным пастырям. Он призывает их «воздерживаться от многого пьянства», «от. ростовщичества», призывает их «читать книги и тому же учить мирян», «избегать гнева и гордости», «детей учить почитанию родителей и взрослых». «Поучение новгородского архиепископа Ильи» было рассчитано на внутреннее сопереживание слушающими, на научение тому, как следует поступать в мирской жизни. Адресность текста увеличивала его значимость и актуальность для обучаемых.
«Поучение Владимира Мономаха»,созданное выдающимся просветителем и государственным деятелем ХП века, включено в так называемый Лаврентьевский список «Повести временных лет» и состоит из трех частей: самого «поучения», автобиографии князя, письма к врагу Олегу Святославовичу. Все три части связаны одной политической идеей об объединении русской земли. В своем «Поучении» князь выступает человеком большой моральной силы, высокой нравственности, миролюбия и уступчивости, умения простить тяжкие грехи и беды и сохранить в сердце кротость и благорасположение. «Поучение» князя Мономаха демонстрировало умение понимать людей, уважать адресата.
Владимир Мономах формулирует своеобразные этические правила: «всегда похвалить Бога», «убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подайте сироте и вдовицу оправдывайте сами», «не давайте сильным губить человека», «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его», «не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды», «гордости не имейте в сердце и в уме»; «старых чти, как отца, а молодых,
как братьев». В назидание сыновьям в этой части «Поучения» Мономах даже выписал цитаты из Священного Писания. Но более всего, душой болея за единение земли русской, Мономах заканчивает завещание политическим наказом, как надо княжить, управлять государством.
По мнению исследователей, «золотым веком» русского красноречия можно назвать именно XII век, однако, например, вХШ веке (называемом «упадком» красноречия) появляется «Задонщина»,посвященная борьбе русского народах татаро-монголами. Идея горячей любви к русской земле отличает это произведение. Огромный воспитательный потенциал заключен в сборнике «Домострой»(XVI век), излагающем основы христианской нравственности и правил речевого этикетного поведения. В XI-XII веках окончательно сформировался древнерусский риторический идеал.
Древнерусский риторический идеалотличали высокое уважение к мудрой речи, к словесному мастерству; нравственно-поучительный пафос, призыв к добру; вера в божественную природу мудрого слова, в то, что дар слова—- великая добродетель, Божий дар; кротость и смирение в публичной речи; высокий эмоциональный накал беседы с достойным.
В XVI-XVII веках появляются так называемые «Азбуковники». «Азбуковники» были своего рода хрестоматиями, справочниками энциклопедического и учебного характера, руководствами к чтению для уже умеющих читать, а также пособиями для учителей. Азбуковники представляли собой учебные пособия, где риторика (образцы речей, риторические рекомендации) соседствовала с грамматикой и «пиитикой». Исследователи писали о них: «...дело воспитания сливалось с делом обучения и даже преобладало над ним. Сами азбуковники — эти энциклопедии школьного учения — были столько же учебниками, сколько книгами нравственного содержания, практических житейских наставлений».
Отметим также роль духовных учебных заведений XVI 1-ХVIII веков, где обучение велось с постепенным усложнением курса. Если на первых ступенях обучали чтению, русской, славянской и латинской грамматике, то за грамматическим классом следовал класс пиитики, в котором по схематическим рецептам учили складывать стихи, затем следовал класс риторики, где преподавали основы сочинения периодов, хрий, писем и целых ораторских речей на все случаи жизни, последним был класс богословия, до которого доходили немногие. Обучение имело сугубо практическую богословную направленность, особое внимание уделялось упражнениям и «играм в словесные формы».
Отдельным сочинением, рассказывающим о риторике и о пользе ее изучения, было «Сказание о семи свободных мудростях», появившееся во втором десятилетии XVII века. Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно:--грамматика, риторика, диалектика, мусика; арифметика, геометрия, астрономия — представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д. Риторика представлена так: «Видят меня многие, да и не внимают о мне, я же, как благой и мудрый друг, всех с добротою люблю и всех в лепоту желания моего призываю... Ибо мною Димостен (Демосфен), древнегреческий честный философ, прославился, поскольку первый меня взыскал и обрел, а после него — и другие риторы, явившиеся в людях чудным разумом и бывшие хитроречию (красноречию), — они же меня риторикой и нарекли, ибо «рисис» по-эллински значит говорение или речь, а тот, кто во мне упражняется, называется «ритор»... Ибо я есть честна и велика, свободная мудрость Риторика нарицаюсь, то есть источник хитроречия (хитрость —-искусство, умение, знание)... А потому примите меня с любовным возжеланием. Я же дамся вам с быстрым светлоречием, ибо я — мудрость сладкогласной речи, я — сладость дивного и стройного сказания, я — доброта неоскудевающего богатства, я — велеречие, не отягощающее стух, я от людей вражду темную отгоняю и вместо нее светлую любовь в них вселяю. Я гнев отгоняю и брань попираю, благостыню же ввожу и совет составляю, я лукавые слова посекаю и ложь обличаю, лесть отсекаю, а целомудрие утверждаю. Я — светлая слава и умная сила».
Первый русский учебник риторики написан не позднее 1620 г., он явился сокращенным переводом латинского учебника Филиппа Меланхтона, сподвижника немецкого ученого Лютера.
Книга «Риторика» состояла из двух частей (книг): «Об изобретении дел» и «Об укреплении слова». В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение речи», создание доказательств в четырех родах: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы к «возбуждению страстей». Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.
Кроме списков «Риторики» 1620 г., в книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга обнаружены 13 списков старообрядческой «Риторики в 5-ти беседах», 15 списков «Риторики» Усачева, 30 списков «Риторики» Софрония Лихуды 1698 г., 19 списков «Риторики» Козьмы Афоноиверского 1710 г. и другие. Упомянутые «Риторики» представляют собой рукописные пособия для учеников на латинском языке, так как преподавание в учебных заведениях велось на нем.
Первый учебник риторики на русском языке создал М.В. Ломоносов в 1743 г., в 1748 г. был создан второй, дополненный вариант. Назвал свой курс М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию». Эта книга представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие риторики не только XVIII века, но и в последующие периоды. Ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. Книга М.В. Ломоносова отличается нравственностью, гражданским пафосом приводимых примеров и комментариев. Одним из главных вопросов, волновавших ученого, следует считать вопрос «адресности» речи. М.В. Ломоносов считает, что «для усиления воспитательного и эмоционального воздействия ритор должен учитывать: возраст, ибо малые дети на принятые и нежные вещи обращаются и склонны к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстями склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти». М.В. Ломоносов предлагает при «возбуждении страстей» учитывать в выступлении перед аудиторией также пол и воспитание, «ибо к чему привык, от того отвратить трудно», В «Кратком руководстве к красноречию» содержались «правила» для обучаемых, среди них такие: «...часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возросло красноречие древних великих авторов, которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли». Настоящие учителя-риторы, по мнению М.В. Ломоносова, должны быть «добросердечны и совестны», «знатны», «уважаемы». Книга ученого содержала советы по этикету речевого поведения ритора, советы для обучаемых «читать исторические и другие описаниями и повествованиями богатые книги, чтобы заметить то, что особенно их украшает и чего ни в каких правилах нет».
Риторика изучалась в первых светских учебных заведениях, какими были Академия наук, Петербургский сухопутный кадетский шляхетный корпус, гимназия при Московском университете, Казанская гимназия, Московский университетский благородный пансион. В XVIII веке риторика все чаще рассматривается как отдельный предмет, который наряду с пиитикой, классической философией, эстетикой, греческим, латинским, славянским языками в те годы входил в систему школьного образования. Главной частью риторики конца XVIII века становится учение об ораторской прозаической речи и искусстве оратора (оратории).
Еще с конца XVH века существует деление на общую и частную риторику. Так, в латинских риториках Киевской Духовной Академии записано, что существуют как общие правила ведения и построения речи (предмет общей риторики),так и описание и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной риторики).Это же деление риторики на общую и частную мы находим в трудах М.В. Ломоносова (XVIII век), а затем в учебниках XVIII-ХГХ веков у самых разных риторов (Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленец-кого, К.К. Фойгта, А.Ф. Кони, А.С. Шишкова, Я.В. Толмачева).
Н.Ф. Кошанскийнаписал два учебника риторики: «Общая реторика» (1829) и «Частная реторика» (1832). Во введении к первой книге он пишет: «Риторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею,во втором частного».
К.П. Зелснецкийсчитал, что в «Общей риторике» («Курс русской словесности для учащихся», 1849) должны быть отражены «главные правила расположения слов в речи». В этой части книги он дает определение стиля («Характер мысли называется стилем»), говорит о качествах хорошей ораторской речи (ясности, благородстве, достоинстве). К.П. Зеленецкий связывает слог речи («простой, средний и возвышенный») с ситуацией общения («Кто?, О чем?, Когда?, С какой целью и для какого круга говорит или пишет?»).
Задачей «Частной риторики» автор считает описание жанров речи (живописные очерки, повествования, истории, хроники.; жизнеописания, биографии, анекдоты).
К.К. Фойгтв книге «Частная риторика» (1856) высказал мысль о том, что <...> «Дело риторики, как части науки словесности, — показать все те общие приемы, которым может подлежать слово человеческое». При этом предметом общей риторики он считал «слог», а предметом частной — «формы сочинений», называя их трактатами, разговорами, письмами, деловыми бумагами, ораторскими речами разных видов и декламациями.
Частные риторики XIX века в содержании своем «пересекали» разные науки (эстетику, этику, психологию, лингвистику), показывая, «как в пределах определенного жанра наилучшим образом выразить мысль или чувство, постоянно памятуя о тех этических, эстетических и языковых нормах, за пределами которых речь не достигает своих целей. Во второй половине XIX века большое распространение получили риторики, посвященные родам и видам красноречия: судебному, воинскому, духовному, академическому, дипломатическому, торговому (коммерческому) и другим. Было выделено до 10 видов частных риторик,каждая из которых помогала регулировать речевое общение в обществе, определяя социальную речевую практику и нормативные оценки.
Авторы частных риторических трудов пытались учитывать специфику адресата, актуальную для него проблематику, характерные речевые черты и жанровое своеобразие своих книг. Образцами судебного красноречиястали работы П. Сергеича (П.С. Пороховщикова) «Искусство речи на суде», А.Ф. Кони «Приемы и задачи обвинения», К.Л. Луцкого «Судебное красноречие»; военное красноречие было представлено трудами Я.В. Толмачева «Военное красноречие» и Е.Б. Фукса «О военном красноречии»; духовное красноречие (церковно-богословское) обогатилось в тот период книгой А.С. Шишкова «Рассуждение о красноречии Священного Писания» и сборниками «Цветник духовный.: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых»; социально-бытовое красноречие известно работами В.О. Ключевского, Б.Н. Чичерина, Т.Н. Грановского.
Во второй половине XIX века в филологических кругах России и в обществе интерес к риторике стал угасать. Причины этого явления: изменение эстетических взглядов и вкусов художественной интеллигенции, негативное отношение общества к излишне пышным эпи-дейктическим речам, носившим официозный характер; острая критика книги Н.Ф. Кошанского «Общая риторика» со стороны В.Г. Белинского и основателей реалистического направления в русской литературе; грамматизация преподавания риторики в гимназиях; социальная нестабильность и катаклизмы в обществе, изменение статуса «политического» слова и т.д.
В послереволюционный период в России наблюдается «изгнание» риторики из народного образования. Тоталитарный режим, нуждаясь в языке обезличенном, стандартизированном, стремился к уничтожению, речевой индивидуальности. Риторику исключают из системы академических вузовских предметов, в конце 20-х гг. прекратил свое существование петроградский Институт живого слова (давший культуре таких просветителей, как А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.). Формируется отношение к риторике: с отрицательной коннотацией, во всех толковых словарях того периода термин «риторика» фиксируется с определениями: «пустая», «голая», «буржуазная», «чистая», «сплошная» и т.д.
Появившаяся в середине XX века неориторика развивается по наиболее перспективным и преемственным направлениям по отношению к классической риторике и культуре речи.