Тема 6. Использование вопросов
Вопросы как средство определения потребностей собеседника. Можно ли с помощью вопросов привести оппонента к нужному выводу? Три проблемы: какие вопросы задавать, как их формулировать, когда их задавать.
О пользе подтверждающих заявлений. Пять функций вопросов: привлечение внимания, получение информации, сообщение информации, запуск мышления, побуждение к принятию решения. Многофункциональные вопросы. Вопросы, не вызывающие у отвечающих особых проблем: отрытые вопросы, наводящие, спокойные, вопросы-обращения, вопросы-окна, направляющие, оценивающие.
Вопросы, способные вызвать у отвечающего определенные трудности: закрытые, вопросы с нагрузкой, импульсивные вопросы, хитрые, зеркальные, вопросы для размышления. «Дурацкие» вопросы. Ошибка многих вопросов.
Грамматические конструкции построения вопросов. Использование логических ударений. Утверждения в качестве вопросов.
Как отвечать (или не отвечать) на вопросы. Способы ответа на вопросы: оставить у спрашивающего впечатление, что вы ответили на вопрос; дать неполный ответ; дать неточный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы. Критерии правильного и неправильного ответа.
Литература
1. Ниренберг Дж. Гений переговоров. Минск, 1997. С.147-179.
2. Гадамер Х.-Г. Герменевтическое первенство вопроса // Логика и риторика: Хрестоматия. Минск, 1997.
3. Леммерман Х. Учебник риторики. М., 1997.
4. Зарецкая Е.Н. Риторика.
Темы докладов и рефератов
1. Искусство задавать вопросы.
2. Искусство отвечать на вопросы.
3. Технологии ухода от ответов на вопросы.
Материалы к теме 1.
Стили переговоров
|
Вы стараетесь действие
Удовлетворить
Собственные
Интересы
Пассивное
Действие
Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны
Иерархия потребностей
Потребности | Способы удовлетворения |
1.Физиологические (сохранение и поддержание жизни) | Питание, одежда, жилье, условия труда, здоровье |
2. Уверенность в завтрашнем дне («психобезопасность») | Долгосрочное обеспечение денежного дохода, гарантия рабочего места на длительный срок |
3. Социальные контакты | Контакты с людьми, симпатии со стороны членов коллектива |
4. Уважение к себе и признание со стороны других | Профессиональная компетентность. Финансовые возможности. Право принимать решения. |
5. Развитие способностей | Рост знаний. Раскрытие и использование скрытых ресурсов. Расширение области полномочий. |
Тема 2-3. Знакомство с основой теории, разработанной в Гарвардской школе бизнеса
Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует нелегко. Стандартная переговорная стратегия очень часто оставляет у людей чувство неудовлетворенности, изнурения или отчуждения, а нередко и всего вместе. Люди оказываются перед дилеммой. Они видят лишь две возможности ведения переговоров - быть податливым или жестким.
Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки, которые часто оборачиваются ощущением ущемленности и обиды.
Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли, в котором сторона, занявшая крайнюю позицию и упорно настаивающая на своем, получает больше. Он хочет победить, однако подобное поведение часто кончается тем, что вызывает такую же жесткую реакцию, которая изматывает его самого и его жизненные ресурсы, а также портит отношения с другой стороной.
Есть третий путь ведения переговоров, предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а, скорее, объединяющий и то и другое. Это метод принципиальных переговоров, который состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, т. е. исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон.
Этот метод предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон.
Метод принципиальных переговоров включает в себя четыре основных элемента:
I. Люди: сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.
Если не прямо, то косвенно участники переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом.
II. Интересы:сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Цель переговоров состоит не в отсутствии высказанных позиций, а в удовлетворении подспудных интересов. Принятая на переговорах позиция часто скрывает то, чего вы в действительности хотите, и мешает достижению ваших истинных интересов.
III. Варианты прежде, чем решить, что делать, выделите круг возможностей (разработайте взаимовыгодные варианты). Успеху переговоров часто мешают дефицит времени и стремление отыскать единственно правильное решение. Поэтому важно найти время для обдумывания широкого круга возможных решений, которые учитывали бы общие интересы и творчески примиряли интересы несовпадающие.
IV. Критерии: настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.
Когда интересам участника переговоров что-либо прямо противопоставляется, он может достичь благоприятного результата, просто проявив упрямство. Однако можно противостоять такому нажиму, настаивая на том, что неуступчивость не является достаточным аргументом и что соглашение должно отображать какие- то справедливые нормы, а не зависеть от "железной" воли каждой из сторон. Эти нормы, принимаемые всеми договаривающимися сторонами, играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое соглашение. Такими нормами или объективными критериями могут быть общие методы, общие ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры (прецеденты) и пр. Эти четыре элемента принципиальных переговоров могут учитываться вами, как только вы начнете обдумывать переговоры и вплоть до момента, когда соглашение уже принимается, либо вы решаете отказаться от дальнейших усилий. Этот период можно разделить на три отдельные стадии: анализ (сбор информации, осмысление ее, постановка диагноза ситуации), планирование (составление плана действий, последовательности высказывания предложений, аргументов, контрдоводов) и дискуссия.
Краткое содержание четырех основных элементов метода принципиальных переговоров приводится ниже.