Дикция и упражнения для развития дикции.
Дикцией называют ясное четкое произношение, которое позволяет обеспечить доведение содержания речи до слушателя. Дикция также подлежит риторической оценке.
Прилагательные, характеризующие дикцию речи:
· четкая
· ясная
· хорошая
· неразборчивая
· плохая
Упражнение №1 «Скороговорки»
Находим нужные скороговорки, знакомимся и тщательно их проговариваем.
· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
· От топота копыт пыль по полю летит.
· Шла Саша по шоссе и сосала сушку
· Курьера курьер обгоняет в карьер.
· Осип охрип, Архип осип.
· Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
· Водовоз вёз воду из-под водопровода.
· Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
· Мнемоника манипулирования многозначна – её гносеология прозрачна
Упражнение №2 «Чтение вслух»
Возьмите любую книгу, можно даже свою любимую. Читайте вслух, тщательно артикулируя каждое слово. Лучше всего для этого подойдут русские народные сказки или проза.
Упражнение №3 «Орехи»
Положите 2 ореха к себе в рот и таким образом читайте книги или скороговорки.
Упражнение №4 «Чтение с закрытым ртом»
Название упражнения отражает его суть. Попробуйте так читать текст, стремясь, чтобы ваша речь была разборчива.
Артикуляция и артикуляционные упражнения.
При артикуляции основную работу выполняют язык и губы движения их мускулов должны быть особенно четкими. Речь облегчается тем, что губы должны быть всегда немного выпячены, а челюсть должна, по – возможности, оставаться свободной, чтобы разгрузить шейные мышцы.
Упражнение №1
Не вызывать спазмы и утомления языка помогает гимнастика – произнесите звукосочетания «лалелилолу», «татетитоту» и др.
Упражнение №2
Упражняйтесь в произнесении всех речевых звуков от А до Я и контролируйте их отчетливое произношение.
Упражнение №3
Гласные образуются при различных округлых положениях губ: и – е – а – о – у –в такой последовательности возрастает округление губ.
Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:
-И, Э, А, О, У, Ы;
-Е, Я, Й, Ю;
-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;
-еа, яа, йа, юа;
Упражнение №4
Согласные звуки должны быть четко отделены друг от друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, понимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смещение звуков ( например, п-б, д-т) нередко ведет к непониманию. Особенно надо разделять конечные и начальные согласные, если они одинаково звучат в словах, непосредственно следующих друг за другом.
Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:
-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;
-ПТК, ПКТ, КТП
шо, шу, ши, ше,
шу, ши, ше, ша,
ши, ше, ша, шо;
-ша, жа, жа, жа, ша,
шо, жо, жо, жо, шо,
ши, жи, жи, жи, щи,
ше, же, же, же, ше;
-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;
-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;
БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;
БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;
-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,
ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;
Упражнение №5
Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
В Чите течет Читинка.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
Упражнение №6
Чтобы отработать правильную постановку губ и языка, улучшить дикцию, повысить чёткость речи, упражняйтесь со скороговорками. Сначала произносите их медленно, по слогам, чётко выговаривая каждый звук. Повторяя скороговорку, наращивайте темп.
На дворе - трава, на траве - дрова;
не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Король – орел.
Либретто «Риголетто».
Прецедент с претендентом.
Константин ущемить леща. констатировал.
Тщетно тщится щука
Упражнение №7
Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:
«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».
Упражнение №8
Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.
Упражнение №9
Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуляции.
Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас: корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, взгромоздившееся, искренность, изданный, обыкновенно, усовершенствование, присутствие, делопроизводство, артиллерия, забаррикадироваться, спектрограф.
Упражнение №10
Произнесите скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской. Это обеспечит не только четкость дикции, но и звучность, темп, тембр, высоту.
· Проворонила ворона воронёнка(пожалев воронёнка; поругав ворону);
· На дороге с утра тарахтят трактора(поругав кого-либо; похвалив кого-либо);
· На дворе – трава, на траве – дрова(сомневаясь в услышанном; дразнясь); украла кларнет(прочитав как «информационное сообщение»;
· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла выразив возмущение).