Грамматические нормы (морфологические и синтаксические). Морфологические нормы

Морфологические нормы

Задание 7. Ошибка допущена в примере:

а) пять килограммов, б) сборник басен, в) пара чулков, г) десять кегль.

Синтаксические нормы

Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Сколько слёз (А. было пролито. Б. были пролиты) в страшные годы войны!

2) Сорок три шахтёра (А. осталось. Б. остались) без работы.

3) Доцент Петрова (А. принимала. Б. принимал) экзамен в группе иностранных студентов.

4) Новый театр-студия (А. открыт. Б. открыта) в Москве.

1) Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).

А) аннотация к книге

Б) согласно распоряжению

В) благодаря экономии

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь на эскалаторе,

а) запрещается садиться на ступени;

б) держитесь за поручни;

в) есть простые правила, которые нужно соблюдать;

г) левый ряд должен быть свободен.

Культура устной речи

11. Напишите текст короткой убеждающей речи(не менее 1страницы)на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию.

Темы для устных выступлений:

Изучение гуманитарных дисциплин необходимо в техническом вузе.

Преподаватели не всегда справедливы к студентам.

Учиться никогда не поздно.

Каждый должен уметь водить машину.

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев)

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский)

Вариант 7.

Произносительные нормы

Задание 1.При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).

Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) каталОг, б) фЕтиш, в) мусоропровОд, г) принУдить, д) фенОмен, е) квартАл,

ж) дОговор, з) по срЕдам, и) в стенАх, к) облегчИть.

Задание 2.Для справок используйте орфоэпический словарь.

Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё:

а) жити…, б) иноплем…нный, в) ж…лоб, г) аф…ра

Лексические нормы

Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.

1) Благодаря болезни он не сдал сессию в срок.

2) Работа играет в его жизни большое значение.

3) В этой школе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию учащихся.

4) Уровень воды в реке вырос после дождей.

Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы)

1. Адекватный а) законопослушный

2. Банальный б) вполне соответствующий чему-либо

3. Конфессия в) склад ума, характера, мышления

4. Лояльный г) заурядный, хорошо известный

5. Менталитет д) встреча в верхах

6. Одиозный е) неприятный, нежелательный, пользующийся дурной славой

7. Рейтинг ж) вероисповедание

8. Саммит з)показатель популярности, общественно-политического авторитета,

спортивного мастерства

Задание 5. Выберите нужное слово (пароним).Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. Список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.

1. Экономическая реформа, не успев начаться, стала … .

а) буксовать; б) буксировать

2. Об этом нам пишут миллионы … со всей России.

а) адресатов; б) адресантов

3. … методы должны быть заменены современными.

а) Архаические; б) архаичные

4. Я считаю, что … для реформ – малые предприятия.

а) база; б) базис

5. … малого бизнеса благотворно отразится на нашей экономике.

а) Развитие; б) развитость

Задание 6. Отметьте предложения, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией).

1) У вас есть все возможности для движения вперед.

2) Все демократические силы мира должны соединиться воедино.

3) Служащий был уволен за прогул без уважительной причины.

4) С первой встречи их взаимно тянуло друг к другу.

Наши рекомендации