Языковые средства, обеспечивающие единство текста
Языковые средства | Сущность понятия | Комментарий |
Ключевые слова | Слова и выражения, наиболее отчётливо выражающие пред-мет (тему) речи | Присутствуют в любом тексте. В текстах нестрогих стилей могут выражать также авторское отношение к предмету речи. Как правило, не выявляют стилевую принадлежность текста |
Опорные (этапные) предложения. | Предложения или их фрагменты, передающие суть информативного содержания | Присутствуют только в относительно развёрнутом тексте. Выявляют стилевую и жанровую принадлежность текста |
Лексический повтор | Повтор одного и того же слова, хотя и в разных словоформах | Наиболее простое, примитивное средство связи. В строгих стилях соответствует норме; в публицистическом – может расцениваться как ошибка; в художественном – является одним из важных средств реализации авторского замысла |
Однокоренные слова | Повтор корня слова в разных предложениях текста | Не являются обязательным языковым средством |
Лексические синонимы | Тождественные или близкие по лексическому значению слова и выражения | Не являются обязательными языковыми средствами. В рамках конкретного текста, наряду с общеязыковыми (т.е. зафиксированными в лингвистических словарях), могут употребляться и контекстуальные синонимы или антонимы |
Антонимы | Два слова, принадлежащие к одной части речи и обладающие противоположным лексическим значением | |
Окончание табл. 3.2 | ||
Лексико- семантические поля (ЛСП) | Существующая в языке или возникающая в тексте совокупность слов разных частей речи, выражающих общее понятие | Характерны для относительно развёрнутого текста (2-3 главных ЛСП). Слово или словосочетание, называющее данное понятие, служит названием ЛСП. Ключевое слово обязательно входит в главное ЛСП, а иногда служит и названием этого поля |
Метатекстовые средства | Вводные слова (выражения), сочинительные союзы, отдельные словосочетания, а также предложения, отражающие логику развития мысли автора в тексте | Не являются обязательным языковым средством, хотя наиболее последовательно используются в научном и публицистическом текстах. Помогают адресату выявить наиболее важные или, напротив, второстепенные с точки зрения автора моменты, отражаемые в тексте причинно-следственные отношения и т.д. |
Слова- заместители | Местоименные слова (местоимения и местоимённые наречия), абстрактные существительные, словосочетания с обобщающей семантикой, служащие для замены употреблённых в предшествующем тексте слов, выражений, предложений и других фрагментов текста во избежание их повтора | Употребляются как средство свёртывания текста. Степень их употребительности и «ассортимент» во многом зависит от функционально-стилевой принадлежности, от жанра и от объёма текста. Особенно характерны для научного и публицистического стилей |
Видо-временной фон текста | Отражение в содержании текста реального времени | Реализуется в виде временных значений прошедшего, настоящего и будущего времени. Для ряда текстов (прежде всего деловых и научных) характерен т. н. вневременной фон, создаваемый формами глагола настоящего времени и безглагольными предложениями. Видовременной фон может быть постоянным, сохраняющимся на протяжении всего текста, но возможна и его смена (переход от одного времени к другому, временные перебивы и т. д) |
Учёные, исследующие текст, выделяют два вида связности в нём: глобаль-ную и локальную. Основные различия между ними представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Виды связности в тексте
Тип связности | Общая характеристика | Типичные языковые средства |
Глобальная связность | Обеспечивает единство всего текста | Ключевые слова, опорные предложения, лексико-семантические поля, синонимы, антонимы, видовременной фон |
Локальная связность | Обеспечивает связность соседних предложений и сложных синтаксических целых | Лексический повтор, однокоренные слова, слова-заместители, метатекстовые средства |
► Какое из двух утверждений, на Ваш взгляд, более точно передаёт сущность текста как речевого произведения: «Текст – это совокупность предложений» или «Текст может быть разделён на предложения»?
► Всегда ли количество этапных предложений в тексте совпадает с числом абзацев в нём?
► В каком случае лексический повтор обеспечивает глобальную связность текста?