Вводные упражнения – вводные положения
Вводные упражнения
Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диагонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевозможные указания по которым даны в разделе 3 этой главы. Например, можно прочитать вслух короткие газетные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.
Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепенно, в процессе изучения книги, потому что хорошее управление дыханием, четкое произношение и эффективное речевое мышление – фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет огромную ценность для каждого оратора.
1.1.1 Дыхание
«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма. Гете так выразил чередование вдохов и выдохов:
В дыхании есть два блага, без сомненья:
То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;
Что там – стесненное, здесь – свежесть и свободу обретает,
Да, жизнь чудесное смешенье представляет.
Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,
И благодарен будь, коль вновь освободит.
Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.
Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть активными, напротив, они зависят от мускулов, расположенных вокруг легких.
Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань – в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафраг-менное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием которого могут быть спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.
Используйте глубокое дыхание, по возможности дышите свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхайте и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.
Мы займемся дыхательными упражнениями при произнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее – при произнесении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.
Обходимся с дыханием экономно, большего достигаем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем никакого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флейтиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:
• Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.
• Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.
Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую цитату из Гете на одном дыхании без труда.
Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.
Овладение навыками правильного дыхания – предпосылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слушаем ораторов, которые через 10 минут выступления задыхаются, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах, примеч. перев.).
Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает только общие рекомендации. С техникой дыхания и, соответственно, дыхательной гимнастикой советуем познакомиться, например, в народных университетах и принять участие в занятиях.
Речь
В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь необходимый арсенал средств оратора: указания по произношению и по особым источникам опасностей. Если у Вас относительно произношения трудности особого рода, то хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве упражнений по технике речи в книгах, приведенных в списке литературы.
Учебник типа настоящего хорошо дополняет, но никоим образом не заменяет курс техники речи и ораторского мастерства.
Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуют художественного чтения. Но говорить отчетливо и осмысленно он обязан. Хорошим должно быть звучание голоса. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резонирование настраивают в соответствии с имеющейся ситуацией, но прежде всего добиваются плавности речи. История знает ораторов, которые благодаря своей личности и дикции имели большой успех, хотя их речь звучала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов. Казалось, что звуки, произносимые им, исходят из отверстия запонки для воротничка. Но это звучание не имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное произношение.
При артикуляции основную работу выполняют язык и губы, поэтому движения их мускулов должны быть особенно четкими.
Речь облегчается тем, что по привычке губы всегда несколько выпячены. Челюсть же постоянно остается по возможности свободной, чтобы разгрузить шейные мускулы. Не подражайте жевательным движениям многих «говорящих щелкунчиков», вызывающим спазмы и утомление (помогает гимнастика языка – произносите звукосочетания «лалелилолу», «татетитоту» и др.). Упражняйтесь в произнесении всех речевых звуков от А до Я и контролируйте отчетливое произношение всех звуков. Гласные образуются при различных округлых положениях губ: и-е-а-о-у;в такой последовательности возрастает округление губ. При произнесении ии е часто формируют более плоское и широкое положение губ и затем издают звук вроде плачущего или сдавленного. При резком вступлении гласных звуков голосовые связки под действием потока воздуха внезапно размыкаются: так возникают гортанные звуки. Но мы обращаем внимание на мягкое вступление голоса, которое лучше достигается, если представим перед гласной звук х.
Согласные звуки должны быть четко отделены друг от друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, понимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смешение звуков (например, п-б, д-т) нередко ведет к непониманию. Особо следует сказать о необходимости разделения конечных и начальных согласных, если они одинаково звучат в словах, непосредственно следующих друг за другом (например, говорящий подразумевает «… und denkbar ware das» (и это было бы благодарностью), однако слушатель понимает: «… undenkbar ware das»(n это было бы неблагодарностью).
Следующие упражнения научат произносить согласные:
• Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуляции. (Ученики нередко используют это упражнение для оказания помощи соседу по парте, попавшему в затруднительное положение.)
• Намеренно быстрая речь повышает беглость произношения при большом числе согласных. Для этой цели подходят скороговорки: «Тот, кто ничего не знает и знает, что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто ничего не знает, и не знает, что он ничего не знает» и др.).
Если различные согласные следуют непосредственно друг за другом, то язык и губы изменяют положение почти сразу. Если же этого не происходит или происходит слишком медленно, то возникает полный беспорядок, мы слышим так называемый «винегрет из согласных».
Чтобы голос был сильным, с хорошим резонирующим звучанием, произносим медленно предложения со многими подходящими носовыми согласными (м, н, нг), например: «Von dem Dome schwer und bang tbnt der Glocke Grabgesang»*.
• Хорошее упражнение для улучшения резонирующего звучания – напев вполголоса. Мелодию напевают отдельными звуками и в медленном темпе. Губы не сжимают, напротив, оставляют свободными. Даны указания по правильному произношению, которые легко выполнимы.
Основное правило ударения гласит**: корень легко подпадает под ударение; аффиксы обычно безударны, но не «проглатываются».
Мелодия предложения (изменение силы звучания) не остается неизменной, напротив, она ступенчато изменяется, как правило, повышаясь в начале и падая в конце предложения. Ударение – важнейший компонент предложения. Каждое предложение имеет только один пик ударения. Под пиком ударения не всегда подразумевается одно слово. В случаях, требующих особого выделения, подчеркиваются целые смысловые отрывки.
Ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Два примера: мы восклицаем: «Да это было бы еще лучше!», Зло-иронично звучат эти слова, если мы сделаем другое ударение: «Да это было бы еще лучше!» Или «Я еду сегодня в Берлин». Это предложение может получать различное смысловое значение в зависимости от того, какое слово я выделю.
Например:
Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);
Я еду сегодня в Берлин (а не лечу);
Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);
Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург). Многие ораторы имеют обыкновение вновь и вновь делать ударение в конце предложения. Они выделяют последнее слово, повышая тон или растягивая слово по слогам, даже если это слово несущественно. Это неправильное ударение в большинстве случаев вызвано затруднением, возникающим из-за следующего предложения, которое еще не «вертится на языке».
Есть три способа обозначить ударение: 1. Повышение тона. 2. Усиление звучания голоса. 3. Замедление речи (медленный темп речи). Как правило, эти средства сочетают: если я говорю громче, то замедляю речь и повышаю звучание голоса.
Остерегаются отрывистой манеры речи (в экстремальных ситуациях агрессивного тона). Говорите всегда плавно, связно, не спеша, так, чтобы на слушателя воздействовали смысловые блоки слов. Если не встречаются особые пики ударения, то следуем естественному ритму речи. «Внутри предложения мы стремимся к упорядоченным изменениям, потому что структура нашего языка требует тяжелых и легких слогов… организованных подходящим образом, непринужденно, легко» (фон Эссен).
Без логической основы (иногда даже против всякой логики!), из чисто ритмической потребности.
Я уже говорил о том, что оратор обязан владеть ясной, выразительной речью, произносить предложения плавно, в спокойной манере. Предупреждаю, что не следует для упражнений брать за основу разновидность какой-нибудь парадной речи с выражениями, подлежащими удалению, подобно пустой породе.
Укажу пороки речи, которые, несомненно, мешают слушателю или вредят оратору:
• Слишком высока тональность речи! Утомление и повреждение голосовых связок не заставят себя ждать. Мы намеренно говорим более низким тоном, мы бережем наш голос.
• Сдавленный голос воспринимается как неестественный, из-за поспешного дыхания и сокращения шейных мускулов.
• Проглатывание конечных слогов.*
• «Звуки размышления»: мы могли бы их назвать «атавистическими звуками»: о-о-э и э-э и т. д. Известно, что даже выдающиеся ораторы не могли избавиться от атавистических звуков в течение, пожалуй, всей своей жизни.
Причина? У оратора «на языке» нет готового следующего предложения, но он полагает, чувствуя вину перед слушателями, что лучше «выдать» хоть что-нибудь, а это всего-навсего переходный мостик атавистического звука. Чаще всего замечают, что оратор «не на уровне», что у него множество атавистических «звуков размышления». В этом случае проблему может снять контроль с помощью магнитофона.
• Носовое или картавое звучание. (Знаменитый торговец предметами искусства Вол-лард встретил в обществе незнакомую даму. Она очень заметно «говорила в нос». Воллард спросил у своего соседа: «Не находите ли, что эта дама много выиграет, если ее труба будет звучать реже?» «Совершенно с Вами согласен, – отвечал сосед. – Я в течение 30 лет не могу к этому привыкнуть. Собственно, я ее муж») Мы слишком редко выясняем, какое впечатление производят на других наш голос и манера нашей речи. «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека», – сказал учитель римлян в риторике Квинтилиан. Остерегайтесь также брызг изо рта во время речи; как писал Вильгельм Буш: «Брызги с губ, глаза сверкают: «речь ему в охотку». Мокрой стала от слюны «шпионская» бородка».
• Для голоса вредны всякие чрезмерные восклицания, хмыкание и кашель.
Рычание более подходит иным зверям, нежели нам, людям. У некоторых ораторов из-за чрезмерного форсирования звука хриплый голос и звучит как шум при встряхивании коробки с канцелярскими кнопками, а у других слова звучат прерывисто, а между ними длинные паузы. Обращаем Ваше внимание, как важна для оратора плавная речь, ведь мы произносим взаимосвязанные слова, а не только слова в отдельности. Медики, специалисты по голосу и речи квалифицируют в научных трудах заикание как «спазматический невроз выражения». Установлено, что среди заикающихся гораздо больше мужчин, чем женщин, и процентная доля заикающихся возрастает к Западу: в Англии, например, эта доля больше, чем в Германии, в США больше, чем в Англии. Согласно оценке, чис- ло заикающихся в Северной Америке превышает 2 миллиона человек. Случайное заикание людей с неповрежденной речью объясняется мгновенным испугом и чувством незащищенности, заикание мо- жет быть преодолено с помощью частых речевых упражнений. Большинство названных пороков речи может быть устранено только терпеливой работой, лучше всего под руководством педагога по речи (логопеда) или учителя пения. Если существенный порок не удается устранить таким образом, значит он обусловлен органическими причинами. В этом случае целесообразен визит к врачу-специалисту. «Сегодня ни один человек не откладывает визит к зубному врачу до тех пор, пока разрушатся зубы. Но с голосом обращаются в той или иной степени по-варварски» (Шмидт).
Диалект *
В «Занимательном справочнике по немецкому языку» Ганс Райман собрал вместе и расположил в алфавитном порядке разнообразные причины, определяющие тип речи.
«Речь зависит от географической широты, губ, домашнего воспитания, друзей детства, ландшафта, неба, носа, окружения, питания, степени пространности изложения, школы, языка.» И далее: «Речь всегда окрашена, нестерильна, пронизана особенностями… У нас есть учебники для актеров и тех, кто хочет ими стать. Проповедуемый этими учебниками язык откосится к живому языку, как муляж к живому прототипу». Под этим мы можем податься целиком и полностью. Мы не хотим, чтобы речь была «дистиллированным продуктом стерильной сценической манеры выражения» (Килиан). Но понимаемый с трудом диалект должен быть отклонен так же, как и обезличенный, бесцветно-гладкий официальный язык. Употребление диалекта должно и может иметь право на жизнь, но ограничено правильным использованием и уместно, если хорошо понимается слушателями.
Если мы говорим на понимаемом с трудом диалекте, то остается только одно: с помощью упорных занятий устранить те особенности, которые мешают речевому контакту с людьми из других областей. Хороший оратор из Южного Бадена в большей степени использует диалект на своей родине, но может говорить и так, что его понимают немцы в области Нордшлезвиг. Некогда в Бонне северогерманский политик в высшей степени раздраженно прервал словесный поток одного значительного товарища по партии из Швабии: «Если Вы не прекратите выражаться на швабский манер и не начнете говорить на разумном литературном немецком языке». – И тут он взлелеял мысль о мщении – «denn so fangt wi an, platt to snacken, un denn schast du sehn: Du versteihst keen Wo-ort!»(dann fangen wir an, plattdeutsch zu reden, und dann wirst du sehen: Du verstehst kein Wort! – тогда мы начнем говорить на нижненемецком диалекте и увидишь: не поймешь ни единого слова!).
Ораторам желательно добиваться понимания. Буш описал в «Повествователе Клякселе» это следующим образом:
Как весело из шлюза рта, бывает,
Парусники мыслей выплывают,
При попутном ветре добром
Правят вдаль по гулким волнам
К головам людей, к гаваням ушей,
(Хоть порою, сидя в ряд, эти люди… крепко спят).
1.1.3 Упражнение в речи
«Легкая и трудная победа: один добивается шутя, другой – напряженным трудом, нажимая так, что у него голова раскалывается», – повторим мы вслед за Вильгельмом Бушем. Так же обстоит дело и с речью: то, что одному дается тяжело, другому легко. Старое изречение гласит: «Poeta nascitur, orator fit(Поэтом рождаются, оратором становятся»). До известной степени ораторское искусство можно постичь самостоятельно. Лучше всего, если упражнения в речи проводят в кругу друзей или слушателей одного курса; в этом случае возможны взаимоконтроль и взаимопомощь. Уже Квинтилиан (примерно 30-96 г. н. э.) заметил, что ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.
Систематические упражнения по формированию речи должны выполняться достаточно долго, например – каждую неделю в течение полугода.
Ниже я обобщил десять основных положений, которые, как показал опыт, приводят к свободному выражению мысли. Дело в разумном поэтапном продвижении к заданной цели, начиная с простых упражнений и постепенно расширяя сферу речевых навыков. Каждое из этих обязательных упражнений нужно выполнять минимум двадцать или тридцать раз.
Чтение текста.
Громко читайте вслух (например, газетную статью), бросая время от времени взгляды на воображаемых слушателей. Добивайтесь спомощью контакта глаз с воображаемой публикой ощущения свободной речи. При этом Вы систематически мгновенно читаете, забегая вперед, небольшие отрывки и сохраняете их в памяти. Это лучшее упражнение для подготовки речевого мышления, при котором мысли немного опережают слова.
Передача смысла.
Прочтите отрывок, содержащий примерно от двух до пяти предложений и затем перескажите его, а именно:
• по возможности дословно (старайтесь запомнить детали!) или
собственными словами (самостоятельно формируйте речь).
3. Речевое мышление.
К свободной речи приводит ни чтение статей, ни заучивание их наизусть, а лишь постоянное упражнение по формированию речи на основе конспекта ключевых слов и речевого мышления.
Термином «речевое мышление» мы обозначаем тесную связь мышления и речи: мышление во время речи и речь во время мышления. Практически это означает, что существенная часть замысла (его мысленная опора) представлена с помощью ключевого слова или ряда ключевых слов (ключевое предложение).
Ключевое слово дает мне мыслительный импульс, и это побуждает меня раскрыть мысль формируя речь.
Поясним это на примере: Демосфен – величайший оратор древности,требовал от греческих племен, чтобы они были едины в борьбе против царя Филиппа.
Это предложение с помощью ключевых слов можно было бы представить так: Демосфен – величайший оратор древности – требовал от греческих племен единства против царя Филиппа. Эти ключевые слова являются каркасом, вокруг которого группируются остальные слова.
Упражнения для ораторов в речевом мышлении заключаются в том, чтобы вновь и вновь выявлять ключевые слова.
Швайнсберг говорит «о свободной подвижности вокруг неподвижных точек».
Перефразирование слов, сопряженных с ключевыми, можно выполнить, например, так: Демосфен, как известно, был величайшим оратором Древней Греции. Вновь и вновь призывал он греческие племена быть едиными, потому что только так они могли выстоять в борьбе против царя Филиппа. Или: Величайший оратор древности Демосфен вновь и вновь требовал от греческих племен: «Будьте едины, если вы начинаете великую борьбу против могущественного царя Филлиппа».
Вообще много возможностей для оформления этого небольшого каркаса, если пользоваться концепцией ключевых слов. Оратор не цепляется намертво за имеющуюся фразу, напротив, он ту же самую мысль формулирует опять и опять, но по-новому. Оратор, пока говорит, уже успевает пробежать глазами следующее ближайшее ключевое слово и за короткое время запомнить его. «Следующее предложение может быть для предшествующего «милее брата». Следующее предложение всегда является проблемой текущей минуты» (Науман).
Описанное третье основное положение создает предпосылку для дальнейшей работы. Эту работу можно проводить не очень часто. Эффективно дополнительное упражнение – оно состоит в следующем: начало предложения записывают, а затем заканчивают в свободной словесной форме.
Здесь я хочу заметить, что громкая речь имеет большое значение для уяснения наших представлений. Всем ораторам рекомендуем читать сочинение немецкого писателя Генриха фон Клейста (1777 – 1811) «О постепенной подготовке мыслей во время речи». Клейст преобразует французскую поговорку «l'appetit vient en man-geant» (Аппетит приходит во время еды) в «l'idee vient en parlant» (Мысли приходят во время речи). (Сочинение Клейста является ключевым для главы о подготовке документа к записи, см. 2. 2. 2).
Мы усиливаем наши языковые возможности также с помощью определения (дефиниции) понятий.
Дефиниция определяет понятия, вырабатывает стиль сражения, сочетающий широкий охват с выразитель- у стью. (Что такое: дом – государство – демократия и т. например, что такое глобус? Глобус – это вращающий- полый шар, раскрашенный в разные цвета; с помощью градусов широты и долготы дает наглядное представление о земной поверхности).
Определение дефиниции дает Генрих Лансберг, когда пишет: «Дефиниция есть перифраза (описание) значения слова с целью отграничения объема значения этого слова от возможных синонимов (похожих слов).» Упражне- ние в разработке определений очень важно для оратора. Он должен уметь быстро и точно постигать суть явления, предмета, если в дискуссии ему будет предложено дать разъяснение какого-нибудь предмета или слова (например: что, собственно, Вы понимаете под конъюнктурой?) Это совсем не так легко, как полагают. Тот, например, кто определит человека как «бесперое двуногое», уловит только часть сущности, но не суть человека. Этим определением он уподобит человека ощипанной курице, кенгуру и мыши, прыгающей в горшке.
Умение определить и выразить суть явления – цель обучения риторике.
Рассказ
Попытайтесь образно, увлекательно рассказать о всевозможных случаях, анекдоты, короткие истории, путевые заметки и т. д.
Возьмите, например, рассказы Германа Гесса (в сборнике «Авторский вечер») и другие произведения малых форм. Превосходно подходят сюжеты Лессинга. Не успокаивайтесь, пока действительно не воспроизведете фабулу.
Хорошее упражнение на концентрацию внимания: сделайте обзор дня. Расскажите в течение пяти минут о наиболее существенных итогах Вашего дня. При этом обратите внимание на спокойную, плавную манеру речи.
Для рассказа о прошедших событиях Эдгар Нейс дает несколько обобщающих указаний, которые заслуживают нашего внимания:
• В рассказах о прошлом рассказчик исходит из пережитого им самим.
• Рассказывать следует свежо, непринужденно и естественно.
• При этом рассказчик использует разговорную лексику.
• Чаще всего рассказ ведется в прошедшем времени, лишь в острых ситуациях рассказчик выбирает настоящее время.
• Рассказчик обращается непосредственно к своим слушателям.
• Если рассказ длинный, рассказчик мысленно разработает каркас плана, благодаря которому упорядочит свои мысли, придаст повествованию направление и цель. При этом рассказчик обращает внимание на начало, которое должно возбудить в слушателе напряжение, на кульминационный пункт, в котором напряжение достигает наивысшей точки, и на окончание, позволяющее слушателю ослабить напряжение.
• Естественно, рассказчику необходимо хорошо знать содержание рассказа. Но в момент выступления у него наготове собственные устные формулировки этого содержания. Если же во время выступления оратору придут новые мысли, они тут же воплощаются в слова. Но эта размышляющая речь, конечно, предполагает определенную зрелость оратора и технический опыт.
• На небольшие перерывы и помехи речи, возникающие во время выступления, лучше всего не обращать внимания; выступающий делает вид, будто это естественные паузы; слушатели, заметив их, в большинстве случаев не различают, пауза это или неожиданная заминка. Позднее позаботьтесь об устранении этих помех. В век изобилия образов и слов на радио и телевидении почти исчезло искусство рассказа. Однако намечается определенный «ренессанс» в этой области, многие люди стали с очевидной симпатией относиться к этой личной, а зачастую интимной форме общения.
5. Деловое сообщение
Готовим извлечение из газетной статьи в виде ключевых слов и воспроизводим собственными словами с помощью конспекта ключевых слов содержание статьи (перефразирование), лучше всего многократно с различным словесным оформлением.
Заключительные упражнения:
• Сокращаем статью (сжато вплоть до одного предложения!).
• Расширяем статью, добавляя собственное мнение.
Следует стремиться к плавной речи, но что называется не «чересчур отшлифованной». Случайные (!) остановки, случайные (!) повороты вовсе не искажают правильного выражения, но речь приобретает определенную выразительность и жизненность. Английский министр Антони Идеи во время речи никогда не допускал остановок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер (газета Deutsche Allgemeine Zeitung, 24 июля 1938).
Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные далеко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.
Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас определенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы предложения произносились до самого конца без их перестройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.
¦ Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей экспромтом.
Рассмотрите картину, опишите событие, изображенное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимосвязи. Выразительно расскажите о представленных в картине образах, дайте меткие сравнения.
Рекомендуем проработать раздел о подготовке, построении и произнесении речи. Много указаний дает подраздел о стиле речи, средствах выражения, о вступлении, заключении и помехах речи. Указания быть могут учтены уже в настоящий момент.