Дикция и упражнения для развития дикции.

Дикцией называют ясное четкое произношение, которое позволяет обеспечить доведение содержания речи до слушателя. Дикция также подлежит риторической оценке.

Прилагательные, характеризующие дикцию речи:

· четкая

· ясная

· хорошая

· неразборчивая

· плохая

Упражнение №1 «Скороговорки»

Находим нужные скороговорки, знакомимся и тщательно их проговариваем.

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Шла Саша по шоссе и сосала сушку

· Курьера курьер обгоняет в карьер.

· Осип охрип, Архип осип.

· Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

· Водовоз вёз воду из-под водопровода.

· Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

· Мнемоника манипулирования многозначна – её гносеология прозрачна

Упражнение №2 «Чтение вслух»

Возьмите любую книгу, можно даже свою любимую. Читайте вслух, тщательно артикулируя каждое слово. Лучше всего для этого подойдут русские народные сказки или проза.

Упражнение №3 «Орехи»

Положите 2 ореха к себе в рот и таким образом читайте книги или скороговорки.

Упражнение №4 «Чтение с закрытым ртом»

Название упражнения отражает его суть. Попробуйте так читать текст, стремясь, чтобы ваша речь была разборчива.

Артикуляция и артикуляционные упражнения.

При артикуляции основную работу выполняют язык и губы движения их мускулов должны быть особенно четкими. Речь облегчается тем, что губы должны быть всегда немного выпячены, а челюсть должна, по – возможности, оставаться свободной, чтобы разгрузить шейные мышцы.

Упражнение №1

Не вызывать спазмы и утомления языка помогает гимнастика – произнесите звукосочетания «лалелилолу», «татетитоту» и др.

Упражнение №2

Упражняйтесь в произнесении всех речевых звуков от А до Я и контролируйте их отчетливое произношение.

Упражнение №3

Гласные образуются при различных округлых положениях губ: и – е – а – о – у –в такой последовательности возрастает округление губ.

Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

Упражнение №4

Согласные звуки должны быть четко отделены друг от друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, понимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смещение звуков ( например, п-б, д-т) нередко ведет к непониманию. Особенно надо разделять конечные и начальные согласные, если они одинаково звучат в словах, непосредственно следующих друг за другом.

Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;

-ПТК, ПКТ, КТП

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

Упражнение №5

Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Упражнение №6

Чтобы отработать правильную постановку губ и языка, улучшить дикцию, повысить чёткость речи, упражняйтесь со скороговорками. Сначала произносите их медленно, по слогам, чётко выговаривая каждый звук. Повторяя скороговорку, наращивайте темп.

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король – орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин ущемить леща. констатировал.

Тщетно тщится щука

Упражнение №7

Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

Упражнение №8

Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.

Упражнение №9

Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуляции.

Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас: корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, взгромоздившееся, искренность, изданный, обыкновенно, усовершенствование, присутствие, делопроизводство, артиллерия, забаррикадироваться, спектрограф.

Упражнение №10

Произнесите скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской. Это обеспечит не только четкость дикции, но и звучность, темп, тембр, высоту.

· Проворонила ворона воронёнка(пожалев воронёнка; поругав ворону);

· На дороге с утра тарахтят трактора(поругав кого-либо; похвалив кого-либо);

· На дворе – трава, на траве – дрова(сомневаясь в услышанном; дразнясь); украла кларнет(прочитав как «информационное сообщение»;

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла выразив возмущение).

Наши рекомендации