Лингводидактический потенциал диктанта
Разработайте задания, активизирующие процесс восприятия текста для его воспроизведения в форме диктанта с целью развития определенного компонента языковой способности школьника. Будьте готовы к апробации упражнения в группе.
В ходе работы обратите внимание на следующие компоненты:
1. Цель. Какой компонент языковой способности школьника развивается при обращении к данному виду диктанта?
2. Материал. Чем обусловлен выбор текста?
3. Тип заданий. Для какого типа языковой личности предложенные задания будут в большей степени эффективны?
Пример методической разработки
Алтухова Татьяна, Л-041(2)
Текст диктанта
Утром она бе…покойно и криво летала над самым прибоем. Море (не)пр…рывно крутящ…мися валами ок…ймляло берег. Здесь оно налетая на него с грохотом и шумом рыло под собою гравий там как к…пящий снег ра…ыпалось с ш…пеньем и широко взлизывалось на берег но тотчас же скользило как стекло назад подп…рая собою новый крутящийся вал а вдали расшибалось о камни и высоко взв…валось в воздух. И далеко гудел берег от прибоя... Чайка с криком бросалась между волнами плавно скользя по воде в их ухабы выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.
Но потом она словно устала. Надвигается (не)на…ный вечер и бе…сильно качается чайка по ветру все дальше уходит белея в тумане от берега в море... Слышишь как жалобно ра…даются ее радо…ные ст…нания?
Вон она уже (еле)еле виднеет…ся в сумраке. Быстро спускается темная бурная ночь (чаще) и (чаще) м…лькают в море седые космы пены. Шум прибоя р…стет ледя…ой ветер вздымает и беше…о срывает волны разнося по воздуху брызги и ре..кий запах моря.
Исходный текст
Утром она беспокойно и криво летала над самым прибоем. Море непрерывно крутящимися валами окаймляло берег. Здесь оно, налетая на него с грохотом и шумом, рыло под собою гравий, там, как кипящий снег, рассыпалось с шипеньем и широко взлизывалось на берег, но тотчас же скользило, как стекло, назад, подпирая собою новый крутящийся вал, а вдали расшибалось о камни и высоко взвивалось в воздух. И далеко гудел берег от прибоя... Чайка с криком бросалась между волнами, плавно скользя по воде в их ухабы, выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.
Но потом она словно устала. Надвигается ненастный вечер, и бессильно качается чайка по ветру, все дальше уходит, белея в тумане, от берега в море... Слышишь, как жалобно раздаются ее радостные стенания?
Вон она уже еле-еле виднеется в сумраке. Быстро спускается темная бурная ночь; чаще и чаще мелькают в море седые космы пены. Шум прибоя растет, ледяной ветер вздымает и бешено срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
[Бунин, И. А. Собрание сочинений: Велга, – Том 2. – С. 2. –Библиотека русской классики: выпуск 1. – С. 5197 (ср. И. А. Бунин: Cобрание сочинений. – С. 304.)].
Пошаговая работа с предложенным текстом:
1. Индивидуальная работа с раздаточным материалом, вставляются буквы, расставляются знаки препинания.
2. Проверка с учителем, объяснение правил. Выделение (подчеркивание) «трудных» для себя мест.
3. Смысловое прочтение текста с целью дать заглавие отрывку.
4. Визуальное изучение текста с целью подготовки к диктанту.
5. Диктовка.
6. Написанный диктант откладывается в сторону, «образец» (текст диктанта) открывается и происходит визуальное изучение образца с целью актуализировать в памяти собственное написание слов и сверить с написанием в образце.
7. «Реальная проверка» по образцу (возможно, в качестве домашней работы).
Разработка выполнена на базе методики «Диктант с двойной виртуальной проверкой и одной проверкой по образцу («реальной»)», предлагаемой в работе «Системный анализ текста как пропедевтика речевой культуры в школе».
Момотова Екатерина